Всем привет, сто лет на заходил на форум Уже очень давно ждал своей очереди на прочтение культовый роман Джона Стикли «Вампиры».
Упыри в последнее время многим успели набить оскомину, но эта книга самой собой не относится к «сумеркоподобным» и прочей ереси, за написание которой нужно сжигать на костре без всяких индульгенций и права на раскаяние, а представляет собой старый добрый олд скул. Хотя тут не лишним будет немного уточнить, что разновидностей вампиров в хоррор литературе очень много, начиная с аристократов, пьющих кровь красоток словно изысканное вино, и заканчивая дикими животноподобными существами, близкими по стилю скорее к зомби, с той лишь разницей что первые мозгам предпочитают живительный гемоглобин. Итак, приступим.. Деньги портят человека, а бессмертие и безграничная сила вскрывают все его пороки. Вампиры существуют. Эти твари обитают в безлюдных пустошах, заброшенных домах, диких лесах и прочих отдаленных от жилища людей местах, моментально превращая в фарш любого невезучего путника, забредшего в их логово. Но есть люди, которые знают их тайну… Знакомьтесь – Джек Кроу и его компаньоны. Бесстрашные и благородные убийцы вампиров, слуги господа? Как бы не так.. Они – команда безжалостных убийц, вооруженных до зубов, отморозки, которые в перерывах между уничтожением вампиров без передыха жрут лошадиные дозы наркоты, бухают и сношают проституток. Все вроде бы в шоколаде, им по кайфу такая жизнь, да и команда слаженная, все понимают друг друга с полуслова, но однажды им встретился кое-кто, кто оказался не по зубам даже таким крутым ребятам: после очередной зачистки ночью к ним в притон приходит «хозяин» Стюарт Росс, и к ужасу окружающих устраивает запредельную бойню, словно ожившее древнее божество смерти. Обычные приемы охотников на него не действуют, бронебойные пули не берут. Чудом уйти живыми из побоища удается лишь нескольким, в том числе проститутке Деветт, которую Росс предварительно укусил. И вот на этом пункте начинается кардинальное отличие от экранизации Карпентера, повествование скатывается совсем в другую степь. Как известно, Джон Карпентер изначально планировал почти дословно следовать сюжету книги, но в последний момент жадные продюсеры урезали бюджет более чем в два раза, и режиссеру, чтобы доснять фильм за оставшиеся гроши, пришлось в спешном порядке переписывать сценарий и целиком посвятить фильм Яну Валеку. В книге же нам, глазами шлюхи Дэветт, неспешно открывают завесу над темным миром вампиров. Сюжет я долго расписывать не буду, ибо тогда не избежать моря спойлеров, перечислю лишь плюсы и минусы. Начну с плохого) 1) Роман довольно короткий, читается как говорится «в лет», но в данном случае это минус, потому что автор пишет в стиле «галопом по Европам», и вся атмосфера хоррора в таком темпе быстро улетучивается, и получается с одной стороны жестокий и вроде бы атмосферный ужастик, но с другой наивный боевичок категории «б». 2) Редко где встретишь такое казалось бы невозможное сочетание брутальности и сентиментальности. С одной стороны в «Вампирах» много мата, крови, по количеству насилия книга с легкостью уделывает фильм, но с другой…. Ну вот один конкретный пример в доказательство – в экранизации шлюх и выпивку команде охотников поставляет местный шериф, которому предварительно дали на лапу, чтобы он тупо делал свое дело и не задавал лишних вопросов. В книге же эту роль выполняет добрая старая леди по имени Аннабель, что-то типа «приемной матери» для убийц и отморозков. Зачем этот сентиментальный персонаж нужен в роли своеобразного ангелоподобного сутенера – остается только догадываться… 3) Самим вампирам в книге уделено просто катастрофически мало повествования, об их мире мы узнаем только благодаря скупым рассказам проститутки Дэветт, но даже от этой ложки меда захватывает дух. Вампиры у Стикли просто запредельно брутальные и харизматчные. Самая главная звезда книги – это конечно Стюарт Росс, который стал своего рода прообразом Яна Валека. Автор явно писал этого персонажа под впечатление Лестатата Энн Райс, причем прототип взят само собой из первой книги, когда де Лионкур был циничным убийцей и каждую ночь просто ради забавы вырезал целые семьи, это потом у старушки Райс начался кавай, сопли и прочие нечитабельные радости. Стюарт – можно сказать бог во плоти, ходячая машина смерти, ночью убить невозможно, с легкостью вынес всю до зубов вооруженную многочисленную команду Кроу без каких-либо проблем. Кроме того он мажор, и в отличие от киношного Валека, не спит в земле где-то в пустыне, а предпочитает шикарные аппартаментые, крутейшие тачки, короче живет на всю катушку. И это кстати логично, ведь зачем иметь такую мощь и силу, и не пользоваться ею, а гнить где-то в заброшенном доме? Одна из самых крутых и циничных сцен книги, когда Стюарт вместе с Дэветт едет в самый опасный район города, где всем правят банды и белому вообще лучше не показываться, подходит вразвалочку к толпе обкуренных татуированных афроамериканцев, ошалевших от такой наглости, и произносит что-то типа: «Эй, убогие ниггеры, я вас на своем censored вертел». Далее, ухмыляясь, подмигивает Дэветт и голыми руками убивает всех. Что касается Кроу и его команды, то в книги их мотивация мне понравилась тоже гораздо больше – не этих банальностей в духе «вампиры убили маму с папой, и я буду мстить, и мстя моя будь ой какая страшная!»)) Нет, у Стикли охотники просто сами по себе отчаянные ребята, прирожденные убийцы и подонки, только таким и по силам противостоять чудовищно живучим вампирам Стикли. Но, как я уже сказал, автор словно говорит читателю « не любо – не слушай, а врать не мешай», т.е. он сам к сожалению не пытается придать своему произведению больше серьезности и псевдореализма в рамках жанра, что на мой вкус пошло бы только на пользу. Например вампиров в мире Стикли вроде как мало и они живут скрытно, но в тоже же время складывается впечатление, что про них знают абсолютно все, и даже команда Кроу не особо скрывает свой род занятий. Опять же отдельно стоит конечно же упомянуть финал. Когда до конца оставалось страниц 30, я практически захлебнулся от восторга – вот это поворот, вот это драма, вот это безнадега и мрачняк! Ведь какой можно было выдать жестокий и трагичный финт, был бы шедевр, неподвластный времени, но увы, Стикли как писатель совершает очень много сюжетных ошибок в угоду простенького боевика, ближе к кульминации все дальше отдалясь от хоррора к попсовому мейнстриму.. В общем, это редчайший случай, когда книги балансирует на грани между середняк и шедевр. Кто-то заскучает и забросит ближе к середине, а для кого-то это станен самой любой настольной книгой о крововососах. Истина, самой собой, где-то рядом)) У романа Стикли очень много минус, и еще больше плюсов, и кроме того просто масса идей, которых бы хватило еще как минимум на десяток книг. Читать ли? Если вы любите жесткое, мужское, полное и насилия повествование про вампиров, но (к сожалению) с сильны уклоном в местами клишированный боевик и вестерн, то конечно да. Если нравится экранизация Карпентера – большой вопрос, потому что они очень сильно отличаются, на мой вкус Стюарт Росс все же один из самых ярких образов вампиров эвер, но вот в целом фильм Карпентера ничуть не слабее книги, просто произведение Стикли очень уж скомканное и простенькое, и в тоже же время в книге есть целый почти целый пласт гениальных новаторских идей. В общем крайне неоднозначно, но от чтения получил море удовольствия, всем поклонникам вампирской литературы маст рид. 6,5/10
Мэттью Стокоу "High Life"
Великий и ужасный Стокоу, автор, по мнению некоторых критиков, самой брутальной (или мерзкой, тут уж насколько крепкий желудок читателя) книги «Коровы». Само собой я не мог пропустить его следующую книгу. Молодой и полный надежд паренек Джек переезжает в ЛА в поисках знаменитой американской мечты. Он умен, полон сил, энергичен, и мечтает попасть на ТВ. Напоминает начало какого-нибудь гламурного романтического романа, в духе, « несмотря на трудности, все у них получилось, и жили они долго и счастливо на зависть соседям». И вот это как раз просто нереально крутая фишка романа с «двойным дном». Автор очень тонко троллит неподготовленную публику, жонглируя жанрами. Ведь открой эту книгу какая-нибудь блондинка с пуделем в сумочке, бегло пробежав пару страниц, она наверняка подумает что это обычный криминальный нуар, и довольная побежит с книжкой на кассу. Святая наивность)) Достаточно взглянуть на имя автора, и для тех, «кто в теме», все станет ясно. Но тут Мэтью приберег тяжелую артиллерию чуть-чуть на потом, постепенно погружая ошалевшего читателя, которой по мере прочтения все больше начинает понимать, что это какой-то «не такой» криминальный детектив, в пучину насилия и безумия. Джек терпит фиаско, никому он оказался нафиг не нужен, женился на шлюхе Карен, которая его ни на грош не ценит, и продает пончики в дешевой забегаловке. Shit happens, как говорится. Куда уж хуже? Но беда не приходит одна – Карен зверски убивает какой-то маньяк, перед смертью хорошенько поиздевавшись, выпотрошив тело и бросив на обочину. Знакомый покойной, коп Райан, подозревает Джека и сильно портит ему жизнь. Но Джек не намерен продолжать влачить свое жалкое существование и не бросает мечту прославиться. Пробираясь на крутые вечеринки, он пытается найти хоть какую-ту информацию об убийце, и кроме того заодно заводит нужные связи и не теряет надежды попасть в элиту и стать звездой. На одном из таких вечером он знакомится с очаровательной, богатой и дерзкой красавицей Беллой. Она предлагает ему шанс выбраться из нищеты и ступить на Олимп. Но какова цена? Во-первых, самый главный вопрос – похоже ли по стилю/идее на «Коров»? И да и нет. Я бы даже сказал, что по стилю, если бы я не знал что автора Стокоу, сперва ни за что бы не догадался. Этакая ядреная смесь жесткого криминального триллера, «Американского психопата» Эллиса, а также некоторых романов Ирвина Уэлша…НО! Это же Стокоу, друзья) Поэтому вся самая тяжеля артиллерия сплаттерпанка к вашим услугам – инцест, некрофилия, снафф, похищения, пытки и массовые убийства людей, копро, зоо, и многое, многое другое. По шкале брутальности, хм… уж точно в первых рядах. Мне всегда хотелось сравнить Уайта и Стокоу, так вот, Стокоу уделал американского короля сплаттера по всем статьям. Начать с того, что пишет британец очень талантливо, язык невероятно живой и витиеватый, при чтении ты словно погружаешься в мрачные подпольные заведения ЛА. Кстати, те, кто бывал в городе Ангелов, ждет приятное дежавю, поскольку в книги множество реальных достопримечательностей города, улиц, заведений и т.п. Персонажи – блеск, да и только. С поправкой, что в той или иной степени почти все отморозки или же серые кардиналы, такого сборища психопатов редко где найдешь, взять хотя бы отвратительного продажного копа, садиста и невероятного морального урода. Детективная интрига главенствует, но здесь она просто фон, стеб, чтобы высмеять клише «богатые тоже плачут». Но помимо тонкой и умной сатиры, книга многослойная, в философском плане даже сильнее Коров. С одной стороны, Стокоу ненавидит общество потребления и открыто симпатизирует маргиналам. Но с другой – вот вроде бы типичные сливки общества: дорогие дома и машины, пафосный лоск, гольф по выходным… а внутри полная пустота и одиночество. Но не у всех, говорит Мэтью, некоторые использую власть и деньги, не только чтобы ходить на гламурные тусы и покупать сумочки за пару миллионов. Тайные общества, похищения людей, торговля органами, снафф видео, — лишь малая толика того, что скрывает за фасадом фешенебельных особняков. В книги очень гармонично сочетают криминальная линия и запредельная жесть. Причем, когда я говорю запредельная, это значит действительно запредельная. За что мне нравится Стокоу, так за то что чувак совсем без тормозов и не знает таких слов как табу или мораль. Правда, сразу хочу предупредить, хоррора в традиционном понимании здесь не так уж много, канва романа это криминальный сюжет с огромны количеством tortured porn, жестких секс пыток, включая некро, зоо пытки и т.д. Причем видно, что писатель в теме, знает очень многие бдсм практики, и пишет тоже для людей «в теме», потому что бондаж, электросекс и жесткие групповухи давно устарели, Стокоу предлагает блюда погорячее, и если в «Коровах» одной из самой запоминающися сцен было абортирование и последующее прибивание эмбриона гвоздями к стене, то здесь, в этом карнавале секс пыток, тоже нашлась одна такая сцена, которая удивит даже бывалых)) Из всего вышенаписанного понятно, что книга мягко говоря «не для всех», читать только любителям очень жесткого сплаттера без тормозов и запредельной фантазией. Стокоу – ты мужик, жму руку, Уайт вроде как сейчас тоже пишет (или уже написал) порно бдсм роман, так вот думаю он уже априори проиграл британцу по всем фронтам. Дико крутой, аморальный, циничный, сатиричный и очень злой роман, 9/10.
|
|