автор |
сообщение |
Бентозух
новичок
|
16 декабря 2010 г. 18:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Возможно, тексты Ефремова литературно где-то и несовершенны. В мире нет ничего совершенного, но это не значит, что в мире нет ничего великого. Сам Иван Антонович признавался, что не стилист. Но Алексей Толстой при встрече спросил его: "Откуда у вас такой изящный и холодный стиль?" И Ефремов честно ответил: "Записи в пикетажках". (Пикетажка — нечто вроде полевого рабочего дневника геолога, геодезиста, etc. Довоенная молодость Ефремова). А дальше, с возрастом, шло дальнейшее развитие ума, набор жизненного и литературного опыта... Я рад за книгу о переписке И.А.Е. с учёными "Научное наследие, том 22". Кажется, она получит новую жизнь. Кроме текстов, там хорошие фотографии.
|
––– Дорогу осилит идущий |
|
|
Сат-Ок
магистр
|
|
Farit
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 10:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Сат-Ок Простите, такой процесс называется конвергенцией
Игра словами. Общество у Ефремова на человека давит, вылепляя то, что ему (обществу) нужно. То есть — тоталитарность. В чистом виде.
цитата Сат-Ок А слово "тоталитаризм" однозначно негативное, в отличие от слова "тотальный", кстати.
У слов есть смысл. Я предпочитаю пользоваться им.
|
|
|
morbo
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 10:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Игра словами. Общество у Ефремова на человека давит, вылепляя то, что ему (обществу) нужно. То есть — тоталитарность. В чистом виде.
Ну да, а в сегодняшнем обществе школьникам двойки ставят, вынуждая их делать то, что нужно обществу. Убийство осуждается, воровство тоже. Иногда даже за убийство и воровство общество наказывает людей — никакой свободы воли, общество навязывает то, что ему нужно. То есть — тоталитарность.
И у Ефремова тоталитарность ограничивается тем же самым — пройди обучение, живи по законам общества. В той же Туманности Андромеды никто не принуждает людей к труду, труд считается естественной человеческой потребностью. Не нравится одна работа, залезь в информационную сеть, найди более подходящую. Надоело летать на космолётах, иди в китопасы.
цитата Farit У слов есть смысл. Я предпочитаю пользоваться им.
Какая категоричность! Смысл в слова каждый человек вкладывает немного отличающийся.
Например, мне несколько раз приходилось спорить с людьми о цвете. То, что для меня зелёное, другой человек называл жёлтым. В целом цвет был действительно близок к жёлтому, но я видел в нём оттенок зелёного, поэтому для меня этот цвет уже был зелёным. Для другого человека небольшая доля зелени не означала, что этот цвет — зелёный. Мне так довольно часто приходилось спорить с людьми просто потому, что мы не обозначили чётко те понятия, которые вкладываем в слова.
|
|
|
ФАНТОМ
миротворец
|
10 февраля 2011 г. 11:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Общество у Ефремова на человека давит, вылепляя то, что ему (обществу) нужно. То есть — тоталитарность О как!
Это надо занести в анналы. Мощно.
|
––– "Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!" |
|
|
Farit
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 14:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата morbo Ну да, а в сегодняшнем обществе школьникам двойки ставят, вынуждая их делать то, что нужно обществу
Двойки ставят, и ученики прекрасно с этими двойками живут. Атмосферы нетерпимости к двойке нет. Есть атмосфера толерантности. И чем дальше — тем больше. А у Ефремова — это легко вычисляется — есть.
цитата morbo И у Ефремова тоталитарность ограничивается тем же самым — пройди обучение, живи по законам общества
Верно. Девиз тоталитарного общества — живи по тем законам, которые тебе даны, ибо эти законы — самые хорошие. Девиз толерантного общества — есть вещи, законом запрещенные, остальное делай так, как тебе заблагорассудится.
цитата morbo Какая категоричность! Смысл в слова каждый человек вкладывает немного отличающийся.
Да ну. И какой же иной смысл можно сложить в слово "тоталитарный"?
Это слово — по независимым от него причинам — получило негативный окрас в обществе, которое ему исторически противостоит — толерантном. Если бы мы жили в обществе тоталитарном — в нем бы слово толерантный имело негативный оттенок.
А смысл всегда один.
цитата morbo Например, мне несколько раз приходилось спорить с людьми о цвете
Измеряете длину волны, сверяетесь с таблицей и вопрос закрыт. К чему спорить?
|
|
|
Nadia Yar
философ
|
10 февраля 2011 г. 14:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Если бы мы жили в обществе тоталитарном — в нем бы слово толерантный имело негативный оттенок.
Слово "толерантный" — это фактически ругательство. Если герои Ефремова не толерантны, это им плюс.
|
––– Врагов своих надо любить, врагов государства — уничтожать, а врагов Бога — гнушаться. (с) Святитель Филарет Московский |
|
|
max_de
активист
|
|
VladimIr V Y
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 14:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Двойки ставят, и ученики прекрасно с этими двойками живут. Атмосферы нетерпимости к двойке нет. Есть атмосфера толерантности. И чем дальше — тем больше. А у Ефремова — это легко вычисляется — есть.
Конечно есть. Толерантность = равнодушие. А у Ефремова равнодушия нет.
Плохо учась человек вредит прежде всего себе. Общество без конкретного человека обойтись сможет, а вот он сам будет несчастлив, не имея возможностей для реализации себя в обществе. Поэтому нетерпимость с двойкам это прежде всего проявление заботы об отдельных людях.
|
|
|
Farit
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 14:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nadia Yar лово "толерантный" — это фактически ругательство. Если герои Ефремова не толерантны, это им плюс
Слово "толерантный" — это просто слово. Плюсов за них не ставят.
|
|
|
Farit
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 14:53 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VladimIr V Y Конечно есть. Толерантность = равнодушие. А у Ефремова равнодушия нет.
Толерантность = терпимость.
цитата VladimIr V Y Поэтому нетерпимость с двойкам это прежде всего проявление заботы об отдельных людях.
Слишком много при том будет дополнительных условий. Так как двойки — следствие не только нерадивости.
|
|
|
VladimIr V Y
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 15:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Farit
Про провал политики терпимости и толерантности уже начинают говорит. Собственно, говорили и раньше, но не на таком высоком уровне как сейчас. Нужно понимать, что как толерантность, так и терпимость ведут в итоге к равнодушию. Особенно в смысле отношения к неудачам других людей. Ефремов советский писатель и писал основываясь на советских реалиях. А в СССР было принято подтягивать отстающих, а не предоставлять их самим себе. Он описывал общество, где людям не всё равно как обстоят дела у одноклассников, соседей, просто прохожих.
|
|
|
Farit
гранд-мастер
|
10 февраля 2011 г. 17:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VladimIr V Y Про провал политики терпимости и толерантности уже начинают говорит. Собственно, говорили и раньше, но не на таком высоком уровне как сейчас. Нужно понимать, что как толерантность, так и терпимость ведут в итоге к равнодушию.
Ага. Один из вариантов следствия из толерантности — равнодушие. Один из. По поводу "говорят" и "провалилась" — это не так. Толерантность решила очень большое число проблем, но она не решали все проблемы. Естественно, так как не могла этого в принципе. То, что сейчас — это обычное дело, качнулся назад маятник общественных ожиданий. Откат будет, но не очень большой, не ко временам расовой сегрегации, отсутствия прав женщин и уголовной статьи за гомосексуализм. Потом снова пойдет вперед.
цитата VladimIr V Y Ефремов советский писатель и писал основываясь на советских реалиях
Слава богу, на собственных воззрениях он основывался гораздо больше.
цитата VladimIr V Y А в СССР было принято подтягивать отстающих, а не предоставлять их самим себе
В некоторых школах. В моей двоечники пользовались неизмеримо более высоким общественным авторитетом, нежели отличники. Помимо этого: - есть двойки и двойки - "борьба" эта навязывалась не строем жизни и шла не от души (мы переживаем за товарища, ведь ему реально ничего с такими оценками не светит), а от школьного начальства.
|
|
|
Jylia
миродержец
|
10 февраля 2011 г. 19:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Если уж говорить про двойки, то сейчас к ним не толерантное отношение, а наплевательское. Не хочешь учиться — не надо, не хочешь работать — без тебя обойдемся, хочешь бомжевать — флаг тебе в руки. А потом, читая сводки об очередной пьяной драке или замерзшем бомже только ворчим: "Куда милиция смотрит..." А туда же, куда и все, каждый волен гробить себя, а часто и окружающих, и никому до этого дела нет.
|
––– Разница между фантастикой и реальностью в том, что фантастика должна иметь хоть какой-то смысл
|
|
|
Сат-Ок
магистр
|
10 февраля 2011 г. 22:33 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit Игра словами. Общество у Ефремова на человека давит, вылепляя то, что ему (обществу) нужно. То есть — тоталитарность. В чистом виде. Я просто подсказал вам термин, которым сам ИАЕ как учёный обозначал этот процесс — конвергенция. Тоталитарность же — у Гитлера и Сталина. Если вы разницы не усматриваете в самом деле, то говорить не о чем. У ИАЕ открытым текстом написано:
"Самая страшная опасность организованного общества — чем выше организация, тем сильнее делается власть общества над индивидом. И если борьба за власть ведется наименее полезными членами общества, то это и есть оборотная сторона организации. Чем сложнее общество, тем большая в нем должна быть дисциплина, но дисциплина сознательная, следовательно, необходимо все большее и большее развитие личности, ее многогранность. Однако при отсутствии самоограничения нарушается внутренняя гармония между индивидом и внешним миром, когда он выходит из рамок соответствия своим возможностям и, пытаясь забраться выше, получает комплекс неполноценности и срывается в изуверство и ханжество. Вот отчего даже у нас так сложно воспитание и образование, ведь оно практически длится всю жизнь. Вот отчего ограничено "я так хочу" и заменено на "так необходимо"."
"Подлинная борьба за здоровье потомства и чистоту восприятия началась, когда мы поставили учителей и врачей выше всех других профессий на Земле. Ввели диалектическое воспитание. С одной стороны, строго дисциплинированное, коллективное, с другой — мягко индивидуальное."
" Чтобы получить мыслящее существо, восходящая спираль эволюции скручивается все туже, ибо коридор возможных условий делается все более узким. Получаются очень сложные организмы, все более сходные друг с другом, хотя бы они возникали в разных точках пространства. Мыслящий организм неизбежно резко выражен как индивид, в отличие от интегрального члена общества на предмысленном уровне развития, как муравей, термит и другие животные, приспособленные к коллективному существованию. Качества мыслящего индивида в известной мере антагонистичны социальным нуждам человечества. Хотим мы этого или нет, но так получилось в становлении земного человека — следовательно, и вашего. Это не очень удачно для искоренения инферно, но, поняв случайность, мы пришли к абсолютной необходимости дальнейшего, теперь уже сознательного скручивания спирали в смысле ограничения индивидуального разброса чувств и стремлений, то есть необходимости внешней дисциплины как диалектического полюса внутренней свободы. Отсюда проистекает серьезность, строгость искусства и науки - отличительная черта людей и обществ высшей категории - коммунистических. Если вместо скручивания спирали общества будет идти разброс и раскручивание, то появится множество анархических особей (особенно в облегченных условиях жизни), соответственно пойдет разброс и в творчестве: раздробленные образы, слова, формы. По широте и длительности распространения подобного творчества можно установить периоды упадка общества — эпохи разболтанных, недисциплинированных людей".
|
––– Орлы мух не ловят (С. И. Павлов) |
|
|
Apraxina
авторитет
|
10 февраля 2011 г. 23:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Сат-Ок — досада в том, что приведенные Вами цитаты без правки переносятся в риторику хоть Сс-манов, хоть Пол Пота сотоварищи, хоть к нынешним северокорейским деятелям. Потому что "так необходимо" — это прекрасно... вопрос, кому. Кто говорит от лица общества, человечества, коллектива. Что именно он говорит. Где и как именно дозволено и необходимо показать говорящему кукиш, что он заблуждается и не получить за это лоботомирование без права переписки. Вот это очень значимо. Поэтому у Ефремова за нормальное гармоничное устройство общества говорят не такие выкладки в отрыве, а сеттинг и основной конфликт в "Часе Быка".
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|
Farit
гранд-мастер
|
11 февраля 2011 г. 08:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Сат-Ок, еще раз — обратитесь к смыслу слова, а не к тому, что "ведь так называют Гитлера". У меня боязни слова нет. У вас — есть. Так мы не договоримся.
|
|
|
VladimIr V Y
гранд-мастер
|
11 февраля 2011 г. 14:51 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit То, что сейчас — это обычное дело, качнулся назад маятник общественных ожиданий. Откат будет, но не очень большой, не ко временам расовой сегрегации, отсутствия прав женщин и уголовной статьи за гомосексуализм. Потом снова пойдет вперед.
Есть сомнения. Показной и навязываемой толерантностью маятник качнули очень сильно в одну сторону и упрямо продолжают толкать туда же. Так что откат может быть очень сильным, с наложением на это культурных конфликтов, которые сейчас возникают между коренными европейцами и эмигрантами, и просто конфликтами на почве разницы в доходах, на классовом уровне.
цитата Farit Слава богу, на собственных воззрениях он основывался гораздо больше.
Да не сказал бы. Идеалогическая линия вполне соответствует лучшему, что было можно найти в СССР.
цитата Farit "борьба" эта навязывалась не строем жизни и шла не от души (мы переживаем за товарища, ведь ему реально ничего с такими оценками не светит), а от школьного начальства.
Такие вещи всегда происходят в переходные периоды. В первой трети 20-го века многих приходилось силком тащить в школу как таковую. Согласно генеральной линии, спускаемой сверху. А в последующие годы не иметь хотя бы трёх классов образования стало нонсенсом на общественном уровне.
|
|
|
Сат-Ок
магистр
|
12 февраля 2011 г. 01:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Farit еще раз — обратитесь к смыслу слова, а не к тому, что "ведь так называют Гитлера". У меня боязни слова нет. У вас — есть. Так мы не договоримся. Вам уже напомнили, что смыслы в любое слово человек вчитывает свои. Есть относительно общепринятые значения. Если для вас негативным словом назвать позитивное явление — значит, не бояться слова, — то вы, стало быть, просто плохо осведомлены о воздействии слов на человека вне его рацио.
Слова надо использовать точно и аккуратно. Вот я вам напомнил про то, как сам ИАЕ называл процесс — а вы как будто и не услышали.
Думаю, вы и впрямь не понимаете... Ну, возможность всегда остаётся.
Apraxina, есть объективные условия становления специфических человеческих качеств, хорошо описанные Фроммом. А вы как-то сразу переводите вектор внимания на якобы борьбу гипотетически равноправных групп населения. Здесь это ключевое слово: эволюция. Есть ось, стержень (ИАЕ, Роджерс, Фромм, Рерихи) — всё сразу входит в пазы. Нет её — мигом образуется недоказуемая анархия самопревозносящегося имхо, постмодерн то есть.
И никакие полпотовцы никогда не подпишутся под приведёнными мной диалектическими формулировками. Вы знакомы с писаниями фашистов или чучхэ? Если нет, то можно немного — сразу будет видно муравьиность тамошнего коллективизма.
При этом стоит добавить, конечно, что так как истина вообще лежит вне слов, что принципиально и непреодолимо, то речь надо вести о духовной гармонии человека, который будет, с одной стороны, отражать сказанное, с другой же — адекватно вносить в повседневность. Умение идти по лезвию бритвы — умение интуитивное. А интуицию словами не разовьёшь, нужна бескорыстная работа.
|
––– Орлы мух не ловят (С. И. Павлов) |
|
|
Apraxina
авторитет
|
13 февраля 2011 г. 00:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Сат-Ок — извините, какие Рерихи в пазы входят? А доказуемая анархия имхо не образуется, только недоказуемая... а доказать можете? Не будете ли Вы так любезны "не говорить красиво"? А то и выходит "на якобы борьбу" и противопоставления слов бескорыстию, и вообще не очень понятно, зачем этот акт такой иллокутивный...
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|