автор |
сообщение |
stMentiroso 
 философ
      
|
30 октября 2007 г. 06:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Раньше, когда читал советских или иностранных фантастов — обращал внимание только на различия в реалиях. С одной стороный мир победившего коммунизма, с другой — свободная демократия. Это хорошо отражено у Стругацких в "Понедельнике", где описана стена разделяющая два мира: страха перед будущим и веры в светлое будущее. Но поблуждав по базе данных фантлаба, изучая годы выпуска произведений, сделал для себя интересный вывод: зарубежная фантастика — более передовая, фантазия ее авторов смелее, чем у советских писателей. В то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба. Что это? Узость жанра советской фантастики или гнет советской цензуры (боже упаси заподозрить советских писателей в скудости фантазии и таланта)?
|
|
|
Kurok 
 магистр
      
|
30 октября 2007 г. 11:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата stMentiroso В то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба. Что это? Узость жанра советской фантастики или гнет советской цензуры (боже упаси заподозрить советских писателей в скудости фантазии и таланта)?
Просто сов. фантастика писала о созидательном труде, а западная просо переносила реалиии капитализма в космос. Один из основных столпов капитала — войны, и происходят они уже на разведанной территории (хотя бы частично разведанной). То есть всякие империи и федерации нужны. Опять же — остросюжетная фатастика получается (нельзя же писать роман о жизни какой нибудь космической биржи — вряд ли она будет сильно отличаться от обычной — скучновато будет). В сов. фантастике тема войны не поощрялась. Во-первых как то подразумевалось, что к массовому выходу в космос на Земле уже будет коммунизм. Если логически подумать, получается, что у возможной другой цивилизации вышедшей в космос — тоже коммунизм. Значит космическая война вряд ли возможна. Остаётся из остросюжетных тем (то есть не постный производственный роман, риск для жизни, напряжённые моменты, загадки и т.д.) два направления — Разведка космоса и преобразование планет и того же космоса. Самые интересные моменты этих направлений — начало. Вот и получается — у нас начинаются полёты в глубокий космос и переделка и обживание планет ( встреча с другими цивилизациями, как правило мирная), а на западе в фантастич. космосе уже всё разработано и дружно уничтожается (то есть взрывы побольше, куски мяса, море крови и т.д.).
|
|
|
mist 
 гранд-мастер
      
|
30 октября 2007 г. 11:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Западная фантастика расчитана на коммерцию изначально. Обывателя в массе яркой обложкой и феерическими приключениями привлечь проще, чем рассказом о тяжелых буднях освоителя марса и венеры, который скорее для редкого интеллектуала. В западной больше битв и меньше психолгии и философии — они так плохо продаються
|
––– Любовь никогда не перестает... ап. Павел Не указывайте дорогу Любви. отец Олег |
|
|
Dimson 
 магистр
      
|
30 октября 2007 г. 11:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата stMentiroso В то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба.
А Вы Сергея Снегова вспомните. Там такие битвы — американские отцы космооперы от зависти локти кусают.
|
|
|
suhan_ilich 
 миротворец
      
|
30 октября 2007 г. 12:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата mist В западной больше битв и меньше психолгии и философии — они так плохо продаються вроде бы с этим тезисом уже разбирались, не судите о западной фантастике по Гамильтону и Гаррисону, и все станет на свои места — вдруг откуда то появится Герберт со своей "Дюной", Ле Гуин с "Хайнским Циклом", Азимов со своим "Основанием" и циклом о роботах, Саймак, Брэдбери.
|
|
|
mastino 
 миродержец
      
|
30 октября 2007 г. 19:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Советской фантастике, очень подрезала крылья идеология. Писатель обязан был писать в определённых рамках коммунизма-материализма. А любые рамки, могут превратить изначально хорошую задумку, в дремучую чушь.
|
|
|
Вареный 
 философ
      
|
30 октября 2007 г. 19:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата suhan_ilich вроде бы с этим тезисом уже разбирались, не судите о западной фантастике по Гамильтону и Гаррисону, и все станет на свои места — вдруг откуда то появится Герберт со своей "Дюной", Ле Гуин с "Хайнским Циклом", Азимов со своим "Основанием" и циклом о роботах, Саймак, Брэдбери.
вы прочитали мои мысли, а то я тот пост увидел аж возмутился, но теперь повторятся смысла нет)
|
|
|
irish 
 магистр
      
|
30 октября 2007 г. 19:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kurok Просто сов. фантастика писала о созидательном труде, а западная просо переносила реалиии капитализма в космос.
Синхронно мыслим. :)) Как раз сегодня наткнулась на такую вот интересную цитату:
цитата Настоящее могущество, говорил он, не способно добру противоречить. Злотворение — черта несовершенства, оно может быть особенностью силы, но не могущества. Причиняют другому вред, когда нужно что-то для себя получить. Могущество предполагает изобилие благ и возможностей. Вспомните человеческую историю: сколько в ней было вражды, порожденной лишениями! По мере развития человечества совершенствовалась и мораль: еще в первобытной общине изжили индивидуальную войну, войну каждого против всех, затем стихали племенные, религиозные, национальные, расовые, государственные распри, пока в коммунизме не забыли и о самой стойкой борьбе — классовой, той, что возникает от стремления одних присвоить труд других... Нет, Боячек не распространял человеческих законов на Вселенную. Он просто находил в человеческой жизни действие более общих законов. Он не верил, что существуют высокоразвитые цивилизации, враждебные разуму, а в понятие разума входит понимание общности мыслящих существ. Когда-то человечество написало на своем знамени великие слова: "Человек человеку — друг, товарищ и брат". Кто докажет, что этот принцип не может быть распространен на всю Вселенную? В этом случае он будет звучать так: все высокоразумные цивилизации — дружественны. И чем выше цивилизация, с которым завязывается контакт, тем вероятней, что встретим в ней друга, а не врага. (с) Сергей Снегов "Посол без верительных грамот"
Так что различие между советской и заграничной фантастикой не в сюжетах и не в наличии или отсутствии психологии и философии, а в мироощущении, обусловленным историческими причинами. Очевидно, что советский фантаст пишет о героях, живущих в светлом будущем (иное вряд ли напечатали бы, да большинство, я думаю, писало вполне искренно) — а это означает, что никаких войн в нем просто быть не может. А раз нет войн, то героям остается все свободное время тратить на открытие тайн природы и т.п. Типичный герой советской фантастики, таким образом, ученый, исследователь (на крайний случай, сотрудник какого-нибудь НИИ времени и пространства) — тогда как в зарубежной фантастике преобладают все ж таки солдаты, торговцы и просто авантюристы. Это не плохо, нет, это просто более органично для американского мировосприятия.
|
––– Лентяи и нытики будят во мне сержанта Хартмана (причем сразу в правильном переводе). |
|
|
irish 
 магистр
      
|
30 октября 2007 г. 20:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата stMentiroso то время когда советские фантасты робко выводят фотонные корабли за пределы Солнечной системы, на западе во всю описываются межгалактические войны и катастрофы вселенского масштаба. Что это?
Ну неправда. :) Вы, наверное, маловато читали советской фантастики. Хотя сюжеты повторяются, согласна. И потом, на мой взгляд, "межгалактические войны" и "вселенские катастрофы" с высокой вероятностью попса, рассчитанная на достаточно инфантильного читателя.
|
––– Лентяи и нытики будят во мне сержанта Хартмана (причем сразу в правильном переводе). |
|
|
Ladynelly 
 гранд-мастер
      
|
30 октября 2007 г. 20:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Dimson А Вы Сергея Снегова вспомните. Там такие битвы — американские отцы космооперы от зависти локти кусают.
Это точно!
цитата mastino Советской фантастике, очень подрезала крылья идеология. Писатель обязан был писать в определённых рамках коммунизма-материализма. А любые рамки, могут превратить изначально хорошую задумку, в дремучую чушь.
А вот Снегов как раз не побоялся выйти за рамки идеологии... Как раз в архиве МФ прочитала рецензию на его трилогию...
|
––– Пора просыпаться от осенне-зимней спячки!
|
|
|
Ank 
 миротворец
      
|
30 октября 2007 г. 21:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Советская фантастика была совершенно уникальным явлением, которое развивалось в изоляции от мировой фантастики, и к нам попадали только редкие и лучшие образцы из-за рубежа. Поэтому сравнивать здесь просто нечего, это совершенно разные направления. Никто из наших авторов не стал бы создавать многотомные миры и не задумал вторую Дюну или другие сериалы — но покажите мне хоть одного американца, который смог, или сможет написать хоть что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти".
|
|
|
Kurok 
 магистр
      
|
30 октября 2007 г. 23:54 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ank покажите мне хоть одного американца, который смог, или сможет написать хоть что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти".
+1
|
|
|
Kairan 
 миродержец
      
|
31 октября 2007 г. 01:59 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Типичная особенность советсткой цензуры — беспощадное вырезание сексуальных отношения между персонажами (особенно в этом плане, как я слышал, "повезло" переводам Хайнлайна).
|
|
|
elent 
 миротворец
      
|
31 октября 2007 г. 02:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Kairan Это точно. Уже во время перестройки прочла в Уральском следопыте статью Арбитмана " Стремление печататься огромно..." И там он яростно нападал на любую эротику, восклицая " Фантастика — самый целомудренный жанр." Я была с ним от души согласна, но вскоре прочла Фармерову " Плоть" и моя вера в целомудренность фантастики была уничтожена раз и навсегда. Ank +1 У подавляющего большинства иностранцев — внешнее всегда на первом месте. Человеческие переживания сводятся — победить и разбогатеть. Дядюшки Скруджи и Маккряки галактического разлива.
|
|
|
stMentiroso 
 философ
      
|
31 октября 2007 г. 05:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Снегов это, конечно, хорошо, но насколько он отстал от западных фантастов в этом жанре — космической оперы, впервые введеном как известно еще в 40-е гг.?
Ank Правильно. Иногда задаюсь вопросом: а могли бы, например, Стругацкие написать свои шедевры ("Град обреченный", "Понедельник") живя в той же Америке? Ведь даже, как кажеться, далекий от идеологии роман "Обитаемый остров" был ответом писателей на запрет публикации "Сказки о тройке".
|
|
|
Lost 
 магистр
      
|
|
stMentiroso 
 философ
      
|
|
Nina 
 миротворец
      
|
31 октября 2007 г. 11:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ank покажите мне хоть одного американца, который смог, или сможет написать хоть что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти".
+1 
|
|
|
suhan_ilich 
 миротворец
      
|
31 октября 2007 г. 11:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ank Никто из наших авторов не стал бы создавать многотомные миры и не задумал вторую Дюну или другие сериалы если ты помнишь вначале планировалась только трилогия о мире Дюны, поэтому насчет многотомной эпопеи ты ошибаешься
цитата Ank что-то, похожее на сборник Булычева "Люди как люди", "Девочку" Колупаева или "Записки динозавра" Штерна. Я уж не говорю про "превзойти". подход неправильный изначально, о чем ты вроде сам и пишешь, любой возражающий скажет, а скажите, пожалуйста, Ank было ли написано с СССР хоть что то похожее на ***, дальше можно по желанию подставить пару названий, например, "Город" Саймака, "Марсианские хроники" Брэдбери. Град единичек, правда, такой ответ вряд ли получит. Ключевое отличие советской фантастики было названо выше, в будущее советские фантасты большей частью смотрели с оптимизмом, навевающим мысль о прямом родстве с социалистами-утопистами (вспомним уже упоминающийся выше "Понедельник начинается в субботу" ). + фантастика ближнего прицела в СССР была теснее сращена с наукой.
|
|
|
Dark Andrew 
 гранд-мастер
      
|
31 октября 2007 г. 11:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата elent Человеческие переживания сводятся — победить и разбогатеть. Дядюшки Скруджи и Маккряки галактического разлива.
ну опять начались обобщения. Вспоминаем (причем только классику берем) "Город" или "Заповедник гоблинов" Саймака, "Левую руку тьмы" Ле Гуин, всё, что угодно, из Брэдбери и т.д.
Подобные высказывания просто удивляют — ну неужели мало было прочитано зарубежки, чтобы так оценивать?
|
|
|