автор |
сообщение |
opty
гранд-мастер
|
8 июня 2015 г. 01:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
На самом деле многоразовость далеко не панацея , и одноразовые системы как правило оказываются дешевле и эффективней . Тут множество нюансов существует
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
urs
магистр
|
|
glazier
авторитет
|
8 июня 2015 г. 10:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty и одноразовые системы как правило оказываются дешевле и эффективней . Дешевле — в смысле: эксплуатация "Союзов" была дешевле, чем "Шаттлов". Единственный пример — это далеко не правило. Будущие корабли и РН делают многоразовыми именно ради удешевления запусков. Что же до большей "эффективности" одноразовых систем, это наверное поэтическая вольность, да?
|
|
|
bubacas
философ
|
8 июня 2015 г. 10:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата urs Приятная , кстати статья об отечественных ЖРД
Статья интересная, но заголовок... , да ещё и не пришей кобыле хвост по отношению к самой статье.
|
|
|
opty
гранд-мастер
|
8 июня 2015 г. 11:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glazier ешевле — в смысле: эксплуатация "Союзов" была дешевле, чем "Шаттлов".
Эксплуатация чего угодно дешевле шаттлов Маск пытается сделать многоровазовой не корабль или РН , а первую ступень . Точнее тестирует на первой ступени , по уму возвращаться будут бустеры Фалькона-хэви . И для того например что бы отстрелить бустеры раньше , обеспечив меньший износ ДУ , меньшие нагрузки при посадке и т.п. ему приходится оснащать перспективный Ф-9-хэви системой перекачки топлива из бустеров в центральный отсек , что удорожает и усложняет конструкцию . Ну и опять же первая ступень Фалькона , это модульная штука рассчитанная на высоко серийное производство (про матричную ДУ на Мерлинах писал выше) , возвращенные ступени собственно формально многоразовыми не будут , а штатно пойдут на разборку и комплектуху для новых собираемых ступеней . Комплексный подход Элона Маска на лицо . Но для того что бы эта концепция сработала , первую ступень нельзя окунать в соленую морскую воду , иначе промывать потом заколебешься вот и бьются над посадкой на баржу
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
opty
гранд-мастер
|
8 июня 2015 г. 14:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Новый снимок с "Новых горизонтов" , сделан в начале июня Разрешение превысило таковое для снимков с Хаббла Плутон уже четко виден как диск , отчетливо виден Харон
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
Легкокрыл
философ
|
8 июня 2015 г. 17:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty вот и бьются над посадкой на баржу
Кстати говоря, сажать планируется не на баржу. После окончания цикла испытаний они хотят создать свою стартовую площадку в Техасе, с неё запускать и на неё же (то есть не прямо на стартовый комплекс, конечно, но в пределах одной территории) сажать.
Нынешнее использование баржи для посадки связано с необходимостью использовать уже имеющуюся инфраструктуру космодрома во Флориде. А из Флориды в направлении на восток — только океан...
|
|
|
opty
гранд-мастер
|
8 июня 2015 г. 17:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Легкокрыл
Угу , и космодром в Техасе уже строится полным ходом . Причем точка выбрана во многом по причине шаговой близости химических комбинатов , которые производят жидкий кислород и ракетный керосин — экономия на логистическом плече .
Но САЖАТЬ на неё не смогут , возврат в точку запуска невозможен , ибо надо будет гасить скорость примерно в 3 км/сек которую уже успеет набрать первая ступень (или 2 км/сек для бустеров) . Сажать будут во Флориде стартуя из Техаса , то есть там откуда сейчас стартуют . Там же будет проведено обслуживание , и пересборка при необходимости , и готовую ступень повезут в Техас на запуск .
Сажать такую бандуру даже рядом с Канаверал никто не позволит , пока не будет достигнута высокая надежность и точность выхода на точку посадки . Вот и тренируются на барже — промахнулись — не беда . Ну и да — на восток — океан
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
glazier
авторитет
|
9 июня 2015 г. 00:56 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Легкокрыл opty Как ни странно, вы оба правы! Только один, как я понял, пишет про корабль (Dragon V2), а другой — про ступень Falcon. Кстати, Dragon, в принципе, рассчитан на неоднократное использование.
|
|
|
opty
гранд-мастер
|
|
glazier
авторитет
|
9 июня 2015 г. 01:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty Везде писалось только про РН Везде писалось про то и другое Вот, что писал один из участников дискуссии несколько постов назад:
цитата opty Эксплуатация чего угодно дешевле шаттлов
|
|
|
opty
гранд-мастер
|
9 июня 2015 г. 01:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
glazier
Это про многоразовость , а не про место посадки которое недавно обсуждалось .
А высокий универсализм увеличивает стоимость и снижает эффективность . Что касаемо шаттла . Слишком много "лишнего барахла" приходится тащить из гравитационного колодца , а потом тормозить в атмосфере и сажать .
Пример
Водородный RS-25 шаттла по тяге на 50% уступает своему ближаешему аналогу RS-68 , и при этом в три раза дороже в производстве за счет увеличения ресурса и усложнения конструкции для возможности послеполетного обслуживания . На практике стоимость снятия его с шаттла и последующей переборки оказалось дороже чем если бы его одноразовым планировали . И вообще в планах уже в разгар программы шаттл была замена основного двигателя на более простой . Но разработка нового и переделка имеющихся челногов стоила бы совсем уж космический баблос .
При этом данный двигатель (вообще то три) совокупной массой 10 тонн (!!!) болтался мертвым грузом на орбите вместе с шаттлом снижая эффективность орбитальных маневров , ибо к нему просто напросто не было топлива . Эффективней было бы его просто сбрасывать после разгона как ступень , но многоразовость же ..
С этой точки зрения "Буран" как более поздняя конструкция был намного продуманней , на челноке вообще тяговые двигатели отсутсвовали , только маневровые были
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
glazier
авторитет
|
9 июня 2015 г. 01:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
opty Шаттлы — это история. Как и Буран. Ввиду особенностей этой истории, попытка сравнивать параметры того и другого была бы неоднозначной. Видимо, более актуально сравнение Orion, Dragon V2 и детища Arianspace. Кстати, о последнем. Они пошли другим путем, хотя и отстают от SpaceX по срокам. Цель — сделать РН максимально многоразовой и сконцентрировать (по возможности) старт/посадку в одном месте. С кораблями тут без вопросов, еще со времен Шаттлов. Ну и Blue Origin забывать не следует.
|
|
|
opty
гранд-мастер
|
9 июня 2015 г. 02:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
glazier
Выводится детище Арианспайс будет стандартной одноразовой РН со стоимостью запуска 220 млн долларов . Что составляет львиную долю всей стоимости экспедиции , многоразовый там челнок или одноразовый уже в общем без разницы .
У Ориона и Дракона , возвращаемые только капсулы . Ну блин даже у Союзов до 40% оборудования капсулы используются повторно , ни о какой истинной многоразовости речи не идет во всех случаях возврата капсулы
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
glazier
авторитет
|
|
glazier
авторитет
|
9 июня 2015 г. 03:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата opty У Ориона и Дракона , возвращаемые только капсулы Это сейчас, когда в процессе испытаний они используют стандартные РН. Кстати, тот же Шаттл был реально многоразовым. Орионы не будут использованы для МКС, а их перспективные модели не будут возвращаться на Землю (экипаж будет пересаживаться в спускаемый аппарат, также многоразовый.) Дракон — временный паллиативный вариант по заказу НАСА (там работают люди в возрасте, дотягивают до пенсии)для МКС. Дракон В2 — многоразовый корабль. У Ариан будет многоразовый самолет и другой многоразовый самолет для эвакуации маршевого двигателя РН. Кстати, есть видео садящегося военного челнока. Специально дан крупный план носа и днища — все пластины на месте как влитые. Это и есть многоразовые корабли ближайшего будущего.
|
|
|
opty
гранд-мастер
|
9 июня 2015 г. 04:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
glazier
Смотрел . Попытка спасти двигатель . Теоретически может получится , но есть одно но . Жирное .
Мерлины Фалькона изначально заточены на переборку , очень просты и дешевы , не имеют системы управления вектором тяги , открытого цикла и работают в составе матричной ДУ . Все изначально заточено на конвер , и вокруг двигателя все и строится . Возвращается с первой ступенью девять движков , и условно после диагностики пару на выброс , пару на запчасти , остальные на повторное использование . Откажет какой нибудь на взлете — не страшно , с 35 секунды Фалькон может идти на 8 движках , с 65 секунды на семи . Можно не парится сверх необходимого с надежностью
Это именно новая концепция подхода . У Ариан ПОКА ничего подобного нет . Водородный движок (один) с высокими характеристиками . Водород кстати в отличии от керосина усложняет повторное использование ибо режимы работы намного более напряженные , особенно у движков закрытого цикла с дожигом , каковым "Вулкан" и является
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|
opty
гранд-мастер
|
|
opty
гранд-мастер
|
|
opty
гранд-мастер
|
10 июня 2015 г. 16:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Планируемая траектория пролета "Новых горизонтов" через систему Плутона
По большому счету — несколько часов на все про все . И на полном автомате все должно пройти — задержка сигнала четыре часа , ни о каких корректировках по ходу дела речь в принципе не идет . Так сказать "пиковая точка" многолетнего полета . Даже трудно себе представить с какой тщательностью программисты НАСА сейчас код для управления НГ во время пролета Плутона вылизывают.
|
––– "Справедливость не милосердна , милосердие не справедливо" (с) Альберт Майнц |
|
|