автор |
сообщение |
Nick_Sakva
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 00:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Katherine Kinn картина Мира Полдня такая обрывочная и противоречивая На мой взгляд картина Мира Полдня получилась такой полной и самосогласованной потому, что Стругацкие этот Мир не выдумывали, а описывали. Очень сомневаюсь, что Мир такого масштаба и качества можно придумать. Это мир вырастает сам в как в сознании, так и в подсознании авторов. Насколько понимаю, он естественным образом нарастает вокруг сюжетов. И если авторы обладают достаточно цельным рациональным мировоззрением, даже сформированный с участием подсознания Мир будет вполне цельным и рациональным. Задача авторов его правильно и интересно описать, задача для воображения читателей — восполнить пробелы и устранить кажущиеся противоречия. При этом автор вполне может заблуждаться по поводу того, что же "на самом деле" происходило в его книге, хотя бы потому, что очень многие процессы нашего подсознания сознанием не замечаются.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 00:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ломовая темка пошла. Жалко, ежели почистят. Модератор! Меняю сохранность последних тридцати страниц на бан меня сроком "по вашему усмотрению"!
|
|
|
Blackbird22
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 00:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zharkovsky Меняю сохранность последних тридцати страниц на бан меня сроком "по вашему усмотрению"!
Всё уничтожить(с) Всё жду, когда все успокоятся. Но нет "ты мне слово, я те два"
|
––– tomorrow never knows |
|
|
Apraxina
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 00:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nick_Sakva Это мир вырастает сам в как в сознании, так и в подсознании авторов. Насколько понимаю, он естественным образом нарастает вокруг сюжетов.
О. Это вообще нормальное состояние текста — когда он заметно больше ожиданий и сознательного планирования автора/авторов.
цитата Nick_Sakva задача для воображения читателей — восполнить пробелы и устранить кажущиеся противоречия.
Именно. Вообще любой дурак лентяй может все, что ему не хочется обдумывать, обозвать ошибками, незнанием автора. Но неспортивно же. Реконструировать динозавра по костям с презумпции авторской правоты и неслучайности любых фактов в тексте гораздо интереснее. Ну и литературоведы (настоящие) делают это. "Я проверял"(с)
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|
Karavaev
авторитет
|
|
kagerou
философ
|
3 февраля 2011 г. 00:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Какая приверженность к тексту! Верю, что Вы не употребляли выражения: "Книга написана плохо".
Ну, и какие же выражения я употребляла?
цитата DESHIVA Но неужели Вас так задевает, когда Вам показывают, что Ваши утверждения спорны?
Меня задевает, когда обо мне лгут, говорят чепуху и приписывают какие-то левые мотивации. Не хотите меня задевать — не занимайтесь всем этим. Будьте корректны. Не приписывайте мне того, чего я не говорила. Неужели это такой непосильный труд — отвечать человеку РОВНО на то, что он написал?
цитата DESHIVA Сделал бы он это или нет ни о какой мужской гордости речи быть не может.
Понятно. Остается зафиксировать, что у нас разные представления о мужской гордости. В моем понимании она несовместима с посылкой "научимся превращаться в свиней".
цитата DESHIVA Все непонимание со стороны товарищей касается только политической ситуации в Арканаре.
То есть, как раз того, чем заняты все мысли Руматы. Того, что для него сейчас главное.
цитата DESHIVA "Помойные мотивации" по отношению к Вашим высказываниям и аргументации можно употре блять?
Можно, если я буду придумывать героям Стругацких помойные мотивации. Мотивация "доказать, что я человек, а не робот" в применении к массовой резне — она, ИМХО, совершенно помойная. Румата не Амон Гёт, чтобы таким способом что-то доказывать.
цитата DESHIVA Попойка в четвертой главе описана, а в конце шестой арест. Так Вы о чем?
Да, верно — в четвертой. Я о том, что под конец Румата нажрался так, что забыл, кто он такой. Справка: это и называется утратой идентичности.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 00:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Не я вам. Вы мне.
А прошлый раз вы мне писали. (Я не читал правда, пожалел даму.) Не я вам. Вы мне. Но я не вижу ничего страшного, в том что вы мне написали. Вы вот и в жэжэ про меня пишете. Может быть даже кто-то комментирует эти записи. Ну и нормально. Маладесь.
цитата Nick_Sakva И если авторы обладают достаточно цельным рациональным мировоззрением, даже сформированный с участием подсознания Мир будет вполне цельным и рациональным.
О! Вот это классно сформулировано. Применимо широко.
цитата Nick_Sakva При этом автор вполне может заблуждаться по поводу того, что же "на самом деле" происходило в его книге, хотя бы потому, что очень многие процессы нашего подсознания сознанием не замечаются.
И это чертовски верно.
|
|
|
DESHIVA
философ
|
3 февраля 2011 г. 00:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Katherine Kinn Тот же самый рефлексирующий о добре, зле и праве на защиту хороших людей от плохих, а также способе этой защиты интеллигент.
Сказали бы "человек, которого мучают сомнения о пути развития данного общества, о методах оказания помощи" и соглашусь без звука. А то "рефлексирующего интеллигента" каждый по-своему представляет.
цитата Katherine Kinn Поэтому и картина Мира Полдня такая обрывочная и противоречивая — она их не интересовала. Мир Полдня — всего лишь антураж, сцена, декорация для действия.
Соглашусь с тем, что главным было поставить вопрос, а не создание достоверной картины аналогичной Средневековью существовавшему в истории Земли.
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
kagerou
философ
|
3 февраля 2011 г. 00:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA А то "рефлексирующего интеллигента" каждый по-своему представляет.
Простите, но мы не можем нести ответственность за то, что слово "интеллигент" на пост-советском пространстве несет пейоративную окраску.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 00:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Blackbird22 Всё жду, когда все успокоятся. Но нет "ты мне слово, я те два"
Я сталкивался один раз в жэжэ с этим типом человека. "Не могу смолчать первой". Даже если возникает сакраментальное "ухожу от вас, пошли, Катерина" — никто никогда не уходит. Тип психологический, вроде "остроумия на лестнице".
цитата kagerou Меня задевает, когда обо мне лгут, говорят чепуху и приписывают какие-то левые мотивации.
Всё только строго по выдаваемым вами текстам. Не меньше, но и не больше, ни йотой. Экоки та набакиса лисусу?
цитата kagerou Я о том, что под конец Румата нажрался так, что забыл, кто он такой. Справка: это и называется утратой идентичности.
А, так это и есть ваше "сатори"? Это называется, что он нажрался. Вся его идентичность с ним и оставалась. Иногда люди нажираются, чтобы "мир сделался доступным для восприятия". А вы, наверное, исключительно патентованными антидепрессантами пользуетесь? Бедный Румата, свинья мужская, шовинистическая, один шт. С Кирой ему, правда, повезло. Не воспринимает человек "нажирание" как "утрату идентичности". Ужасное у Киры воспитание! Средневековье. Продолжаем разговор.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 00:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Простите, но мы не можем нести ответственность за то, что слово "интеллигент" на пост-советском пространстве несет пейоративную окраску.
(...у трёх-с-половиной блоггеров-патриотов — на всём постсоветском пространстве...)
А вы, значить, подчиняете свой словарь, эта, окружающему миру. А я удивлялся, зачем вам был так нужен неологизм Филенко... А вы просто своего придумать не это самое.
|
|
|
DESHIVA
философ
|
3 февраля 2011 г. 00:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou Простите, но мы не можем нести ответственность за то, что слово "интеллигент" на пост-советском пространстве несет пейоративную окраску.
Конечно. Только за выбор слов и выражений.
цитата kagerou Я о том, что под конец Румата нажрался так, что забыл, кто он такой. Справка: это и называется утратой идентичности.
Да нет там ничего о том, что Румата с кем-то другим себя идентифицировал.
цитата Он еще оставался землянином, разведчиком, наследником людей огня и железа, не щадившим себя и не дававшим пощады во имя великой цели. Он не мог стать Руматой Эсторским...
Вы не забыли, что он фактически и не был Руматой Эсторским, а только изображал его?
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
kagerou
философ
|
3 февраля 2011 г. 00:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Конечно. Только за выбор слов и выражений.
У вас есть другое слово и выражение для обозначения человека, который работает преимущественно мозгами?
цитата DESHIVA Да нет там ничего о том, что Румата с кем-то другим себя идентифицировал.
Что значит "с кем-то другим"? Его арканарская "личность" — это он или "кто-то другой"?
цитата DESHIVA Вы не забыли, что он фактически и не был Руматой Эсторским, а только изображал его?
Ну вот когда окончательно набрался и полез к Кире — то не изображал, а уже почти что был. А то, что процитировали вы — предыдущая стадия попойки.
|
|
|
Zharkovsky
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 01:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou У вас есть другое слово и выражение для обозначения человека, который работает преимущественно мозгами?
У меня даже два слова: рефлексирующий интеллигент. Преимущественно мозгами, кстати, работают все без исключения люди. Некоторые писатели, правда, не работают, а пишут книги.
цитата kagerou Ну вот когда окончательно набрался и полез к Кире — то не изображал, а уже почти что был.
Ах "почти"... Почти беременным быть можно? Почти убийцей? Почти насильником? И где здесь "утрата идентичности"? Коли "прсетупление не совершено"? Нет утраты, значит? Всё под контролем осталось, как и во всех остальных случаях? Так это, значит, в таких вот местах к вам "сатори" приходит.
|
|
|
Apraxina
авторитет
|
3 февраля 2011 г. 01:07 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Он не мог стать Руматой Эсторским, плотью от плоти двадцати поколений воинственных предков, прославленных грабежами и пьянством. Но он больше не был и коммунаром. У него больше не было обязанностей перед Экспериментом. Его заботили только обязанности перед самим собой. У него больше не было сомнений. Ему было ясно все, абсолютно все. Он точно знал, кто во всем виноват, и он точно знал, чего хочет: рубить наотмашь, предавать огню, сбрасывать с дворцовых ступеней на копья и вилы ревущей толпы...
Тут не потерялось, тут что-то нашлось. :) Может, и не самое разумное, доброе — но свое, родное. А для того, чтобы поймать себя за хвост, ему хватило... увидеть себя в зеркале. Да чтоб всем такой уровень самоосознания (при таком опьянении). Многим и трезвость не помогает... А уж перестать врать и притворяться, что все было зашибись — и получаса не понадобилось, притом, что его не уговаривали, к стенке не прижимали, ничего ему не доказывали. Сам. Опять же большинству критиков есть чему поучиться... особенно тем, что можно на голове кол тесать — но совершив ошибку, они нагромоздят сверху еще двадцать, но не признают.
Например, про антропологов можно было бы и не делать вид, что все в порядке, а пересказ на уровне анекдота "не выиграл, а проиграл, не в карты, а в домино, не сто рублей, а трешку" — это то, что произошло на самом деле. Пусть другие подтирают, ага.
|
––– Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. |
|
|
DESHIVA
философ
|
3 февраля 2011 г. 01:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата kagerou У вас есть другое слово и выражение для обозначения человека, который работает преимущественно мозгами?
Это в теме про интеллигенцию. А вообще, есть, в зависимости от занятия. Еще можно: "Голова!" (Не в смысле должности, а в смысле умения пользоваться мозгами)
цитата kagerou Что значит "с кем-то другим"? Его арканарская "личность" — это он или "кто-то другой"?
цитата DESHIVA он фактически и не был Руматой Эсторским, а только изображал его?
Разве я не ясно выразился?
цитата kagerou Ну вот когда окончательно набрался и полез к Кире — то не изображал, а уже почти что был. Не понял был (утратил идентичность) или не был? В тексте не говорится (который раз), что Антон идентифицировал себя в этот момент как Румата. Сказано только, что он увидел себя в её глазах и выглядел он при этом, как "хам голубых кровей". Но герой отказывается быть этим "хамом голубых кровей". Так что не надо ему приписывать ничего лишнего .
|
––– Где здесь пропасть для свободных людей? |
|
|
Katherine Kinn
активист
|
3 февраля 2011 г. 01:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nick_Sakva На мой взгляд картина Мира Полдня получилась такой полной и самосогласованной потому, что Стругацкие этот Мир не выдумывали, а описывали. Очень сомневаюсь, что Мир такого масштаба и качества можно придумать. Это мир вырастает сам в как в сознании, так и в подсознании авторов. Насколько понимаю, он естественным образом нарастает вокруг сюжетов. И если авторы обладают достаточно цельным рациональным мировоззрением, даже сформированный с участием подсознания Мир будет вполне цельным и рациональным. Задача авторов его правильно и интересно описать, задача для воображения читателей — восполнить пробелы и устранить кажущиеся противоречия. При этом автор вполне может заблуждаться по поводу того, что же "на самом деле" происходило в его книге, хотя бы потому, что очень многие процессы нашего подсознания сознанием не замечаются.
Насчет обрывочности и несогласованности см. интервью БНС. Им надо было для следующих после "Далекой Радуги" книг, чтобы был Горбовский — ну, он и есть. Последовательность событий, имена (см. разговор о Страннике в "Малыше" и его довольно странное там имя, Румата-искатель в "Попытке к бегству") — ну не выверялось это все по фазам луны. Или взять сверхчеловеческие способности Мак Сима — мы только из "Волны гасят ветер" узнаем, что это не результат раскрытия третьего глаза или подстегнутой эволюции (хотя как можно эволюционировать до способности ощущать силу радиации или видеть в темноте?), а процедура фукамизации. До того им нафиг это объяснение было не нужно, они просто прописали Каммереру нужные ТТХ. Кстати, у героев "Попытки к бегству" и "Трудно быть богом" таковых способностей нет. Не нужны были. Аналогично — герои "Малыша", они, например, не видят в темноте и ускоряться не умеют (Стась, тренирующийся в поражении разнесенных целей), а ведь это уже поколение даже не Максима, а Абалкина. То, как варьируется реальность Мира Полдня, хорошо видно по рассказам, впоследствии переработанным в цикл "Полдень. XXII век" и разным вариантам самого "Полдня". Те же ридеры больше нигде не появляются, например, равно как и таинственный хозяин перегоняемых машин из "Попытки к бегству". Нет нигде и следа роботов типа Драмбы. Просто для истории Бойцового Кота был нужен человекообразный робот с человеческой речью, а больше нигде в нем нужды не было. У Стругацких, несомненно, было общее представление о мире, в котором действуют их герои, но он не был самоценен для них. Детали они придумывали для конкретных сюжетов и конкретных героев. Вот что я имею в виду, говоря об обрывочности Мира Полдня.
И то, что читателю приходится заполнять значительные лакуны — это свидетельство того, что данный читатель не был в курсе контекстов, актуальных для автора в период написания книги. А недоступный читателю контекст — это провал в картине мира. Чтобы было понятнее, о чем я говорю, вот пример. Глава об интернате и отношениях детей преотлично вписывается в контекст детской литературы 30-50-х годов или описывающей тот период, вроде "Денискиных рассказов" Драгунского или носовского Вити Малеева. Уже в 70-е она выглядела анахронизмом. Бытовой и поведенческий контекст выпал из обращения. Или "Далекая радуга" — очень шестидесятническая вещь, так и просится в одну обойму с "Иду на грозу" Гранина и "фильмом "Девять дней одного года", а самое в ней забавное то, что ее проблематика и околонаучный антураж напрямую взяты из газетно-молодежных дискуссий и физиках-лириках, как сейчас иной раз в тексте можно уивдеть кусок ЖЖ-шной или форумной дискуссии. И этот контекст тоже выпал, он неактуален, он вытеснен из смыслов повести на дальнюю периферию. И финальный выбор героев поэтому выглядит даже для поколения 70-х совсем не так, как для шестидесятников. То же самое — книжка Дэшиела Хэммета на полке, писательская общественность в "Хромой судьбе" (особенно хорошо заметно, если прочитать сразу после "Шапку" Войновича), история ИЗПИТАЛа, многие моменты "Града обреченного" и т.д.
|
|
|
Katherine Kinn
активист
|
3 февраля 2011 г. 02:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Да нет там ничего о том, что Румата с кем-то другим себя идентифицировал.
---------------- Он пьянел медленно, но все-таки опьянел, как-то сразу, скачком; и когда в минуту просветления увидел перед собой разрубленный дубовый стол в совершенно незнакомой комнате, обнаженный меч в своей руке и рукоплещущих безденежных донов вокруг, то подумал было, что пора идти домой. Но было поздно. Волна бешенства и отвратительной, непристойной радости освобождения от всего человеческого уже захватила его. Он еще оставался землянином, разведчиком, наследником людей огня и железа, не щадивших себя и не дававших пощады во имя великой цели. Он не мог стать Руматой Эсторским, плотью от плоти двадцати поколений воинственных предков, прославленных грабежами и пьянством. Но он больше не был и коммунаром. У него больше не было обязанностей перед Экспериментом. Его заботили только обязанности перед самим собой. У него больше не было сомнений. Ему было ясно все, абсолютно все. Он точно знал, кто во всем виноват, и он точно знал, чего хочет: рубить наотмашь, предавать огню, сбрасывать с дворцовых ступеней на копья и вилы ревущей толпы...
..Отшвырнув Уно, он полез вверх по лестнице, распахнул дверь и ввалился к ней, как хозяин, и при свете ночника увидел белое лицо, огромные глаза, полные ужаса и отвращения, и в этих глазах — самого себя, шатающегося, с отвисшей слюнявой губой, с ободранными кулаками, в одежде, заляпанной дрянью, наглого и подлого хама голубых кровей, и этот взгляд швырнул его назад, на лестницу, вниз, в прихожую, за дверь, на темную улицу и дальше, дальше, дальше, как можно дальше... ------------------
"Идентичность — свойство индивида оставаться самим собой в изменяющихся социальных ситуациях и является результатом осознания индивидом самого себя в качестве человеческой личности, отличающейся от других" — говорит нам толковый словарь. Румата его в данной сцене теряет напрочь.
|
|
|
kagerou
философ
|
3 февраля 2011 г. 02:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Это в теме про интеллигенцию. А вообще, есть, в зависимости от занятия. Еще можно: "Голова!" (Не в смысле должности, а в смысле умения пользоваться мозгами)
Извините, я в ту тему не пойду, мне и здесь головной боли хватает. Нет, "голова" как термин меня не устраивает категорически. Извините,буду и дальше пользоваться словами "рефлексирующий интеллигент", а предрассудки игнорировать.
цитата DESHIVA Разве я не ясно выразился?
То есть, когда он ломанулся наверх трахать Киру — он изображал Румату Эсторского? Сознательно играл роль, внутренне рефлексируя себя как Антона, землянина, историка? Я вас правильно поняла?
цитата DESHIVA Не понял был (утратил идентичность) или не был?
В основном — не был, я считаю. Из поведенческих реакций землянина осталось только торможение перед женской беззащитностью.
цитата DESHIVA Сказано только, что он увидел себя в её глазах и выглядел он при этом, как "хам голубых кровей".
Так остается вопрос — он специально этого хама ей играл, или у него против воли так получилось?
цитата DESHIVA Но герой отказывается быть этим "хамом голубых кровей". Так что не надо ему приписывать ничего лишнего .
А что лишнего я ему приписала? См. определение идентичности, данное Кинн — разе Антон в этот момент оставался собой? Разве ему, землянину, коммунару, такое поведение хоть сколько-нибудь было свойственно? Да уже одно то, что он нализался до потери чувств, ни в какие рамки коммунарского поведения не укладывается.
|
|
|
Katherine Kinn
активист
|
3 февраля 2011 г. 02:12 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата DESHIVA Но герой отказывается быть этим "хамом голубых кровей". Так что не надо ему приписывать ничего лишнего .
То, что он отказался от идентичности хама голубых кровей — не отменяет факта, что перед этим он вообще свою идентичность утратил. Там еще один момент есть, который вы пропустили — о том, что он не ощущал больше ответственности перед Экспериментом. А его осознание себя как коммунара, члеовека Земли, человека Полдня (то есть таковая идентичность) связана с Эспериментом, но условия Эксперимента для него становятся невыносимы, поэтому он их отбрасывает вместе с той идентичностью, которая с ними связана. Другая идентичность, которая у него под рукой — наглый хам голубых кровей, в которую он на время падает. Она его тоже не устраивает, потому что штука мерзкая. Человек в глубоком кризисе — таком глубоком, что пытается отказаться от собственной идентичности. Кстати, финал с кровавым проходом — свидетельство того, что Антон составил себе третью идентичность, с опорой на мотив обязательств перед самим собой. Но эта идентичность не принадлежит Миру Полдня, что становится ясно из эпилога.
|
|
|