Деградация фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Деградация фантастики»

Деградация фантастики

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 12:18  
цитировать   |    [  ] 
Идея темы была навеяна товарищем subhuman в соседней теме, только там его предложение звучало, как "Инфантильность в современной НФ и Ф".
Я немного перефразировал, и сейчас объясню почему.
Инфантильность в фантастике я понимаю, как отсутствие в произведении некой искры, заставляющей мысленно возвращаться в эту книгу даже по прошествии значительного времени после её прочтения. Возможно, обдумывать поднятые в ней темы, а возможно, просто из удовольствия фантазировать об описанных героях или событиях.
Ведь бывают же такие герои, которые запоминаются настолько сильно, что реально начинаешь им подражать. В фантастике эта тема очень специфична, поскольку описываемый герой часто далёк от нашей действительности (в том смысле, что Раскольников стоит к реальности несоизмеримо ближе, чем Дарт Вейдер, однако оба героя являются не просто Культовыми, а Легендарными).
Гораздо проще создавать героя, лепя его чуть ли не с готовых примеров из реальной жизни, чем напрягать мозг, создавая героя столь же реалистичного, сколь и фантастичного.
Что мы имеем сейчас? На фоне резко возросших объёмов издаваемых произведений, статистически, должно было вырасти и количество сильно запоминающихся фантастических героев. А получается, что их рождается не больше, чем 20 лет назад, а скорее даже меньше. По-моему благодаря кино таких героев появилось и то больше, чем благодаря литературе.
Оправдания в стиле "читающего народу стало меньше, вот и героев меньше знают" не принимаются. Гарри Поттер яркий тому пример. Его не просто читают те, кто обычно читают только из под палки (молодёжь), его ещё и экранизируют! Про Сумерки молчу.
Что мешает таким героям рождаться чаще? Приведённых героев на фантлабе за героев не считают (и правильно :-))) ), но так где же достойные герои, столь же известные, но при том считаемые достойными даже суровыми фантлабовскими мужиками? (Вейдера я в пример уже приводил. Суровый мужской герой, с которым рядом не валялись поттеры, хотя он известен и почитаем куда больше. Но он всё-таки пенсионер, а я говорю про молодых героев). Так где же они, эти молодые и всеми любимые герои НФ последних лет? Нету. Тот самый инфантилизм писательский. Не хватает запалу создать героя такого уровня. В лучшем случае силёнок хватает на Ведьмаков и Волкодавов (вроде бы их ещё не равняли с поттерами).

Далее. Идеи: то, ради чего и появилась НФ. Бластеры, силовые поля, гиперпрыжки, роботы, телепортация. Первопроходцы использовали эти понятия с умом т.к. знали их значения, смысл, поскольку рисовали с первоисточника — науки. Сейчас все эти девайсы стали штампами. Вряд ли хоть 1 фантаст из 1000, щедро рассыпающий по тексту гиперпрыжки, сможет объяснить что же такое этот гиперпрыжок с научной точки зрения, и почему по мнению той же науки скорость света не преодолима. Если ему зададут такой вопрос на форуме, он даже сможет на него ответить, потому что предварительно изнасилует педивикию и ещё пару энциклопедий, но при лобовом вопросе в реальном времени, в лучшем случае выдавит какую-нибудь несуразицу.
Когда в НФ последний раз появлялись новые идеи, которые становились бы штампами для всех авторов НФ? Я не имею ввиду локальные (встречающиеся в рамках книги или серии) изобретения, а те, которые с охотой заимствовались бы разными писателями.
Вроде бы последнее время потихоньку поползла тема нанотехнологий. Начались всякие нанощиты, нонороботы и нанокомпьютеры. И всё. Опять писательский инфантилизм. Видимо не хватает сил проштудировать научно популярную литературу и на основе последних открытий придумать что-нибудь новенькое, что за его привлекательность и универсальность начнут подхватывать другие авторы.

Возможно, у кого-то есть ещё какие-то претензии по поводу инфантилизма, но конкретно меня бесит именно отсутствие достойных героев и идей.

Так из-за чего же происходит эта деградация? Почему писатели стали инфантильными? Падение уровня образования? Воспитания? Интернет уничтожает мозги? Телевидение? Может быть голливудские фильмы тормозят фантазию? А может просто в природе тупо иссякли возможности для появления таких героев и идей? Всё уже кем-то использовано? И что можно сделать, чтобы этот инфантилизм преодолеть?


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 12:27  
цитировать   |    [  ] 

сообщение модератора

Не смотря на то, что автор темы не удосужился прочитать, хотя бы и в той же википедии, определение слова инфантильность тема открыта.
Просьба обсуждать суть поднятых вопросов, а не терминологию.


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 18:34  
цитировать   |    [  ] 
Ленивым:
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) — незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) — проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д.
–––
This wall goes up forever. There's nothing up there... Or maybe it's heaven.


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:02  
цитировать   |    [  ] 
Такая тема уже есть:
http://fantlab.ru/forum/forum1page4/topic...
–––
Minutissimarum rerum minutissimus scrutator


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:28  
цитировать   |    [  ] 

цитата ameshavkin

Такая тема уже есть:
http://fantlab.ru/forum/forum1page4/topic...

Там совершенно не о том речь. Никак не связано вообще.
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:32  
цитировать   |    [  ] 

цитата octon

Вроде бы последнее время потихоньку поползла тема нанотехнологий. Начались всякие нанощиты, нонороботы и нанокомпьютеры. И всё. Опять писательский инфантилизм. Видимо не хватает сил проштудировать научно популярную литературу и на основе последних открытий придумать что-нибудь новенькое, что за его привлекательность и универсальность начнут подхватывать другие авторы.

Это не инфантилизм, а банальное отсутствие фантазии. Они просто берут готовые штампы. Они могут писать, но не могут придумывать, грубо говоря.

цитата octon

И что можно сделать, чтобы этот инфантилизм преодолеть?

Не давать инфантильным ничего издавать, потому что их проза в основном обычная "графомания". Пусть в стол пишут. Они творчески и "духовно" незрелы, то есть застряли в "подростковом максимализме", когда хочется себя выразить любыми путями и привлечь к себе внимание. Это сугубо этологическая проблема и немного психиатрическая. Не литературная даже.
–––
[профиль остановлен]


магистр

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:42  
цитировать   |    [  ] 
Всё нормально с фантастикой. Много ботвы, которой всегда хватало, но вполне достаточно приличных вещей. Ищущий да найдёт, а не найдёт — сам напишет.:-)


миродержец

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:45  
цитировать   |    [  ] 
Тема поднята не абы-какая, можно очень долго рассуждать, спорить, приходить к выводам или ни с кем не соглашаться. На мой взгляд корень этого зла (я думаю, никто не будет спорить, что падение качества фантастики — зло) в глобальной информатизации. Информация стала доступной, обмен ею — быстрым. Знатоком себя мнит каждый. Тем более, всякому доступен комп и есть возможность напечатать одним пальцем очередной роман и послать его по e-mail, а уж издатель, озабоченный отнюдь не качеством текста, выпустит любую ахинею, которая приносит денюжку.
–––
Як у нашым у раю жыць весела.
Жыць весела, толькі некаму... © народное


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:45  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dimson

Всё нормально с фантастикой.

Может, где-то и "нормально", но в СНГ не очень.:)
–––
[профиль остановлен]


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:46  
цитировать   |    [  ] 

цитата Dark Andrew

автор темы не удосужился

цитата Kebab

Ленивым:
Инфантилизм (от лат. infantilis — детский)
Именно поэтому в посте было указано:

цитата octon

Инфантильность в фантастике я понимаю


цитата ameshavkin

Такая тема уже есть
То тема про шаблоны, а эта про деградацию жанра как такового. Даже используя шаблоны можно создать культового героя/вселенную МИРОВОГО уровня. Возьмите ту же матрицу. Там вам и попаданец (причём избранный), который очень быстро становится ниипацки крутым и выпиливает всех врагов, которые страдают синдромом имперских штурмовиков, и мудрый советчик, который всё знает, и к которому надо ходить за тридевять земель, и тёмный властелин (причём не один), и сцена "не умирай" с последующим волшебным воскрешением, и верная подруга ГГ. Полный набор в одном флаконе. Писатели каждый из этих шаблонов по отдельности и все вместе используют тысячами, но не всё равно не могут создать что-то на таком же уровне. Так что ваша ссылка не к месту.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:48  
цитировать   |    [  ] 

сообщение модератора

Темы я не стал объединять, в данной есть о чём поговорить помимо штампов


А вот насчёт "я понимаю", хочу заметить, что использовать термин, имеющий однозначное значение по другому — это, как минимум, дурной тон и прямо путь к полному непониманию темы разговора другими посетителями.


миродержец

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:48  
цитировать   |    [  ] 
И, кстати: новые герои и новые идеи — не гарантируют качества текста, т.е.

цитата octon

отсутствие в произведении некой искры, заставляющей мысленно возвращаться в эту книгу даже по прошествии значительного времени после её прочтения

совсем не связано с отсутствием супергероев и бластеров на воздушной подушке

цитата Dark Andrew

Просьба обсуждать суть поднятых вопросов, а не терминологию.
–––
Як у нашым у раю жыць весела.
Жыць весела, толькі некаму... © народное


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:52  
цитировать   |    [  ] 

цитата Siroga

На мой взгляд корень этого зла (я думаю, никто не будет спорить, что падение качества фантастики — зло) в глобальной информатизации. Информация стала доступной, обмен ею — быстрым.
Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики. Гораздо меньше усилий стало нужно прилагать, чтобы получать информацию и впоследствии воплощать её в книгах. Казалось бы, бери — не хочу, ан-нет, не берут почему-то.


магистр

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата octon

Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики.
Почему же ? Ведь современного читателя становится всё труднее чем-то удивить.
–––
Чем выше тон разговора, тем тоньше нить взаимопонимания. (с)


магистр

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата subhuman

Может, где-то и "нормально", но в СНГ не очень.:)

Дороги у нас не очень, это верно. А с фантастикой всё ОК.:-)


миродержец

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата octon

Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики. Гораздо меньше усилий стало нужно прилагать, чтобы получать информацию и впоследствии воплощать её в книгах.

Я там пост суть поправил. Дело в том, что доступность информации создает иллюзию владения ею, а для реального получения знания нужно прилагать усилия, но лень. Да и заваливают рукописями издательства отнюдь не те, кто готов долго и усердно трудиться (и не только над идеей, но и сюжетом, языком)
–––
Як у нашым у раю жыць весела.
Жыць весела, толькі некаму... © народное


миродержец

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 19:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Cardinal_St

Почему же ? Ведь современного читателя становится всё труднее чем-то удивить.

И это тоже. Вал информации переварить уже невозможно.
–––
Як у нашым у раю жыць весела.
Жыць весела, толькі некаму... © народное


авторитет

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 20:07  
цитировать   |    [  ] 
Какой читатель — такой писатель.
Фантастика в России почти всегда проходила по разряду "литература для детей и юношества", а тут вообще исполать!
Взрослых то проблем в российской фантастике просто нету.


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 20:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата Cardinal_St

Почему же ? Ведь современного читателя становится всё труднее чем-то удивить.
Это потому что он как бы знает всё больше и больше благодаря информатизации. Ну так и авторы не в резервации живут. Они как бы тоже должны узнавать всё больше, чтобы идти в ногу с умнеющим читателем.

цитата Dimson

Дороги у нас не очень, это верно. А с фантастикой всё ОК.
Любопытно узнать, что же такого из фантастики (или на худой конец фэнтези) родилось в современной России, что стало для запада таким же культом, как его творения для нас?

цитата Siroga

Да и заваливают рукописями издательства отнюдь не те, кто готов долго и усердно трудиться (и не только над идеей, но и сюжетом, языком)
Даже закрыв глаза на язык, ничего достойного нет и среди идей (см. предыдущую цитату).


философ

Ссылка на сообщение 22 ноября 2009 г. 20:10  
цитировать   |    [  ] 

цитата octon

Парадокс в том, что это должно наоборот способствовать росту качества фантастики. Гораздо меньше усилий стало нужно прилагать, чтобы получать информацию и впоследствии воплощать её в книгах. Казалось бы, бери — не хочу, ан-нет, не берут почему-то.

Не должно. Всё наоборот. "Прилагается меньше усилий" — падает качество. Мегаломанические романы в пяти томах издают практически без редакции. По принципу: графоман прислал / графоман издал / графоманофилы купили. То есть целевая аудитория у такой продукции есть, и она растёт. Никто не начинает писать с рассказов, никто не пишет повести — потому что их хрен напечатаешь. Нужны романы, да страниц по 500, да желательно с продолжением. Такие издательские установки не способствуют повышению качества текста.
–––
[профиль остановлен]
Страницы: 123...121314    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Деградация фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Деградация фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх