После почти года "душевного ступора" (по понятным, думаю, всем причинам) начал вновь читать. И как-то сразу нахрапом проглотил несколько книг: 1) "Ноябрь или гуменщик" Андрюс Кивиряхк — у нас он более известен романом "Последний, кто знал змеиную молвь" (не читал, но теперь захотелось еще больше) и детским мегахитом, кхм, "Весна и какашка". Про этот его роман узнал случайно, нашел в электронке — и это оказалась весьма забористая штука. Один месяц из жизни эстонского села где-то, наверное, начала прошлого века. Картина жизни его обывателей — весьма мерзотных персонажей, надо признать. Все жители только и занимаются тем, что денно и нощно воруют друг у друга и особенно из барской усадьбы все, что только можно и нельзя. Для чего мастерят чуть ли не из говна и палок големов-домовиков — не сами, при помощи дьявола, которого, впрочем, тоже постоянно успешно прокидывают, расписываясь вместо крови соком ягод. Повсюду рыскают оборотни (да и сами жители умеют перекидываться в волков), на родительский день в бане собираются призраки покойных предков, которым живые хозяева накрывают щедрый стол, черти свежуют покойников и одевают их обличье, ворожат ведьмы, мудрый (хотя тоже не шибко симпатичный) гуменщик, некий аналог местного волхва, обманывает забредшую в деревню Чуму... в общем, нормальная деревенская жизнь, все, как у людей. Удивительный эффект — ни одного симпатичного персонажа, все законченные уроды (ну, кроме парочки, возможно), но повествование завораживает, не оторваться. Завершается книга, кстати, на торжественной ноте — изнасилованием. Вот так-то. А вы тут все со своим темным фэнтези носитесь. 2) "Оккульттреггер" Сальников — такое ощущение, что Сальников, прихоти ради, решил провести декомпозицию жанра "городского фэнтези". То есть, как будто типичный жанровый продукт завернули во взрослый магреализм с прекрасным, точечным бытописанием. Сальников, как обычно, непревзойден в описании мельчайших, близких каждому элементов обыденной жизни — эта непередаваемая атмосфера затхлых панельных комнатушек, в которых вынуждена куковать бессмертная героиня... о, это бесподобно. Виртуозно матерящийся херувим — это особенно яркая находка. Впрочем, как и обаятельная демонесса-блогерша. Вообще, женские характеры Сальников выписал просто бесподобно, не знаю, насколько правдоподобно, но уж точно крайне ярко. Ну, а небывальщина... мне она была интересна менее всего. Но ее больше, чем в предыдущих романах, да. В любом случае. как ни странно, но мне по прежнему больше всего нравится самая первая его работа — "Отдел". 3) "Метель" Сорокин — давно руки не доходили. Язык, как все отмечают, прекраснейший. Атмосфера, антураж — завораживающие. Правда, то, что все кончится фигово, понятно с самого начала, но то такое. Особенно, микро-лошадок жалко (но хоть не все померли, уже хорошо). Вроде бы и безделка, по меркам даже самого Сорокина, но очень запоминающаяся и, что самое интересное, после прочтения мысленно возвращаешься к ней снова и снова. Значит, не такая уж и безделица. Есть в ней что-то большее. 4) "Сервер и дракон" Райяниеми — прочел лишь несколько рассказов, но на удивление очень мощная вещь. Правда, я огромный любитель именно рассказов, и тут все оказалось очень хорошо. Ярко, эффектно, неординарно, очень крутые вкрапления финских мифов и... поэтичность — да, именно она. Местами очень поэтичный текст, чем-то напомнил мне Брэдбери и Кордвайнера Смита. Буду читать дальше. 5) "Darby O'Gill and the Good People" Herminie Kavanagh — олдовый, начала прошлого века, сборник (или роман в рассказах) на материале ирландских сказок и баек, главным героем которого (впрочем, не всегда) является простоватый парень Дарби О'Гилл. Милая сердцу ирландщина: баньши, лепреконы, фейри, полые холмы и тд. Невероятно теплое и доброе повествование, очень мягкое и ироничное. Да, по сути, это то самое дотолкиновское фэнтези. Когда писатели писали фэнтези, даже об этом не догадываясь)) 6) "Honeycomb" Harris — та самая, довольно известная у нас Джоанн Харрис, это ее недавний роман в рассказах ("Медовые соты"), который на западе вышел с иллюстрациями Чарльза Весса. По сути, история короля фейри (здесь — silken folk, "шелковый народ"), которую мы отслеживаем в веренице рассказов, представляющих собой зачастую переделки известных народных сказок. И вплетены эти сказки в ткань романа очень изящно. Все очень сказочно, ярко, местами готишно и даже жутковато, куча ярчайших образов и персонажей — и все это хоть и кажется никак не связанным между собой, но явно сведется в конце к общему финалу. Одолел пока лишь треть книги, но впечатления очень позитивные.
|