автор |
сообщение |
Kurok
магистр
|
|
newcomer
гранд-мастер
|
28 января 2007 г. 18:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ny Есть ли будущее у НФ?
А куда, спрашивается, она денется? Кругом одна техника, сплошные высокие технологии, болтают что-то там про "мирный атом"... Так что вы зря переживаете.
|
––– VIRI VIRIDE Фраза "Выбора нет!" иногда означает действительную СВОБОДУ (с) newcomer |
|
|
Ny
миротворец
|
29 января 2007 г. 06:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата newcomer Так что вы зря переживаете Зря-то зря. Вот только где книги этого жанра за последние 5 лет? Сейчас технологический прогресс идет так быстро, что отдельному человеку часто просто не хватает знаний для прогнозирования научно-технических достижений. Кто мог предсказать бум сотовой связи? К какой же области знаний теперь можно обратиться для написания оригинального текста ТНФ? Что-то я не соображу.
|
––– Взял надежду сухим пайком, соль со спичками бросил в ранец, Я готов отправляться в путь - все, что нужно, уже при мне. |
|
|
Серый ангел
авторитет
|
28 января 2009 г. 13:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Было несколько статей в МФ и в «Фантастике» по этому поводу. Из МФ (статья «твердая НФ», есть на сайте): «В ноябре 1957 года критик американского журнала Astounding Science Fiction Питер Шуилер Миллер впервые употребил термин hard science fiction («твердая» научная фантастика), которая обычно понимается просто как НФ с упором на особую достоверность авторских идей. Главное, чтобы научность соответствовала основам знаний времени написания книги (последующие открытия не в счет). Основные темы «твердой» НФ связаны, как правило, с естественными науками, также к ней относятся реалистические космические истории и произведения о фантастических технологиях.» Из статьи в «Фантастики» (июнь 2008) парочка полезных дополнений: 1.НФ существует только в рамках научного мировоззрения. 2. Необходимым атрибутом НФ является наличие сюжетообразующей научно-фантастической идеи. Отличие от космооперы: Для авторов НФ важно представить читателю условия космического перелета или исследования иных миров максимально достоверно, оставаясь, по возможности, в пределах принятой в момент написания текста научной парадигмы. Авторы космооперы не связны не какими ограничениями. Их задача заключается в создании остросюжетного, динамичного развлекательного действия в космическо-футуристическом антураже. Причем это может быть сделано и на высоком художественном уровне. Это тут не причем. Авторы данной статьи не считают НФ альтернативную и криптоисторию. По поводу первой большинство с ними не согласно, что доказывается и одним из комментаторов к статье. Вообще очень советую найти и прочитать. Очень интересно. Ну а с тем что в НФ грандиозный кризис согласны все. Наша так почти исчезла. А вот почему и что с этим делать, и нужно ли что-то делать? Здесь мнения разные. Наиболее отличился в защите НФ Антон Первушин. Вот его мнение из того МФ:
цитата Российские авторы не хотят писать научную фантастику В последние годы в авторско-издательских кругах все чаще вспыхивают яростные дискуссии по поводу дальнейшей судьбы научной фантастики. Под этим термином — «научная фантастика» (или «твердая научная фантастика») — в нашей стране понимают произведения, в которых в той или иной степени популяризируются достижения современной науки и техники. Тексты, в которых описывается материалистический мир и даже используется антураж научной фантастики, но при этом относящиеся, скажем, к очень отдаленному будущему, у нас традиционно к «твердой НФ» не относят. Так, романы о галактических императорах и межзвездных пиратах, которые сейчас выходят десятками, причисляют оптом к «космической опере». В ходе дискуссии о судьбе «твердой НФ» мнения ее участников разделились. Одни считают, что хоронить этот поджанр рано, — всегда были, есть и будут авторы, которым нравится писать именно такую фантастику. В качестве примера обычно приводится москвич Александр Громов, создавший себе репутацию именно «научного» фантаста. Противоположная точка зрения основывается на том, что научная фантастика никому не нужна, а потому должна исчезнуть. Мол, не следует отбирать хлеб у популяризаторов науки. Да и скучно это — описывать трактор и пепелац, в то время как не раскрыты еще все нюансы человеческой психологии. Среди пляшущих от радости на похоронах НФ можно встретить и убежденных постмодернистов — они вообще считают, что мир складывается из знаков и символов, а потому нужно писать только об этих двух категориях. Интересно, когда в квартире такого постмодерниста отключается электроэнергия, он считает это знаком или символом? На самом деле обе точки зрения участников дискуссии теряют смысл, если число авторов «твердой НФ» можно пересчитать по пальцам одной руки. То есть научная фантастика все-таки есть, а значит, говорить о ее кончине рано, но, с другой стороны, когда количество русскоязычных авторов, активно работающих в фантастике, перевалило за тысячу, а «научным» фантастом считается один Громов, говорить о возрождении жанра преждевременно. Получается, мы имеем дело с пациентом, который скорее мертв, чем жив. Почему же сами фантасты четко дистанцируются от НФ и не желают ее писать? Может, наука остановилась? И техника замерла? Кое-кто видит объяснение именно в этом. Даже такие умные аналитики, как Сергей Переслегин, высокомерно заявляют, что научно-технический прогресс за последние двадцать лет ничего нового, кроме интернета, не породил! А ведь это серьезное заблуждение. Наука с техникой научились делать такое, что еще двадцать лет назад считалось ненаучной фантастикой. Люди научились обращать вспять эволюцию и обнаруживать планеты у других звезд, создавать новые виды животных и сверлить булыжники на Марсе. Коренным образом изменились представления о возникновении Земли, жизни и человека. Даже палеонтологи полностью переписали историю динозавров, и такой роман, как «Парк Юрского периода», безнадежно устарел. Физики стоят на пороге овладения термоядерной энергией и создания квантового компьютера с бесконечным быстродействием. Существуют проекты промышленного освоения Луны и Мирового океана. Растет интерес к Антарктиде. Сколько идей, сколько проектов, сколько прорывов — садись и пиши! Но не хотят писать. Предпочитают выдавать на-гора романы о магах или вампирах, о галактических империях или о мужиках, с бухты-барахты провалившихся в 16 век. Наверное, сегодня считается, что без вампира проникнуть в глубины человеческой души трудно или почти невозможно! Мне кажется, такое пренебрежительное отношение российских фантастов к актуальным научно-техническим темам вызвано целым комплексом причин. Во-первых, научную фантастику обычно создают люди с хорошим техническим образованием, которые не боятся учиться всю жизнь, открывая для себя что-то новое, которые умеют и любят работать со специальной литературой. Сегодня же в фантасты идут люди с гуманитарным образованием или вообще без образования, но зато с большим самомнением. Им игра в знаки и символы куда важнее прогресса. Во-вторых, снижение интереса к науке во многом является следствием широкомасштабной атаки идеалистического мировоззрения на всех фронтах. Для очень многих читателей и писателей боги, демоны и астральные силы давно стали куда более реальными, чем соседи по лестничной клетке. В-третьих, все великие прорывы и проекты, о которых я упомянул выше, делаются в США, в Европе и в Китае. Мы, похоже, отстаем навсегда. А какому автору, если он любит Россию, захочется прославлять «чудеса враждебной техники»? В-четвертых, ведущие авторы не больно-то спешат показать пример начинающим. Вот Сергей Лукьяненко давно грозится засесть за полновесный роман об экспедиции на Марс. И где он — тот роман? Лукьяненко — разумный человек и, конечно же, понимает, что новое произведение из цикла о «Дозорах» немедленно станет бестселлером, а вот о Марсе — еще бабушка надвое сказала. Стоит ли рисковать?.. Впрочем, нужно отметить и позитивную тенденцию. Появились премии за научную фантастику, стартовал конкурс НФ-рассказа, в фантастических журналах расширяется научно-популярная часть. Другой вопрос — захотят ли талантливые авторы участвовать в этих журнально-издательских проектах? Пока что особого желания с их стороны не видно...
В «Фантастике» у него же была большая статья по поводу плюсов НФ и актуальных ныне научных идей. Теперь мое мнение. НФ в прежнем виде приказала долго жить! Если и будет что-то выходить, то единичные произведения. Причины: 1. Наука перестала восприниматься большинством людей, как что-то необычное. На нее перестали возлагать надежды по изменению мира. В смысле человека и общества. По крайней мере большинство перестали. 2. Наука стала слишком сложна для неспециалистов. 3. Главным для литературы все-таки является человек! Присутствие «научных» идей лишь усложняет задачу писателя. Без относительно к главному! А уж построить вокруг этого сюжет? Лукьяненко не пишет про Марс не из-за коньюктуры рынка, а потому что написать интересную книгу с Марсом (современным, научным) в центре невероятно сложно. А смысл? Действительно незачем отбирать хлеб у популяризаторов науки. Сам Первушин прекрасно себя показал именно в этом! А вот романов по Марс или андронный коллайдер у него что-то не видно. А НФ может продолжать существовать в виде альтернативной истории, социальной фантастике… Хотя на Западе актуальные НФ произведения продолжают выходить. Про изменения климата например…
|
|
|
SIN
философ
|
28 января 2009 г. 17:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Книжные полки просто наполонили сказочники (фэнтези), читают его в большинстве своём жители страны эльфов, уровень книг соответствующий... Действительно создается ощущение, что человеческая литература (НФ) вымерает...
|
|
|
Kurok
магистр
|
28 января 2009 г. 17:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ivanov Гораздо медленнее, чем в первой половине 20-го века.
Это научный медленнее, а технический — быстрее. Давно ли у Лема Пиркс заправлял бортовой компьютер перфокартами?
|
|
|
Серый ангел
авторитет
|
28 января 2009 г. 17:57 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Это научный медленнее, а технический — быстрее.
Да оба они быстрые... Только они медленнее меняют мир! Гораздо медленнее! Представьте: 1900 — ни автомобилей, ни самолетов, в домах нет электричества и никакой бытовой техники… Менделеев озабочен утилизацией лошадиного навоза... 1950 — за исключением электроники вся современная техника стала повседневностью. Атомный проект. Через десять лет выход в космос и компьютеры. Наше время — внешне почти то же самое, техника усовершенствовалась, да и только... Конечно, появились ПК, Интернет, мобильники. Но человек перенесшийся из 1900 в 1950 был бы в шоке. А из 1960 в 2009 вряд ли... Только от электроники… А уж от «продвижения» в космос в шоке негативном. Машины и самолеты, ракеты и атом, все это шокировало и меняло жизнь людей. А сейчас?
|
|
|
olvegg
гранд-мастер
|
|
Kurok
магистр
|
28 января 2009 г. 19:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата ivanov да и двд по сути та же перфокарта, только круглая и дырочки поменьше :)
дык уже голосовые команды пошли, ввод с клавиатуры, флешки, кристаллы и т.д.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
28 января 2009 г. 20:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Спросили у верблюда — А почему у тебя шея кривая? -А что у меня прямое? — удивился верблюд.
Можно подумать в других отделах жанра у нас благорастворение воздухов — что в фэнтази, что в спейсопере, да хоть в боевике и хорроре. Потребность всегда имеет траекторию маятника. Просто сейчас мы пожимаем плоды постсоветского периода. Как вы помните в СССР не было ни фэнтази, ни... да ничего не было, кроме НФ на разный лад. После краха той системы был небольшой инкубационный период — тогда прогремела четвертая волна — а потом все накрыло мутными вонючими потоками славянской фэнтази, фантбоевика и прочей чисто коммерческой дури. Сейчас, ИМХО, маятник начинает свой бег в обратную сторону — ибо фэнтази с прочими онерами уже слегка обрыдло. Я тут оптимизмом полон. Будет и у нас достойное НФ. Впрочем надо отдавать себе отчет что чистое, высооке НФ (скажем Иган) — зверек редкий на любых просторах. А все остальное будет на стыках и "с элементами". Но маятник вернется. И лет через двадцать мой сын глядишь запостит на фантлабе "Да, братцы, да как же задолбали эти квантовые компьютеры, высадки на неизведанные планеты, и постижение ревертазы! Когда ж появятся в России авторы, могущие по людски, по славянски кастануть какой ни то фэйрбол??"
|
|
|
vim3
философ
|
|
Terminator
философ
|
28 января 2009 г. 21:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Как раз про перспективы
цитата ХРОНОЛОГИЯ ПРЕДСКАЗАНИЙ
В хронологическом порядке представлены книги, где впервые их авторами были предложены технологии или явления, которых не существовало в реальной жизни на момент написания произведения.
http://www.outzone.ru/ideas/2000s
|
––– Сайва не шутит. Сайва, приятель, спросит - и надо успеть ответить. |
|
|
Paladin
магистр
|
|
Karavaev
авторитет
|
29 января 2009 г. 07:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Paladin Было. Называлось сказками.
Ага. Очень хорошо помню дарк фэнтази — Золотой ключик и эпик Волшебник Изумрудного города. А уж Незнайка ваще жесть. Вспоминаются мне також романы ужасов про руководящщую роль партии. И про пионэров-героев. Смиялсо.
|
|
|
swgold
миродержец
|
29 января 2009 г. 14:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Karavaev А что, т.наз. литературная или авторская сказка — это не фентази? Я не шибко в теории подкован, но, по-моему, на Западе всякие сказки называются фентази. А может, просто Вы не читали Крапивина-Шарова-Прокофьеву и пр.? И как насчет, например, Бушковского "Умирал дракон" — самое что ни на есть советское время и самое что ни на есть фентази. Или "Альтист Данилов" Орлова. Я таки думаю, что в СССР писали фэнтези, просто оно было штучной продукцией, базировалось на национальной культурной почве и не подстраивалось под какие-то каноны.
|
|
|
Veronika
миродержец
|
29 января 2009 г. 14:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Karavaev в СССР не было ни фэнтази, ни... Ага. Вот и читали А.Грина и Бажова — от "безрыбья". "Бегущая по волнам", рассказы "Малахитовой шкатулки". "Мастера и Маргариту" было сложно достать, но — народ читал.
|
––– я отношу себя к образованным и интеллектуальным, но они постоянно приносят меня обратно |
|
|
Karavaev
авторитет
|
29 января 2009 г. 16:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold Или "Альтист Данилов" Орлова
Сам автор считает ее не только категорически НЕ ФЭНТАЗИ, а даже не фантастикой. Категорически. Он так и однажды сказал Аркадию Стругацкому "Надеюсь вы не причисляете меня к своему цеху". Не путайте сходство приемов и жанровую концепцию. Вы же не считаете на полном серьезе книги например Линдгрен фэнтази? А Господина Ау мистикой и одновременно хоррором?
|
|
|
swgold
миродержец
|
29 января 2009 г. 16:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Karavaev Ну, у меня лично вообще определение фентази как детской сказки с элементами секса и насилия Но у меня возникло ощущение, что общепринято считать фантастикой все что не есть реализм. А то, что Орлов считает — это не важно. Снегов тоже обижался, когда Галактическую разведку называли космооперой.
|
|
|
Karavaev
авторитет
|
29 января 2009 г. 16:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата swgold что общепринято считать фантастикой все что не есть реализм
Ну, если б все так просто было, мя б копья не ломали. На мой вкус, наличие черта не делает "Фауста" хорррором. Также как крапивинские горнисты не вполне фэнтази.
цитата swgold Ну, у меня лично вообще определение фентази как детской сказки с элементами секса и насилия
Это понятно — у каждого свои частокол. Под ваш идеально подходят неадаптированные сказки братьев Гримм, правда секса там нет. Как бы то ни было — сказка, ИМХО, совершенно самостоятельный раздел. Вы ведь фантастику покупаете не в отделе детской литературы, правда?
|
|
|
swgold
миродержец
|
|