Стиль насколько это важно ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Стиль — насколько это важно для писателя?»

Стиль — насколько это важно для писателя?

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 22:41  
цитировать   |    [  ] 
Стиль — самая, пожалуй, важная для меня сотсавляющая произведения. Зачастую важнее сюжета (в смысле, если стиль хорош, могу простить многое). А уж для писателя... это вообще не должно обсуждаться. Хотя бы не самобытный и ярко-индивидуальный, но он — черт побери — должен быть!

Из "цеха" вроде не вспоминали Елену Хаецкую, Ольгу Громыко (сколько под нее подделывались, но так ни у кого из мною читанных достойно и не вышло), Булычева, Крапивина, Марию Галину, Каганова... Много их, хороших, если подумать. И это радует.

Из буржуинов же однозначно могу выделить только Брэдбери, Геймана, Кинга, Воннегута. Пожалуй всё. В остальных непонятно — то ли переводчик приукрасил (как это делали Стругацкие), то ли испортил. Надо учиться в оригинале читать.
–––
Як у нашым у раю жыць весела.
Жыць весела, толькі некаму... © народное


миродержец

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 22:48  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

О, вот это уже "первый сорт" — есть о чем поговорить.

По мне тут как раз таки говорить особо и не о чем. Это тот случай, когда я замираю и восхищённо молчу. Впрочем, Брэдбери в этом плане для меня почти таков же, но некоторые его вещи я люблю всё-таки «за стиль» а не «вообще люблю».
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 23:02  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Соглашусь с Вами, с некоторыми "но". Я просто считаю мнением нечто подвержденное определенными доказательствами вне "нравится".

цитата Kniga

Просто, на мой взгляд, необходимо отделять нравится от каких-то других "факторов".


Вот мне и интересно, какие по-вашему нужны доказательства? На мой взгляд все это априори вкусовщина, и когда речь заходит о стиле, объективность отходит в сторону.

цитата Kniga

О, вот это уже "первый сорт" — есть о чем поговорить.


Гоголь вообще интересный вопрос, очень хочется обсудить с точки зрения стиля его работы из цикла "Миргород".


миродержец

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 23:13  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

Ну и что не так с авторским языком Лавкрафта и Уайльда


цитата be_nt_all

Впрочем, Брэдбери в этом плане для меня почти таков же, но некоторые его вещи я люблю всё-таки «за стиль» а не «вообще люблю».


В данном случае, на мой взгляд, все названные явно выше абстрактного "среднего уровня". Но если так, "по-гамбурскому счету": то вот мои претензии к Уальду не будут слишком оригинальны, их повторяют уже давно: напыщенность, откровенный пафос, безвкусное стремление к "красивеньким" словечкам, словно он Мадлон и Като, но это недостатки, в общем же он — выдающийся стилист.

цитата SurmatMG

Вот мне и интересно, какие по-вашему нужны доказательства? На мой взгляд все это априори вкусовщина, и когда речь заходит о стиле, объективность отходит в сторону.


Если взять самое простое: автор пишет кто-то там прошелся "модельной походкой" и он был "красив с миндалевидными глазами" — это штампы (Стефани Майер), или вот "giant brown liquid-center Italian eyes" (Гилберт) — то есть автор не может говорить сам, создать свой язык, авторский — то о чем мы говорили.
Тот, кто интересуется в литературе лишь "arousing story" — это проглотит, а вот кому интересен авторский язык и у кого есть опыт чтения — вряд ли.


миродержец

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 23:23  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

вот мои претензии к Уальду не будут слишком оригинальны, их повторяют уже давно: напыщенность, откровенный пафос, безвкусное стремление к "красивеньким" словечкам, словно он Мадлон и Като, но это недостатки, в общем же он — выдающийся стилист.

Вот-вот. Беседовать я могу о стилистике тех авторов где этот самый стиль можно потрогать руками, и, пардон, при желании, попинать ногами.

О стиле Гоголя, Чехова, Брэдбери я могу выговаривать только отдельные восхищённые слова. С восклицательными знаками. Впрочем с удовольствием послушаю, как об этом говорят другие. Может что интересное узнаю 8-).
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


авторитет

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 23:40  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Если взять самое простое: автор пишет кто-то там прошелся "модельной походкой" и он был "красив с миндалевидными глазами" — это штампы (Стефани Майер),  или вот "giant brown liquid-center Italian eyes" (Гилберт) — то есть автор не может говорить сам, создать свой язык, авторский — то о чем мы говорили.
Тот, кто интересуется в литературе лишь "arousing story" — это проглотит, а вот кому интересен авторский язык и у кого есть опыт чтения — вряд ли.


Все понял, вопросов нет, с вами согласен :beer:

цитата Kniga

В данном случае, на мой взгляд, все названные явно выше абстрактного "среднего уровня". Но если так, "по-гамбурскому счету": то вот мои претензии к Уальду не будут слишком оригинальны, их повторяют уже давно: напыщенность, откровенный пафос, безвкусное стремление к "красивеньким" словечкам, словно он Мадлон и Като, но это недостатки, в общем же он — выдающийся стилист.


Вы его в оригинале читали или переводах? Если в переводах, то фамилии не подкинете? Мое знакомство с Уальдом кончилось разрывом, и есть мнение, что во многом благодаря переводу :-(

цитата be_nt_all

О стиле Гоголя, Чехова, Брэдбери я могу выговаривать только отдельные восхищённые слова. С восклицательными знаками. Впрочем с удовольствием послушаю, как об этом говорят другие. Может что интересное узнаю

цитата SurmatMG

Гоголь вообще интересный вопрос, очень хочется обсудить с точки зрения стиля его работы из цикла "Миргород".


Kniga устройте нам ликбез по творчеству Гоголя с точки зрения стиля, пожалуйста. Было бы любопытно узнать мнение человека с вашим опытом и знаниями.


философ

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 23:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga цитирует Лотмана

Между тем наряду с передачей определенного сообщения, играя не меньшую, если не большую роль, в искусстве выступает информация о коде
Изучение которого приводит к тому, что вместо текста изучаются высокие/низкие мысли о культуре. А изучающие начинают выдавать примерно следущее: "Таксономический драйв превращал Ивановского в последовательного борца за гендерное равноправие..."


миродержец

Ссылка на сообщение 10 января 2011 г. 23:56  
цитировать   |    [  ] 

цитата SurmatMG

Вы его в оригинале читали или переводах? Если в переводах, то фамилии не подкинете? Мое знакомство с Уальдом кончилось разрывом, и есть мнение, что во многом благодаря переводу


В детстве в переводе, а перечитывал в оригинале — переводчика, конечно, не помню. На мой взгляд, большинству советских переводчиков стоит доверять — это просто невероятные люди были, учится у Франковского и Любимова и после этого плохо переводить — надо быть полным остолопом (ну были и такие).

цитата SurmatMG

Kniga устройте нам ликбез по творчеству Гоголя с точки зрения стиля, пожалуйста. Было бы любопытно узнать мнение человека с вашим опытом и знаниями.


Когда меня хвалят, я сразу параною — студент хочет от меня автомат, или рекомендацию для гранта. ;-) Мы все тут равноправные читатели, а лекций мне будет чересчур. К тому же, Вы можете ознакомиться с куда более интересными мнениями — почитайте Синявского "В тени Гоголя", да много кого — обнаружите разные точки зрения и выработайте свою.
А на фантлабе нужно развлекаться и культурно переругиваться, а не лекции слушать или их читать (мне бы на свои сил был хватило).


миродержец

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 00:01  
цитировать   |    [  ] 

цитата ааа иии

Изучение которого приводит к тому, что вместо текста изучаются высокие/низкие мысли о культуре. А изучающие начинают выдавать примерно следущее: "Таксономический драйв превращал Ивановского в последовательного борца за гендерное равноправие..."


А из Ницше и Вагнера сделали нацистские иконы. Вы же понимаете, что сам Лотман неприлично ржет где-то в раю для ученых, глядя, как его выворачивают.


авторитет

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 00:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Когда меня хвалят, я сразу параною — студент хочет от меня автомат, или рекомендацию для гранта.


Ну, я не ваш студент, да и грант мне пока не светит, так что не воспримете за лесть 8-)

цитата Kniga

Мы все тут равноправные читатели, а лекций мне будет чересчур. К тому же, Вы можете ознакомиться с куда более интересными мнениями — почитайте Синявского "В тени Гоголя", да много кого — обнаружите разные точки зрения и выработайте свою.
А на фантлабе нужно развлекаться и культурно переругиваться, а не лекции слушать или их читать (мне бы на свои сил был хватило).


Эх, хорошо :-((( Развлечения развлечениями, а образовываться между ними тоже хотелось бы! Все-таки жаль, что у вас нет авторской колонки :-)


философ

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 11:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kniga

Вы же понимаете, что сам Лотман неприлично ржет
Да, Серебрянный его подозревал именно в этом. По теме — да, в кое-чем изучение кодов, безусловно реальная задача,, но, пользуясь химической аналогией, похожа на призыв изучать не химпроцессы, а поставщиков реагентов.
Или, префразируя Гаспарова, если для вас литература это текст плюс что-то, вы читайте что-то, а я буду текст.


миротворец

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 12:03  
цитировать   |    [  ] 
Стиль -- это единственное, ради чего вообще стоит читать.
За "идеями" (глубокими и серьозными) можно и в учебник философии ткнуться.
А литературное мастерство (когда оно есть) -- неповторимо и непреходяще.
"Умирающая земля" Вэнса, к примеру, написана блестяще (роман, а не цикл). И что там за идея?..:-(((
–––
...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша,
Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 12:15  
цитировать   |    [  ] 

цитата glupec

Стиль -- это единственное, ради чего вообще стоит читать.
За "идеями" (глубокими и серьозными) можно и в учебник философии ткнуться.

А можно попробовать поспорить? Между стилем (языком) и идеями (действительно, сами по себе, не предмет худ. литературы) есть ещё и содержание книги. То, как писатель видит наш мир, или мир придуманный им, его герои. Авторская фантазия и/или наблюдательность. Я не думаю, что Лев Толстой был хорошим стилистом. И, хотя, на мой вкус, идея у него порой излишне довлеет над всем остальным — это отличный писатель.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 13:18  
цитировать   |    [  ] 
Смысл важнее стиля примерно в тысячу раз.
Стиль важнее сюжета тоже примерно в тысячу раз.

Но чтоб это понять нужно прочитать очень много книг и осознать смысл жизни.

P.S. Да, этот пост немного толстый и зеленый. Но суть в нем верна.

P.P.S. "Смысл" не равно "идея".


миродержец

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 13:38  
цитировать   |    [  ] 

цитата tkatchev

Смысл важнее стиля примерно в тысячу раз.
Стиль важнее сюжета тоже примерно в тысячу раз.

В принципе согласен. Но пафосно очень. И почему в тысячу, а не в сто или в миллион? Да может быть и всего-навсего в 10, ну нет у меня для такого измерительного прибора.

цитата tkatchev

Но чтоб это понять нужно прочитать очень много книг и осознать смысл жизни.

Упс. Смысл жизни можно осознать, прочитав очень много книг? Или союз «и» надо читать как «не только прочитав… но и осознав…»

цитата tkatchev

Да, этот пост немного толстый и зеленый.

Ага.

цитата tkatchev

Но суть в нем верна.

Да. С расположением ценностей на вашей шкале вполне согласен.

цитата tkatchev

"Смысл" не равно "идея".

Идея — это внешнее, вычленяемое. А смысл — это суть, глубина, жизнь. О нём можно говорить, но то что мы говорим о нём, это не сам смысл. Ибо смысл, это несказанное.
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 13:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата be_nt_all

Упс. Смысл жизни можно осознать, прочитав очень много книг? Или союз «и» надо читать как «не только прочитав… но и осознав…»


Не, чтение книг и осознание смысла жизни не связаны.
Много книг нужно прочитать только для того, чтобы четко понимать, что именно хочет сказать автор и почему. Мне кажется, это такой навык, который приходит только с тренировкой.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 13:53  
цитировать   |    [  ] 
Недооцениваете сюжет, товарищи. Важен он, да. Сюжет, а не антураж. Если и менее важен, чем стиль, то не в тысячу раз точно. А так — чуть-чуть. Просто теперь уже придумать оригинальный сюжет придумать практически невозможно, потому его все и перестали уважать.


миродержец

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 14:59  
цитировать   |    [  ] 
Когда задумываюсь о стиле в литературе, сразу возникают аналогии с еще одним видом искусства — музыкой. И здесь и здесь мы имеем содержание/идею/стержень и художественную форму — эдакую тарелочку, на которой идея нам подается. Согласитесь: чем красивше посуда тем приятнее обедать. Соответственно, какой бы бокал не был хрустальный, если он пуст — вина не напьешься. Например в музыке идея это мелодия, а форма — музыкальный жанр: я сталкивался с исполнением классиков в металлической, элетронной и рэп-обработке.
То же самое можно увидеть в литературе. Есть идея — нечто объективное, и стиль — авторский почерк, со всеми тонкостями и неуловимыми нюансами, по которым можно определить Автора.
Ролан Барт написал работу "Смерть Автора". В этой работе он, как мне кажется, полностью пренебрег понятием стиля. Хотя многие его положения меня потрясли: то что сам по себе текст ничего не может сказать об авторе.
Стиль — это и есть Автор, а если у него нет собственного почерка и использует он лишь набор штампов — тогда он действительно мёртв. Если идея мощна, но без должной литературной оправы, ее автор также обречен на забвение. Возможно приведу некорректный пример, но все же: многие знают что такое "сверхчеловек", но не все из них знают, кто ввел эту идею. Зато все знают, кто написал Заратустру.

ЗЫ. Для меня блестящий стилист — Брэдбери и Стругацкие. В какой-то степени Лем.
–––
Stranger in a Strange Land


философ

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 16:09  
цитировать   |    [  ] 

цитата zvezdochet2009

Когда задумываюсь о стиле в литературе, сразу возникают аналогии с еще одним видом искусства — музыкой. И здесь и здесь мы имеем содержание/идею/стержень и художественную форму — эдакую тарелочку, на которой идея нам подается. Согласитесь: чем красивше посуда тем приятнее обедать. Соответственно, какой бы бокал не был хрустальный, если он пуст — вина не напьешься. Например в музыке идея это мелодия, а форма — музыкальный жанр: я сталкивался с исполнением классиков в металлической, элетронной и рэп-обработке.

Не-не-не. Не пойдёт. В смысле, аналогия между развитием темы в мелодии и последовательным изложением авторской мысли в тексте видна прозрачно. Но если ещё чуть сильнее углубиться в это сравнение, то в музыке обнаружится целый ряд невербализируемых явлений, верно отражающих суть которых аналогий в других видах искусства не существует. Более того, музыка всегда оперирует с образами и абстракциями. В то время как особо ленивый писатель может, пардон, не пыжиться и просто изложить всё "в лоб". К тому же, стилистика в музыке — явление иного порядка. "Форма" с содержанием в музыке срощены намного сильнее вследствии особенностей музыкального языка.


философ

Ссылка на сообщение 11 января 2011 г. 16:53  
цитировать   |    [  ] 

цитата V-a-s-u-a

Просто теперь уже придумать оригинальный сюжет придумать практически невозможно, потому его все и перестали уважать.


"Теперь" -- это когда? Последние 5000 лет, мне думается. :)
Страницы: 123456789    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Стиль — насколько это важно для писателя?»

 
  Новое сообщение по теме «Стиль — насколько это важно для писателя?»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх