автор |
сообщение |
be_nt_all
миродержец
|
2 апреля 2011 г. 22:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А можно, я попытаюсь дать аргументированный ответ? И не пинайте ногами, пожалуйста, если не выйдет. Пианист играет, как умеет.
Итак, кто же такой творец миров? Борис Иванов, придумавший 33+1 мир? (да нет, он совсем неплох) Ник Перумов, выдающий на гора всё новые и новые фантазюшные сеттинги? Пехов???!
Почему Толкин, как миротворец, придумавший всего один мир (+ лист работы Мелкина) выше их всех не то, что на голову, а так — на одну-две останкинских башни.
А дело в реальности мира. Нет, не в ощущении реальности, получаемом при чтении, а в _реальности_. И Средиземье Толкина просто-напросто стало общепризнанной современной мифологией. То есть чем-то таким, что стоит у истоков человеческого мировоззрения: тем бьющим у начала времён родником, откуда истекают история, поэзия… Тут вот несколько лет назад сравнивали Толкина с Мартином (последний и сам не против такого сравнения и любит подчеркнуть совпадение первых 3-х инициалов себя и Профессора). Но вот только герои Мартина живут лишь внутри его мира, а тот, в свою очередь, как утка в зайца, завёрнут в историю средневековой Англии. А дальше у Мартина лишь перманентная незаконченность, моральный релятивизм, и тщета дел людских:
цитата Созидающий башню сорвётся, Будет страшен стремительный лёт, И на дне мирового колодца Он безумье своё проклянёт.
Разрушающий будет раздавлен, Опрокинут обломками плит, И, Всевидящим Богом оставлен, Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры Или к заводям тихой реки Повстречает свирепой пантеры Наводящие ужас зрачки.
Не спасёшься от доли кровавой, Что земным предназначила твердь. Но молчи: несравненное право — Самому выбирать свою смерть.
Обожаю Гумилёва (в отличие от Мартина) но есть ли в этом основа для миротворчества. Ведь недаром же не последний из миросозидателей Желязны начал процесс творения с «Розы для Экклезиаста», где тщете бытия, увековеченной в великолепной книге Екклизиаста он противопоставляет страсть и неповторимость танца? И пусть его миры, порой, и вправду отдают плоской гламурностью карточных королей и дам, но если порой нам кажется, что наш мир (как и все остальные) лишь отражения янтарного королевства, а в переплетении теней притаился таинственный Джек, который когда-то раскрутил (раскрутит, раскручивает сейчас) разделённую на день и ночь планету — он не так уж и плох.
Но продолжим наше более чем краткое путешествие по сотворённым мирам. Итак — миры братьев Стругацких…
цитата Стояли звери, Около двери, В них стреляли, Они умирали
Я не буду заниматься перечислениями и перекрёстным плетением, я не Бог весь какой стругацковед и стругацкофил — я отмечу лишь одно два свойства миров А.Б.С. — ощутимая, зримая странность и …рукотворность. Экстрактом странности будет конечно зона в «Пикнике на обочине» и шагнувшие из неё в наш мир, и во множество придуманных миров сталкеры, что же до второго, я просто скажу слово «прогрессор»…
Не могу не сказать об Урсуле ле Гуин. Нет, её Земноморье или ожерелье планет Ойкумены не заняли столь же неотъемлемого места в современном пантеоне, как примеры, приведённые мной выше. Это всё же система автономная. Но очень яркая, самодостаточная, живая. К примеру, здесь волшебство разлитое по полям планеты Роканнон стоит в основании той науки, которая связала планеты информационными ниточками ансиблей. Последнее слово, кстати, заняло своё прочное место если не в «общечеловеческом языке», то уж в словаре SF&F как минимум.
Можно говорить о более «локальных мирах», о Пратчетте, Кудрявцеве или сновидческом цикле Лавкрафта, представивших нам три вида сюрреалистического мира… Но «Шахразада прекращает дозволенные речи». Пора ведь и честь знать…
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Aryan
миродержец
|
4 апреля 2011 г. 14:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all не пинайте ногами, пожалуйста, если не выйдет. Пианист играет, как
Отлично сказано — и совершенно верно.
Я бы еще добавила — несолидно, я понимаю — из последних лет Лиадийский цикл Шэрон Ли и Стива Миллера. Понятно. что с Толкиеном и Ле Гуин космическую оперу даже как-то неловко рядом упоминать (пусть даже очень хорошо написанную). но их вселенная получилась очень интересной. Кодекс морали, социальных правил, исторические реалии и их связь с психологией гг — все разработано очень детально — и при этом очень логично.
И точно также логично выстроен мир будущего у Ричарда Моргана. Очень красивое, просто гигеровское, творение. Аленький такой цветочек — только с щупальцами и исполненный в обсидиане.
|
––– I am a social vegan, I avoid "meet". |
|
|
Aryan
миродержец
|
4 апреля 2011 г. 14:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all А можно, я попытаюсь дать аргументированный ответ?
Прошу прощения — только что сообразила, что с предыдущей цитатой получилось не то, что я имела в виду. Определения творцов миров даны отличные и очень емкие.
|
––– I am a social vegan, I avoid "meet". |
|
|
Мона Сэниа
философ
|
4 апреля 2011 г. 14:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Хочу напомнить о крапивинском "Кристалле" и других "околокристаллических" книжках. Чем не отлично прорисованный мир?
|
––– ...мы ведь целую вечность собираемся жить... |
|
|
Pazoozoo
магистр
|
4 апреля 2011 г. 14:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Толкиен, Пирс Энтони. Третье место получает вся команда, работающая над циклом Forgotten Realms.
|
––– А это - Таганрог. Город, где Сатана отравился чебуреком в привокзальном кафе. |
|
|
be_nt_all
миродержец
|
4 апреля 2011 г. 23:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Aryan Прошу прощения — только что сообразила, что с предыдущей цитатой получилось не то, что я имела в виду.
цитата Aryan Я бы еще добавила — несолидно, я понимаю — из последних лет Лиадийский цикл Шэрон Ли и Стива Миллера. Понятно. что с Толкиеном и Ле Гуин космическую оперу даже как-то неловко рядом упоминать (пусть даже очень хорошо написанную). но их вселенная получилась очень интересной.
Мне тоже понравилось. Хотя, конечно, не ле Гуин.
цитата Мона Сэниа Хочу напомнить о крапивинском "Кристалле"
Спасибо за напоминание
цитата Мона Сэниа Чем не отлично прорисованный мир?
Ну, по мне, тем, что цельной отлично прорисованной иной реальности я у него не увидел. А кристалл, кристалл налицо — причудливо переходящие друг в друга отражения нашего мира под самыми невероятными углами, переливающиеся всеми цветами радуги.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Мона Сэниа
философ
|
5 апреля 2011 г. 01:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Ну, по мне, тем, что цельной отлично прорисованной иной реальности я у него не увидел. Почему? Все эти легенды, монета, Командоры, Грани. Каждая книга-отдельная история, но как они взаимосвязаны и переплетены? цитата be_nt_all А кристалл, кристалл налицо — причудливо переходящие друг в друга отражения нашего мира под самыми невероятными углами, переливающиеся всеми цветами радуги. А это ли не созданный Мир? Роттерхальм, например, от его прошлого, самого давнего со времен Трубача, потом времена мадам Валентины, и вот уже время Чезарре и Гласса...
|
––– ...мы ведь целую вечность собираемся жить... |
|
|
be_nt_all
миродержец
|
5 апреля 2011 г. 01:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мона Сэниа Книги Крапивина мне очень нравятся. Правда, часто, его реалистичные вещи (или вещи с лёгким налётом маг.реализма) мне у него нравятся больше фантастики.
Но миротворца я в нём почти не вижу. Как не вижу я отблесков его кристалла в наблюдаемой мной реальности… Да и во вторичной реальности… Есть в его мирах (это моё восприятие, для кого-то всё может быть иначе) от построенных на песке пустыни ледяных дворцов…
Кто-то уже сравнивал Крапивина (в посвящённой ему теме) с Кингом. Они действительно очень похожи, только Крапивин прошёл через «светлую инициацию», а Кинг — через «тёмную». И точно также — Кинг отличный психолог, но почти никакой миротворец. Что не мешает людям любить прорисованные углём по штукатурке миры его тёмной башне (хотя мне больше нравится исполненная в той же манере сказка «Глаз Дракона»).
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Мона Сэниа
философ
|
5 апреля 2011 г. 01:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Но миротворца я в нём почти не вижу. Я же не утверждаю, что он лучший. цитата be_nt_all Как не вижу я отблесков его кристалла в наблюдаемой мной реальности… А чьи отблески в наблюдаемой реальности? Средиземья?
|
––– ...мы ведь целую вечность собираемся жить... |
|
|
Мона Сэниа
философ
|
5 апреля 2011 г. 01:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
АБС конечно с их Миром Полудня мне тоже весьма милы сердцу ( АБС люблю беззоветно и всей душой).
|
––– ...мы ведь целую вечность собираемся жить... |
|
|
be_nt_all
миродержец
|
5 апреля 2011 г. 02:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мона Сэниа А чьи отблески в наблюдаемой реальности? Средиземья?
Средиземья? Определённо. Это то, что заняло опустевшее место мифологического истока нашей культуры. Миров Желязны — весьма возможно. Это что то скрытое, то «тайное знание» которое доступно любому, пожелавшему впустить его в свой мир. Стругацких — ну, это трудно не заметить. И это пугает. Сталкеры, прогрессоры, хищные вещи века… Но оставляет смутную надежду… Ведь должен же когда-то наступить Полдень?! Впрочем, я об этом чуть выше писал…
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
be_nt_all
миродержец
|
5 апреля 2011 г. 02:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мона Сэниа АБС конечно с их Миром Полудня мне тоже весьма милы сердцу
Я ведь речь веду не о том, кто мил моему сердцу. К примеру, Урсула Ле Гуин милее мне, чем Роджер Желязны, но вот до высшей лиги миро- и мифотворцев она, в отличии от него, чуть-чуть не дотягивает.
|
––– Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY (см. «лицензии Creative Commons») |
|
|
Мона Сэниа
философ
|
5 апреля 2011 г. 02:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата be_nt_all Я ведь речь веду не о том, кто мил моему сердцу. А я вот без "сердца" не могу, фиговский из меня критик. Железны на дух не переношу-вот и кажутся мне его Миры миришками, а не Мирами.
|
––– ...мы ведь целую вечность собираемся жить... |
|
|
Опоссум
философ
|
5 апреля 2011 г. 02:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мм, какой-то скромный выбор. Создаётся впечатление, что это все фантасты, которых автор опроса читал. А судим как — по разнообразию выдуманных миров или по проработанности каждого? Если первое, то и Лукьяненко можно отметить, как никак у него новая книга — новый мир, причём непохожий на предыдущие. Перумов опять же, хоть и читал лишь "Тёмное кольцо".
Если второе, то Толкиен — один "Сильмариллион" чего стоит. Хотя как заядлый фанат Дяченко, хочу отметить цикл "Варан"-"Медный король"-ещё вроде что-то. Невероятно красивый мир, видно что авторы оттянулись. Потом ещё есть Энде со своей бесконечной историей. Мир пусть и детский, и там больше повествования чем описания, но всё же богатый. Сообщество фанатов вселенной Warhammer 40 000 — самый богатый, самый своеобразно красивый, самый эпичный мир среди всех выдуманных. Мартин опять же немного не то. У него скорее очень детальное описание реального Средневековья на другой планете, нельзя сказать, чтобы прямо он там всё выдумал. Джордж Лукас — опять же богатый и очень красивый мир.
Так перечислять можно до тысячи, опрос явно не совсем корректен.
|
––– волю память и весло слава небу унесло |
|
|
Lion0608
авторитет
|
|
Magribinus
миродержец
|
11 июля 2011 г. 12:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Мир Мартина неплох, но все-таки, учитывая, что он частично использовал средневековую Англию времен Войны Алой и Белой Розы в качестве прототипа Вестероса (кстати, даже имена некоторых домов имеют параллели — Старки — Ланнистеры и Йорки — Ланкастеры — не правда ли, похоже?) и незначительное присутствие магии (особенно поначалу) в этом мире, то в лучшие творцы у меня записать его не получается. А вот миры Муркока мне больше по душе, несмотря на то, что уровень его как писателя, считаю, послабее, чем Мартина. А вот Желязны — да, в этом плане очень даже. Миры Джордана и Толкина мне показались в определенной степени блекловатыми. Стругацкие же как творцы миров слишком привязаны к нашей реальности, как мне кажется. Очень хорош мир Земноморья у Ле Гуин. Если взглянуть на наших авторов, то как миры мне понравились Сиала и Хара Пехова, Сармонтазара Зорича. А вот у Перумова когда читаешь, то выходит, что как-то все на месте, но нет-нет да закрадется мысль, что что-то тут не то... В плане проработанности также удачны сеттинги Warhammer 40000 и Forgotten Realms. Правда, авторов, которые на основе них что-то написали более-менее вменяемое, крайне мало.
|
––– Success is as dangerous as failure. Hope is as hollow as fear. Lao Tsu |
|
|
V-a-s-u-a
гранд-мастер
|
|
fox_mulder
миродержец
|
11 июля 2011 г. 14:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата V-a-s-u-a Вообще, если именно "миров", то Толкин сразу отпадает как претендент, ибо у него только один мир — мир Средиземья. И усё.
"Творец миров" — в том смысле, что каждый из перечисленных писателей является автором одного подробно прописанного мира собственной выделки: У Толкина — Средиземье, у Мартина — Семь Королевств, у Джордана — мир Колеса, у Стругацких — Мир Полдня и т.д.
|
––– "It's too bad she won't live! But then again, who does?" (с) |
|
|
V-a-s-u-a
гранд-мастер
|
|
Гелугон
философ
|
12 июля 2011 г. 23:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Опоссум Если второе, то Толкиен — один "Сильмариллион" чего стоит.
Мир Толкина скажем так однобок. Это ни в коем случае не недостаток. Но называть Средиземье самым проработанным миром не следует.
|
|
|