Программный инструментарий ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Программный инструментарий писателя»

Программный инструментарий писателя

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 6 июня 2011 г. 14:36  
цитировать   |    [  ] 
Не секрет, что на этом сайте присутствует немало людей пишущих, как профессионально, так и простых графоманов. Поэтому я решил, что совсем не лишним будет открыть тему, посвящённую специализированному ПО для писателей. Начал разрабатывать эту тему в русской википедии.

Ещё лично мне показалась любопытной попытка формализовать писательскую работу (с использованием диаграмм связей) в А.К. Анатолия Быстрицкого.

У кого что есть сказать на эту тему? Кто использовал подобные программы и методы работы?
–––
Весь мой вклад в «Лабораторию Фантастики» лицензирован на условиях CC-BY
(см. «лицензии Creative Commons»)


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 14:36  
цитировать   |    [  ] 

цитата Тэр

cianid, это вы в поддержку моего мнения или против него?

Не знаю, если честно.:-D

цитата Тэр

Просто спасут ли положение БД, программы для составления графиков, схем разбивки на сцены и т.п.? Т.е. "инструментарий" сложнее Word`а? Мне кажется, нет.

Меня спасают. В Ехсеl.
В частности, события которые развиваются в сюжете "сейчас" связаны с историей мира, отдаленной на более чем десять тысяч лет. Соотвественно, мне неплохо бы понимать, что происходило в это время и происходило бы непротиворечиво. Поэтому приходится накидывать крупные исторические вехи — кто владычествовал тогда-то (должны быть культурные памятники, артефакты), кто после, кто сейчас. Имелось ли взаимопрониконовение культур, или народы друг друга не застали во Времени, и т.д

Иначе мир, который "сегодня", может после написания книжицы не выглядеть результатом развития мира из "вчера" и "позавчера".
Смена народов, религий (последняя политеистична, но с заимствованием мифа миротворения и мироустройства из старой дитеистической, с развитием кастовой системы) — тоже поди-ка уложи в башечке детали отправления культа и богослужебного облачения, например, или жреческие корпорации внутри одной религиозной системы.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 14:41  
цитировать   |    [  ] 

цитата Алорн

Или Толкин использовал программы

Хм, а интересно почему он их не использовал?


активист

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 14:47  
цитировать   |    [  ] 
Алорн

цитата Алорн

"Писателей существует великое множество, я люблю приводить аналогию с архитекторами и садовниками. Есть писатели-архитекторы... И садовники..."

Да, пожалуй.

Я тут пораскинул мыслями за кружкой чая. Пожалуй, такие программы могут быть полезны, опять же, только для того, чтобы "уложить" всю книгу "в воображении". Иначе говоря, помочь структурировать материал, выявить связи и — обязательно — отсечь ненужное. Я исхожу из того априори :-))) , что психика пишущего и психика читающего каких-то качественных различий не имеет. Если писатель не смог выдать цельную картину, а показал кучу деревьев (пусть даже гармонично подобранных по сортам, высоте и пышности крон), за которыми не видно леса, то и читатель увидит не лес, а стволы, стволы, стволы... Не смог писатель — не сможет и читатель.
В общем, впечатление от книги не зависит от богатства материала. Во всяком случае, не напрямую.

cianid, как видите, я пришел к схожей мысли о структурировании. :-)))


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 14:50  
цитировать   |    [  ] 

цитата nibbles

Прописывание интриг, иерархии подчиненности, родственных отношений.

Для графического интерфейса — слишком сложно, столько разных стрелочек не напасешься. Если же все давать текстом, дело выродится в огромную таблицу, в которой без поллитра будет не разобраться. В итоге, все сведется к обычному вордовскому файлу (набору файлов) или куче листочков.
–––
Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город.


магистр

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 14:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата Feska

Для графического интерфейса — слишком сложно, столько разных стрелочек не напасешься.

Подозреваю, что Вы не работали с подобными программами.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 14:59  
цитировать   |    [  ] 

цитата Тэр

В общем, впечатление от книги не зависит от богатства материала. Во всяком случае, не напрямую.

Да, но впечатление читателя будет зависеть от того, насколько его не "обманул" писатель, а писатель-то сам "обманываться рад", ненарочно.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 14:59  
цитировать   |    [  ] 
nibbles Ежели у писателя герои и связи "не влазят в голову", то с какого, спрашивается, они будут влазить в голову читателю? Или вы думаете, что такой опус будут читать с блокнотиком, вычерчивая схемы и конспектируя связи? Мне как-то сомнительно. Наверное, есть в природе и такие фанаты, которым нравится чтение-конспектирование, но нельзя же рассчитывать на ЦА из десяти-пятнадцати человек.
Самым интересным специфическим ПО для писателя, который я видел, была программулька, анализирующая частотность слов. Я такой не пользовался, но мне она показалась полезной для отлова слов-паразитов.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:03  
цитировать   |    [  ] 

цитата swgold

Ежели у писателя герои и связи "не влазят в голову", то с какого, спрашивается, они будут влазить в голову читателю?

Это-то как раз понять несложно, ибо писателю нужно сконструировать эти связи, непротиворечиво, ладно, а читателю их только "употребить".
И вот, чтобы не вызвать расстройство лит.пищеварения, автор должен поработать так, чтобы всё получилось окейно. Связи у писателя то возникают, то аннигилируют, а у читателя они вот они, "хватай и бени!.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:03  
цитировать   |    [  ] 
swgold, а вы текст в Notepad++ не набирали? Там когда вы завершаете слово, если оно уже есть в тексте, то программа сразу их все подсвечивает. Мне это показалось удобным. Но увы, для русского языка это не всегда работает из-за падежных окончаний.
–––
Mors certa, hora incérta


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:05  
цитировать   |    [  ] 

цитата TOTOIIIUr

Хм, а интересно почему он их не использовал?


Офигенная ирония. Потому что гладиуолус, млин.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:06  
цитировать   |    [  ] 

цитата nibbles

Подозреваю, что Вы не работали с подобными программами.

Два или три раза устанавливал что-то такое, баловался с тестовыми проектиками, потом удалял за бесполезностью
–––
Вместительные деревянные кони. Дешево. Доставка в ваш город.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:08  
цитировать   |    [  ] 

цитата swgold

Или вы думаете, что такой опус будут читать с блокнотиком, вычерчивая схемы и конспектируя связи?

У того же Мартина, можно, пожалуй, и с блокнотиком.:-D
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


авторитет

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:09  
цитировать   |    [  ] 
swgold, я, кстати, вёл листок персонажей в Войне и Мир и ещё нечто похожее в Хоббите, что бы не перепутать всех гномов :-)


магистр

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:14  
цитировать   |    [  ] 

цитата swgold

Ежели у писателя герои и связи "не влазят в голову", то с какого, спрашивается, они будут влазить в голову читателю?

Работа писателя-демиурга по построению своего мира и приведению его в непротиворечивое состояние несопоставима с "работой" читателя. И даже при этом въедливые внимательные читатели умудряются замечать нестыковки и нелогичности в сюжете, обсуждая на fantlab'е то скудность мира литературы, состоящего из одного поэта, в мире Веры Камши, то непонятную структуру армии короля Зелода.


магистр

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:17  
цитировать   |    [  ] 

цитата Feska

Два или три раза устанавливал что-то такое, баловался с тестовыми проектиками, потом удалял за бесполезностью

Понятно.


миродержец

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:17  
цитировать   |    [  ] 
Исторически так сложилось, что большинство приличных специализированных программных средств для писателей создавались под Mac OS X:
Ulysses
Scrivener
Jer’s Novel Writer
–––
Mors certa, hora incérta


магистр

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:19  
цитировать   |    [  ] 

цитата Kail Itorr

в принципе от программы по созданию географических карт я бы не отказался

В своем интервью какой-то писатель-фантаст (Зыков?) обмолвился, что карты для мира составлял в плагине для "Мечи и Магия"... или какой-то подобной игрушке.


философ

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:32  
цитировать   |    [  ] 
Еще хочу отметить такой фактор разности читателського и аввторского восприятия текста, как время.
Создание под-, над-, короче внесюжетного материала — это месяцы и годы (Мартин, Толкин, Ле Гуин) работы, часто с многократным переосмыслением, вычеркиванием целых эпизодов, сжиганием в топке и поливанием кислотой целых глав (а то и книг8-]).
А читатель пробежит за несколько дней и тут же свежей памятью и глазом найдет в этом всем логическую обшибку, несогласованность событий, корявость и неубедительность, и писатель, который знает всему этому цену —
Про аутослепоту все знают, кто пишет — свои ошибки и кривости видны плоховато.
–––
- И моря есть, и реки есть, и приличные люди есть, господин Уэф.
- Дикари. Плакать хочется.


активист

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 15:58  
цитировать   |    [  ] 

цитата

Никто из вас даже задуматься не желает, сколько тот же Толкиен должен был перелопатить литературы на тему мифологии и истории, чтобы написать хотя бы "Хоббита", сколько раз в процессе написания "Властелина" он совершал променад "рабочий стол — книжный шкаф — рабочий стол" и "дом — библиотека — дом"
.

Не исключено, что Толкиен перелопатил тьму литературных источников, прежде чем сесть за создание «Властелина колец». Но, в современной российской фантастике ничего подобного нет. И, насколько я понимаю, не предвидится. Соответственно, ни о каких «программах» речь не идет.
Немного воображения. Ворд. Википедия. Музыка.
Вот базовый джентльменский набор современного выдумщика-фантаста.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 7 июня 2011 г. 16:02  
цитировать   |    [  ] 
cianid Всё, что вы пишете, -- очень правильно. И материалы по книге зачастую превышают по объёму саму книгу. Но нет необходимости во всех этих программах. Всё б-м. легко заменяется обычными вордовскими файлами: и хронология в них прописывается, и данные по персонажам. А при необходимости -- и на бумаге, от руки.

Главное: никаких гарантий того, что текст выйдет вменяемым, эти все костыли не дают. Скорее наоборот: увлекшись каталогизированием, можно забыть про суть самой книги.
Страницы: 1234...131415    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Программный инструментарий писателя»

 
  Новое сообщение по теме «Программный инструментарий писателя»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх