автор |
сообщение |
glupec
миротворец
|
31 июля 2010 г. 23:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kshishtof A. Если бы не эпос о Нибелунгах, где был бы Толкиен?
Ну, все-таки у Лавкрафта куда больше сходства с По -- именно в стилистистическом плане -- чем у Толкина с эпосом "о Нибелунгах".
цитата Хотя По я тоже люблю, но после его рассказов было как-то не очень страшно. После "Тени над Иннсмаутом" я неделю спокойно не могла спать
А у меня, представьте, совершенно обратная ситуация. Ужасы Лавкрафта по-своему даже красивы, ими хочется любоваться, как чем-то чуждым и потому -- необычным... а вот По нельзя читать не в гомеопатических дозах, особенно если нервы недостаточно крепкие...
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
swgold
миродержец
|
|
glupec
миротворец
|
|
Kshishtof A.
магистр
|
31 июля 2010 г. 23:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Ну, все-таки у Лавкрафта куда больше сходства с По -- именно в стилистистическом плане -- чем у Толкина с эпосом "о Нибелунгах".
Да я ж не спорю — Толкиен во многом позаимствовал сюжет(ы), Лавкрафт — стиль, но чего в этом плохого, когда заимствование — это не бездумная копипаста, а переосмысление, создание нового, переход на новый уровень?
цитата swgold Какой-то бред, какой-то бред! Лавкрафт — сухарь, а По — поэт!
Я поэт, зовусь я Цветик... Может, стоит аргументировать тезисы или, как Вы любите их называть, "наблюдения"?
|
––– Who are the ones that we kept in charge? Killers, thieves, and lawyers |
|
|
glupec
миротворец
|
31 июля 2010 г. 23:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата чего в этом плохого, когда заимствование — это не бездумная копипаста, а переосмысление, создание нового, переход на новый уровень?
Г. Ф. Л. писал изящные пастиши "а ля По", но они так пастишами и остались, не став чем-то большим (ибо рунетовскую суету вокруг Ктулху и его, хм-хм, "меметичность" вряд ли можно считать заслугой Лавкрафта). Я уже сказал выше: фраза скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть) "он пугает, а нам не страшно" -- это и про него тоже. Хотя как стилизации -- это, разумеется, блестяще.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
31 июля 2010 г. 23:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Я уже сказал выше: фраза "он пугает, а нам не страшно" -- это и про него тоже
Это всё очень относительные вещи, по-моему, здесь уместнее говорить "мне не страшно".
Сейчас, к примеру, и мне читать Лавкрафта не страшно, а вот при первом знакомстве был буквально потрясён одним из рассказов. Слишком много тут всего: и возраст, и общий уровень восприимчивости, и -- да-да! -- ставший уже притчей во языцех "уровень перевода". Что не отменяет влияния на жанр.
Но ведь изначальный-то вопрос был совсем о другом, если я правильно понимаю; и связан он был не с Лавкрафтом -- а конкретно с Ктулху и его нынешней популярностью в маскультуре, нет?
|
|
|
Nicolle
философ
|
31 июля 2010 г. 23:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold Какой-то бред, какой-то бред! Лавкрафт — сухарь, а По — поэт!
glupec Ну тут все очень субъективно) Как говорится, кого что пугает. А за Ктулху мне даже как-то обидно. Образ опошлен — дальше некуда.
|
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
31 июля 2010 г. 23:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nicolle А за Ктулху мне даже как-то обидно. Образ опошлен — дальше некуда.
Неизбежный результат "секуляризации" (масскультуризации?). Ср. с образами посттолкиновских эльфов, тёмными властелинами и т.п.
|
|
|
glupec
миротворец
|
31 июля 2010 г. 23:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nicolle Ну тут все очень субъективно) Как говорится, кого что пугает.
Перечитайте "Что случилось с мосье Вальдемаром", например -- или "Король Чума". Да и "Ангел необъяснимого", при всей своей пародийности, тоже достаточно жуток.
цитата А за Ктулху мне даже как-то обидно. Образ опошлен — дальше некуда
Что да, то да
цитата масскультуризации?
"Нэт". Опопсения. Маскульт и массовая культура -- вещи разные. Скажем, "Три мушкетера" -- это далеко не Набоков, но по сравнению с каким-н. "Кодом да Винчи" это умнейшая книга. Лавкрафт изначально относился к массовой культуре (ударение на слово "культуре"). В "попсу" он скатился только сейчас (и то не он сам, а Осьминог).
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
swgold
миродержец
|
|
Nicolle
философ
|
31 июля 2010 г. 23:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Сейчас не удержалась и интереса ради спросила по джабберу у однокурсника (неоднократно Ктулху поминавшего), кто такой вышеупомянутый Ктулху.
цитата Это осьминог жрущий мозги. От него помогают шапки из фольги. Про него какойто западный дядька писал, кажись ле Гуин
Беды, я смотрю, не с одним Лавкрафтом. Ле Гуин тоже дядькой обозвали. Если только надо мной не решили поиздеваться.
|
|
|
Kshishtof A.
магистр
|
31 июля 2010 г. 23:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec они так пастишами и остались, не став чем-то большим (рунетовскую суету вокруг Ктулху и его, хм-хм, "меметичность" вряд ли можно воспринимать как заслугу Лавкрафта)
Из писателей, которые явно приносят трибьюты Лавкрафту и заявляют о его влиянии на их творчество, можно упомянуть такие имена, как Гейман, Мьевиль, Вулф, Суэнвик, Кинг, Симмонс, Стросс. Это на вскидку, а так их число можно довести до трёхзначного. Немного выходит за рамки рунета и луркмора, n'est-ce pas?
цитата Nicolle А за Ктулху мне даже как-то обидно. Образ опошлен — дальше некуда.
+много, но надо смотреть шире...
цитата однокурсник Nicolle Это осьминог жрущий мозги. От него помогают шапки из фольги. Про него какойто западный дядька писал, кажись ле Гуин
Какой АД
|
––– Who are the ones that we kept in charge? Killers, thieves, and lawyers |
|
|
glupec
миротворец
|
31 июля 2010 г. 23:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vladimir Puziy Ср. с образами посттолкиновских эльфов
цитата М. И. Стеблин-Каменский Существует представление, что эльфы — это какие-то гномы или карлики, легкие, воздушные и благожелательные к людям. Это представление сложилось под влиянием того, как эльфы изображались в литературе, в частности в литературной балладе, но оно совершенно не соответствует скандинавским народным верованиям. В скандинавских народных верованиях эльф (по-датски elv, по-шведски älv, по-норвежски alv, по-исландски álfur) — это сверхъестественное существо мужского или женского пола, внешне ничем не отличающееся от человека. Эльфы живут где-то рядом с миром людей, обычно — в горе. Они водят ночью хороводы в лесу, заманивают к себе людей, нередко вступают с людьми в любовные связи, но нередко бывают причиной внезапной болезни или сумасшествия. Так уж и "посттолкиновские"?
У К. Дж. Черри, например, тоже описываются такие эльфы. И отношения к Толкину они не имеют никакого.
цитата Из писателей, которые явно приносят трибьюты Лавкрафту и заявляют о его влиянии на их творчество, можно упомянуть такие имена, как Гейман, Мьевиль, Вулф, Суэнвик, Кинг, Симмонс, Стросс
Какое отношение это имеет к стилистике Эдгара По?
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
dobriy_doktor
философ
|
31 июля 2010 г. 23:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec если бы не было Эдгара По, то где бы тогда был "этот ваш" Лавкрафт?
вы вот эту статейку почитатйте на досуге, http://www.fantlab.ru/work50060 , там дан развернутый ответ на ваш вопрос.
По сравнению с Лавкрафтом Толкиен — мальчик в коротких штанишках, которому взрослые дяди разрешили постоять рядом. У Толкиена один унылый и затянутый до безобразия сериал. У Лавкрафта почти каждый рассказ — неповтороимый уникальный шедевр, и тот же Пес настолько далек от Реаниматора, насколько это возможно в пределах одного направления литературы.
Но вернемся к собственно Ктулху. Мне представляется, что популярность именно этого, практически чисто фантастического произведения, без намека на мистику и с минимальным уровнем ужаса (по сравнению с другими произведениями автора), вызвана несколькими причинами: 1. Новый уникальный монстр уровня Чужого, Хищника и проч., что всегда привлекает повышенное внимание; 2. Одновременная лесть и образованным (сверхвосприимчивость к Зову) и необразованным слоям (кровавый культ); 3. Глобальность происходящего — за 50 страничек мир поставили на грань гибели, но потом отложили на пару дней, не забыв убить всех, кто знал о возможной трагедии. Редкое сочетание как для произведений автора, так и в целом для жанра. Вокруг лишь утонченные вампиры, на протяжении 3х томов решающие свои личные проблемы.
|
––– Судья был неумолим: «Непонятливость». "Даже детей не жалко. Они другого не видали. А мы им не расскажем. А раскажем - они не п |
|
|
Kshishtof A.
магистр
|
31 июля 2010 г. 23:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Так уж и "посттолкиновские"?
Ну не нужно так уж явно расщеплять волоски. :) Имелось в виду, что Толкиен популяризовал эльфов и придал им дефинитивный вид. Если б не он, то не было бы эльфов 80 уровня — надеюсь, не будете с этим спорить? И они остались бы уделом ботанов, ну или филологов в духе уважаемого Михаила Ивановича.
цитата glupec Какое отношение это имеет к стилистике Эдгара По?
Речь не о стилистике, а о влиянии на мировую литературу и культуру — я об этом и говорил выше. Это не попса и не масскульт — если Вы только не хотите всех упомянутых мною авторов причислить к оной. А все они говорили, что на них повлиял именно Лавкрафт, а не По. Повторю, это не наезд на По, просто нужно адекватно оценивать, кто какой и где оставил вклад.
|
––– Who are the ones that we kept in charge? Killers, thieves, and lawyers |
|
|
glupec
миротворец
|
31 июля 2010 г. 23:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vladimir Puziy изначальный-то вопрос был совсем о другом
...по-моему, с этим все настолько ясно, что и говорить не о чем
цитата Речь не о стилистике
Речь о том, что Лавкрафт в своих рассказах откровенно неоригинален. Гейман, Мьевиль, Вулф, Суэнвик, Кинг, Симмонс, Строс -- вполне возможно, внесли в эту традицию что-то своё.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
Kshishtof A.
магистр
|
1 августа 2010 г. 00:02 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата dobriy_doktor 1. Новый уникальный монстр уровня Чужого, Хищника и проч., что всегда привлекает повышенное внимание;
Хоть во многом и согласен с Вами, но тут просто путаете причину со следствием. Не было бы ни Хищника, ни тем более Чужого, если б не Лавкрафт.
цитата glupec Лавкрафт в своих рассказах откровенно неоригинален.
В рамках стиля — готов допустить, хотя имхо он стиль По ощутимо развил. А в рамках сюжетов — По и рядом не лежал. Концепция невыразимого и противопоставления "человек против безразличной Вселенной" — целиком и полностью заслуга HPL.
|
––– Who are the ones that we kept in charge? Killers, thieves, and lawyers |
|
|
glupec
миротворец
|
1 августа 2010 г. 00:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kshishtof A. Концепция невыразимого и противопоставления "человек против безразличной Вселенной"
"Безразличная Вселенная" -- отвлеченное понятие. Если бы Вы сказали "безразличный мир", "равнодушная природа" или как-то так, я бы понял. Но Вселенная -- это уж слишком огромно (и потому малоактуально) для нас, сирых. Среднестатистическому обывателю и галактики много, куда уж там -- Вселенная... Кроме того: вот иду я по улице, а на меня сзади безразличный мир кАААк наскочит... Так, что ли?
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
dobriy_doktor
философ
|
1 августа 2010 г. 00:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kshishtof A. Если б не он, то не было бы эльфов 80 уровня — надеюсь, не будете с этим спорить?
Если вы подразумеваете именно слово "эльф", то возможно вы и правы. Если же речь идет о архетипах, приписываемых неким гуманоидам (но не людям), обозначаемым словом "эльф", вы ошибаетесь. Хотя бы потому, что эти архетипы регулярно оказываются диаметрально противоположными и мало связанными с ВК.
|
––– Судья был неумолим: «Непонятливость». "Даже детей не жалко. Они другого не видали. А мы им не расскажем. А раскажем - они не п |
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
1 августа 2010 г. 00:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Так уж и "посттолкиновские"?
О Аллах всемилостивый! Второй раз за один день?! Ну вы-то должны понимать, что, во-первых, я в курсе про то, "откуда есть пошли эльфы", а во-вторых, что, как ни крути, в том варианте, в котором они сейчас наводнили фэнтези, -- это именно эльфы посттолкиновские (читай: подсмотренные у Толкина и цельнотянутые оттуда же образы без малейших попыток переосмыслить и зачастую без представления, откуда они взялись). Исключения, разумеется, есть, но они только оттеняют "правило".
|
|
|