автор |
сообщение |
iLithium
гранд-мастер
|
26 августа 2019 г. 21:35 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Попалось интересное мнение, скопирую сюда.
цитата начал нового пелевина и понял, почему мне не нравится почти все, что он написал после generation п — со второй страницы понимаешь, что автор не испытывает к тебе ненависти только потому, что невозможно ненавидеть и презирать одновременно, и он выбрал второе.
и удивительная небрежность описаний, и бессмысленные прогоны на философские темы (не у того, не у того человека спрашиваем, почему в его творчестве так много римейков), и цитаты, заботливо обложенные почти явными ссылками — не дай бог, тупой читатель не поймёт, что это цитата, давайте-ка я объясню, откуда она, да ещё и приведу дословно, чтобы гуглить было проще.
это не снисходительность, не высокомерие, не ощущение себя гуру. это невероятное раздражение и одиночество, которое может в полной мере понять только осоловевшая от усталости и недосыпа женщина, пытающаяся накормить капризного ребёнка трижды пережеванной в блендере кашицей — в ту минуту, когда он в последний момент отворачивается, и каша размазывается по щеке.
мы это никогда не проверим, но я уверен, что любой из критиков, нашедших хоть какие-то добрые слова для последней книжки, был бы безжалостен, если бы этот текст был не подписан.
мы бы узнали, что это беспомощный, распадающийся текст, что в нем ни тонкости наблюдений, ни масштабного обобщения, что не стоит и пытаться писать как пелевин, если ты не он, пелевин может быть только один, он защищён от копирования.
тем не менее, самому автору все сходит с рук, потому что никто не читает новую книгу пелевина как отдельное произведение. любая новая книжка сразу помещается в общий контекст, становится частью очень длинного и пока что неоконченного высказывания, а, собственно, литературных ожиданий у критиков в этом месте, кажется, давно нет, пелевину прощается все.
и, в общем, совершенно справедливо, потому что из-под этих небрежных мазков (каждый из которых, за редким и досадным исключением, небрежнее и грубее предыдущего) проступает силуэт великого русского романа о человеке, чей талант [совершенно] никому не нужен, и о человеке, который это понял.
что делать, когда ты понимаешь, что любое твоё следующее высказывание не будет понято почти никем, и ты должен максимально упроститься, чтобы быть услышанным, но при этом неизбежно теряешь возможность рассказать то, что тебе необходимо рассказать.
что делать, если ты достиг творческого или, если хотите, карьерного тупика, и любой следующий шаг это шаг вниз.
что делать, если ты понял, что в деконструкции реальности нет никакого смысла, и единственное, что ты можешь по-настоящему деконструировать, это ты сам.
разные писатели отвечали на это по-разному, но, в основном, умирали. пелевин выбрал путь творческого и при этом контролируемого саморазрушения, пытаясь нащупать грань, когда клоун не встаёт с постели, а его, скажем так, читатели все ещё счастливы.
как сделать так, чтобы все было плохо, а им все ещё было хорошо.
этот путь не сказать чтобы очень уникален, но обычно его выбирают неосознанно и страдая, и я не знаю случаев, когда у писателя был такой запас мужества и такая настойчивость на пути к поставленной цели.
думаю, даже люди, которым не близко актуальное искусство, немного восхищаются павленским, прибившим яйца к красной площади.
пелевин делает это каждый год.
в каком-то смысле это сиквел старой андерсеновской сказки, но никакого мальчика в ней нет и не было, а король не просто голый, а давно сдирает с себя даже не кожу, а мясо, изредка, наверное, все же изумляясь пустоте, из которой все состоит, и тому, что никто этого не замечает.
он пишет свой роман не словами, а другими романами. этот роман получается довольно грустным. он о тщете, о беспомощности синтаксиса и ненадежности структуры, о неспособности понять другого и быть понятым самому. о том, что все бессмысленно, а мысли о бессмысленности бессмысленны особо.
и по некоторой иронии судьбы именно этот метароман и является самым точным комментарием к реальности, куда точнее, чем все пелевинские каламбуры и перевертыши, которые можно найти на страницах его книг.
искусство легких касаний в каком-то смысле заключается в том, чтобы сначала поднять порог чувствительности читателя жесткими и грубыми ударами, а потом так мягко обнять его, чтобы он этого не заметил и никогда об этом не узнал.
раньше тайны доверяли колодцу или ямке, вырытой в земле, но легенды учат нас, что этим сооружениям совершенно нельзя доверять.
если хочешь, чтобы твой секрет никто не узнал, положи его на самом видном месте и отойди.
|
––– Жена простит, любовница отомстит |
|
|
Zangezi
гранд-мастер
|
26 августа 2019 г. 21:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Evil Writer Хуже.
Даже фирменные пелевинские наезды на тех или иных деятелей культуры здесь словно собачей ногой пришиты. Ну кому интересны Галковский и Солкин? Мелкие сошки..
|
––– Aut liberi aut libri |
|
|
visionshock
миротворец
|
26 августа 2019 г. 21:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zangezi Хуже.
Возникает вопрос: насколько хуже? У Сорокина был самоповтор, но его это дико не портило. Для фанатов, что говорится. А с Пелевиным что не так?
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
Gorekulikoff
философ
|
26 августа 2019 г. 21:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zangezi наезды на тех или иных деятелей культуры
Жду, когда он на Юзефович наедет. А то сотворили кумира.
|
––– ...и будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, вот и вся вечность! |
|
|
visionshock
миротворец
|
26 августа 2019 г. 22:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Zangezi Ну кому интересны Галковский и Солкин? Мелкие сошки..
Это вы про того Галковского, что Бесконечный тупик написал? Если он, то его сложно назвать мелкой сошкой; а кто такой Солкин — понятия не имею. Но Пелевин как всегда интересен. Как раз в пятницу Священную книгу оборотня приобрёл для ознакомления.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
Фудзи10
новичок
|
27 августа 2019 г. 14:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата technocrator Спойлерните, плиз, только одно: насколько связаны между собой эти три истории из сборника?
Иакинф и ИЛК объединены как часть первая. У нее есть свое название, а связи почти нет. Вторая часть — это маленькое продолжение "Фудзи", совсем не связано с ИЛК. ИЛК самая большая, занимает 2/3 книги.
|
|
|
Фёдор_Сумкин
новичок
|
27 августа 2019 г. 17:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата И чем же он подонок? Чем Омон Ра не понравился?
Льёт грязь на страну, которая его вырастила, выучила. Издевается над памятью человека, который после ампутации ног, смог продолжить вести борьбу с нацистами. Этого мало?
|
|
|
bvelvet
миродержец
|
27 августа 2019 г. 17:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фёдор_Сумкин Издевается над памятью человека, который после ампутации ног, смог продолжить вести борьбу с нацистами. Этого мало?
По-моему, Вы как-то книгу восприняли странно... Не увидеть в ней сочувствия к герою — это надо очень постараться. И насчет страны — я бы не стал так категорично утверждать. Вроде как в песне группы "Люмен": "Я люблю свою страну, но ненавижу государство"... Да, кстати, "Омон Ра" мне не очень понравился при первом прочтении, но прочитал я книжку в итоге раза 4 и ценю с каждым разом все больше. А вот "Жизнь насекомых" я так и не смог перечитать — ну вот воротит с души, и все.
|
|
|
visionshock
миротворец
|
27 августа 2019 г. 17:28 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фёдор_Сумкин Льёт грязь на страну, которая его вырастила, выучила.
И? Пелевин должен быть чем-то обязан Советам? Это сатира и жёсткая сатира, а не потакание массам и общественному мнению с возвеличиванием советских времён. Суть не в том, какая страна его вырастила и выучила, а в том, что собственно особенного во всём этом? То, что Советы не были святым местом и лишь десятилетие просуществовали в отличных условиях (для кого как) никто не отменял. Пелевин сатирик, как Свифт или Рабле. Он взял среднее по стране и с дерзостью пошутил. Если вы не умеете смеяться и оценивать литературу по достоинству, а не только по содержанию (не понимая функции эпатажа), то это не повод оскорблять творцов. Это намного глубже, чем повехностное пелевинское содержание.
цитата Фёдор_Сумкин Этого мало?
Это ничто. Сорокина почитайте что ли.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
eos
миротворец
|
27 августа 2019 г. 17:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фёдор_Сумкин Льёт грязь на страну, которая его вырастила, выучила.
Это право Пелевина выражать свои мысли, и затыкать ему рот никто права не имеет. И никакую грязь он не льет, а вполне талантливо и эмоционально описывает весьма абсурдную ситуацию. Умейте уважать чужое мнение, литература — это не только ура-патриотические агитки из идеологического комитета.
цитата Evil Writer Сорокина почитайте что ли.
Сорокин троллит будь здоров, это правда.
|
|
|
mahasera
гранд-мастер
|
|
lena_m
миротворец
|
|
razrub
гранд-мастер
|
27 августа 2019 г. 18:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
lena_m Первая повесть — эдакий мистический триллер, а также викторина от Виктора Пелевина «Знаете ли вы книги братьев Стругацких?». Вот здесь у меня поподробней насчёт АБС: http://fantlab.ru/work1192593?sort=date#r... Вторая повесть — по форме это дайджест огромного романа Голгофского. Есть некоторая связь с первой повестью, но сюжетно они независимы. Скорее, продолжает линию «Лампы Мафусаила». Третий рассказ — сиквел прошлогоднего романа «Тайные виды на гору Фудзи».
|
––– В таком вот аксепте... |
|
|
visionshock
миротворец
|
27 августа 2019 г. 18:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата eos Сорокин троллит будь здоров, это правда.
Сорокин — это нечто, прекрасное нечто. Я нисколько не хочу преуменьшать вклад в современную русскую литературу Пелевина, но Сорокин уже перетроллил всех так, что троллить ему кажется уже и нечего. Не зря же он покинул пенаты крупной прозы. Пелевин не такого высокого уровня тролль, но он более интеллигентный что ли. Его юмор тоже точен и остёр, но не настолько злой и язвительный, чтобы это прямо разворашивало внутренности при прочтении. Но в итоге: оба хороши.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
Грешник
магистр
|
27 августа 2019 г. 18:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Ну кому интересны Галковский и Солкин?
Галковский? Я бы сказал — это поинтереснее Пелевина. Но его ведь Пелевин уже высмеивал, объединив с Крыловым в одного персонажа, "философ Константин Голговский". Я краем уха слышал, что там, в новом романе, Просвирнин высмеивается — это так?
|
––– Каждый день в своей точёной ванне умирает раненый Марат. С каждым днём верней и постоянней Жанны Д Арк поднятый к небу взгляд. |
|
|
lena_m
миротворец
|
|
Фудзи10
новичок
|
|
visionshock
миротворец
|
27 августа 2019 г. 21:06 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Фудзи10 Как минимум не врать и не распространять боевые химеры врага.
То есть?
цитата Фудзи10 Читайте ИЛК
А это что или кто?
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|
eos
миротворец
|
|
visionshock
миротворец
|
27 августа 2019 г. 21:14 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата eos Не кормите тролля, будет меньше спама в теме.
Слишком туманно отозвался человек, поэтому я не разобрал: всерьёз он или троллит.
|
––– Мысли – это пустоты тела. Антонен Арто |
|
|