Я продолжаю гнуть свою линию и выискивать достойный русский black metal. К сожалению, с написанием второй части обзора пришлось повозиться, да и с компьютером у меня неожиданно возникли проблемы, но теперь все в норме и я предлагаю вам ознакомиться с ещё несколькими достойными, на мой взгляд, формациями. Может, кого-то заинтересует...
ЧАСТЬ ВТОРАЯ (неполиткорректная, или, ни слова об идеологии).
Правда, об идеологии нижеследующих групп лучше не говорить. Абстрактный сатанизм, исповедуемый большей частью блэкеров, кажется невинным по сравнению… Стоп, я же обещал! Давайте лучше поговорим о музыкальной составляющей. Итак…
Челябинская Харза – относительная молодая формация. На их счету ещё только один альбом и ЕР. Хотя ходят смутные слухи, что группа недавно выпустила ещё одну пластинку с прямым и лаконичным названием «War». Вот и музыка Харзы под стать этому слову – прямолинейная (почти таранная – ещё бы побольше мощи) и достаточно лаконичная. В принципе, местами даже цепляет, несмотря на моё пренебрежительное отношение к black’у из Челябинска. Native In Black (не слушайте никогда эту группу!), по крайней мере, Харза точно превосходит, Skam скримит гораздо выразительней Держимира. И скрипочку я не так часто в таком консервативном жанре как black слышу – это тоже «куницам» плюс. Любители true, не отчаивайтесь – Харза играет самый что ни на есть black – не melodic или sympho, хоть и со скрипкой в комплекте. Бласт-биты, жужжащие гитары и жуткая, для непривычных к столь суровому жанру, долбежка по железу присутствуют также. Вокалист, как я уже упоминал, голосит весьма неплохо (хотя можно и посочней), но что он там надрывается, при желании можно разобрать. Но лучше не вникать. Тексты Харзы – скверно зарифмованный кошмар с кучей ошибок в падежных окончаниях. А с другой стороны, ну что вы хотите. It’s black! Я так считаю, что ждать поэзии здесь не стоит. «Куницы» её и не выдают.
А вот тем взыскательным людям, что помимо музыки ценят ещё и хорошие тексты и не обращают внимания на идеологию я рекомендую группу M8l8th. (Если вы таки, акцентируете своё внимание на политической составляющей, прошу вас – проходите мимо группы). Я не знаю, кто пишет лирику этой группе, но это явный мастер своего дела. Таких стихов – подчёркиваю, стихов, а не текстов! – мне не приходилось слышать уже давно. Стоило бы, конечно, привести пару цитат, но музыка и лирика M8l8th неразделимо связаны между собой. Поэтому, если вас не отпугивают восьмерки в названии, обратитесь к творчеству группу – оно стоит того. У M8l8th вы не найдёте однообразия других black-групп, команда с равным мастерством выдает и стремительные злостные боевики абсолютно нетолерантного содержания, величественные, гимноподобные и одновременно – удивительно красивые вещи и почти акустические баллады. Давайте здесь поподробней, группа явно заслушивает пристального внимания. За семь лет своего существования тверская группа записала одну демку, два альбома, да ещё один live. (Последнее особенно удивительно, учитывая идеологическую и политическую позицию группы. Ну да не суть). Не очень-то чтобы густо. Это если не учитывать качества записей, а если же брать таковое в расчёт – отлично. Рассмотрим последний на данный момент номерной альбом M8l8th – «Непоколебимая вера». Вначале немного о записи. Звук, конечно, не идеален, но хорош, инструменты прописаны чётко, в кашу нигде не сваливаются, оба вокала выведены на должном уровне – старались явно и группа, и звукорежиссёр. Сразу становится понятным – андеграундность группы – не в «подвальном» звучании, которым так грешат многие блэкеры. Истинная андеграундность M8l8th – в ярости, злобе, пламени и ненависти, что обрушиваются на нас подобно четырём всадникам Апокалипсиса с первых же секунд прослушивания альбома. Совершенно сумасшедшая карданная дробь, злобный вой вокалиста Алексея, акцентирующие ревущие гитары, железный лязг захлебывающихся крэша и райта – всё это сразу дает понять нам, что к чему. Да, открывается альбом более чем отлично – «Ведьминский туман» сразу настраивает слушателя на нужный лад – злой, бескомпромиссный black, приковывающий внимание и не отпускающий до последнего. Гитары то почти пропадают, то грозят взорвать голову беспечного слушателя своим жужжанием. Барабаны сходят с ума, пластик на «бочке» не рвется только чудом. Вокал безумствует в истерическом скриме, выстреливает очередями слов, иногда делая паузу, чтобы в следующие мгновения разорваться с ещё большей яростью и силой. Три трека M8l8th не отпустит нас вовсе, лишь на четвёртом дав передышку. Ненадолго – четвёртый трек («Громом из небес») – достоин того, чтобы стать гимном Дикой охоте. Сам Вотан не погнушался бы выезжать под такую музыку! А теперь забудьте всё, что я говорил вам до этого! Все слова о мастерстве и таланте музыкантов, все похвалы музыке и лирике! Всё, что было до этого, меркнет и становится несерьезным, незначимым, стоит только услышать первые акустические переборы песни «Родный мой край». Такое кажется невозможным, но группе удалось прыгнуть выше головы – на всем протяжении альбома они показывали, что достойны самой высокой оценки слушателей, но тут они сорвали верхнюю планку, просто взмывая в заоблачное поднебесье. «Родный мой край» — настоящий эпический гимн, исполненный двумя верными соратниками – уже помянутым мною Алексеем и Александром из группы «Нежеголь». Это гимн ярости, памяти и надежды. И больше тут ничего добавить нельзя. Нет, конечно, группа не остановилась на пяти треках – на альбом входят, помимо всего остального, ещё два забойных боевика, проникновенная (почти акустическая) баллада «Ворон к ворону» и кавер на Burzum – всё сыграно на прежнем, достойном уровне, а баллада – здесь вновь постарался Александр – и вовсе великолепна. Но даже если бы потом M8l8th записали полную невнятицу, я бы всё равно утверждал, что альбом отличный.
Вообще-то раньше Wewelsburg играли довольно таки одиозную музыку, которой критики с легкой руки самих музыкантов прилепили ярлык gas chamber rock’n’roll (на одном из альбомов группы была такая песня), хотя в общем-то играли они откровенный hate core, прославляющий «белокурых бестий». Играли не то чтобы плохо, но уж чересчур идеологично. И чёрт с два я бы стал говорить о них, как об одной из самых впечатляющих команд русского black’a, если бы в 2008 году Wewelsburg вдруг не записали с ещё одними «идеологически верными» ребятами из Беларуси сплит The Apostles Of Ragnarock. И это оказалось нечто! Если до этого был рок-н-ролл газовой камеры, то теперь – блэк радиационного безумия. Иногда, впрочем, black пропадает и остается одно только радиационное безумие – медленное скольжение уставшего от депрессий разума в чёрную бездну Пустоты под треск равнодушного счётчика Гейгера. Гипнотический танец богини Смерти на давно остывших руинах Жизни. «Тут так красиво… тут ведь никого нет». Этой работой Wewelsburg полностью оправдывает своё имя. Имя, взятое в честь величайшей темной цитадели оккультных знаний XX века. Сплетая воедино black, noise, industrial и потоки тяжелых изотопов Wewelsburg вкладывают в руки слушателю холодную сталь пистолета и мягко подталкивают поднести дуло к виску. Больно не будет. Рискнете ли вы проверить это? Подставите ли вы свою беззащитную плоть под поток радиационного излучения Wewelsburg’a?
|