Итак, панове, вы интересовались такой диковинкой как black metal из России, я не ошибся? Тогда пойдёмте за мной, негоже толковать о "чёрном искусстве" на свету. Юзек, негодник, надеюсь ты подготовил подвал? И пентаграмму начертил? Смотри, опять вырвется кто из демонов, велю плетьми бить. Сколько можно пану за чертяками по родному замку гоняться?! Ладно, ступай. Czy ma panowie zapal'ki? Есть? Отлично, помогите мне зажечь этот факел.
Приступим.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (нейтральная, или обо всех — понемножку)
Так как, в black’e собственно говоря не очень-то любят отход от традиционной формы, (а некоторые и вовсе на дух не переносят подобного), то и я позволю себе начать этот небольшой обзор вполне традиционно. То есть, по алфавиту.
Arisk Priest трудно назвать исключительно русской командой. Да и командой его назвать довольно затруднительно, хотя one-man-band Arisk Priest никогда не был. Но пойдем по порядку. Arisk Priest вырос на руинах black-формации Satanist (не правда, ли характерное название?) и у истоков его стояли два человека, скрывающихся под псевдонимами Arisk Priest и Ahriman. Позднее, уже в 2003 году, в группу влилась Astika Ida, принесшая с собой, по мнению музыкантов «то, что мы сами так долго и упорно искали» — неповторимость. Группа много экспериментировала со звуком, пробуя всё: от греческой школы black’a (Ahriman и Astika родились не так уж далеко от Эллады – на острове Кипр) и творчества Варга до арт-роковых и джазовых импровизаций. Однако, настоящий успех к группе пришёл после выхода альбома «Thunders and lightings Veda» (2004), записанного в стилистике pagan black metal’a. А выход в середине 2006 года следующего альбома – «Финист ясный сокол» закрепил достижения*. «Финист...» уникален в первую очередь благодаря атмосфере – атмосфере дремучего темного леса, где так легко заблудиться и пропасть. Атмосфере с мастерством созданной группой Arisk Priest вместе с Серпуховским славянским ансамблем. Здесь жужжание гитар переплетается с переборами гуслей, а гипнотический ритм барабанов пронзают свирели, здесь соседствуют ярость и ambient. Здесь слышен негромкий шорох еловых игл под ногами и пахнет смолой. В конце концов, здесь, используя минимум инструментов, рисуется картина, которую чувствуешь, которую ощущаешь. Немногим группам удавалось создать подобное – даже из получивших признание за пределами России.
*Вышедший в конце 2005 диск «The great fire in wreath» был скорее сольной работой Arisk Priest’a, потому как на тот момент от группы остался он один.
А подмосковная команда Forest Stream – живое подтверждение, что в России знают и умеют делать sympho-black. Смешивая и комбинируя эпичность black’a и безысходность doom’а, используя средний темп, но когда нужно – поистине, ураганно разгоняясь, сочетая бласт-бит и задумчивые клавишные пассажи, группа получила отличный результат. Да такой, что при прослушивании начисто пропадает мысль делать скидку на то, что эти ребята из России – они вполне достойны составить конкуренцию многим командам западного образца. Монументально, эпично, захватывающе – их музыка вряд ли оставит кого-то равнодушным. Кстати, интересный факт – основатель группы Sonm не так давно получил степень доктора философских наук… в Голландии!
Калининградская группа Nar Mattaru вроде как позиционирует себя как pagan war metal, и в текстах у них действительно что-то такое проскальзывает. Но вот музыка Бездны (а именно это означает «Nar Mattaru» в переводе с шумерского) – black и death, смешанные в равных долях, с мощными барабанами, жесткими гитарными запилами, сочным гроулом и эпизодическим скримингом (довольно-таки невыразительным, на мой взгляд). Отдельно хочется упомянуть оформление альбомов группы, выполненное весьма достойно, под стать музыке. Особенно «Путь воина», который я рекомендую для прослушивания как ценителям black’a так и людям, предпочитающим death.
Веретрагор – блэкеры с просторов Башкортостана – в отличие от своих западных товарищей, куда более каноничны. Никаких заимствований из других жанров, only black metal! Правда, с клавишами, но до ярлыка sympho группа явно не дотягивает. Да, клавиш много, но они мелодичны и совсем не навязчивы. Зато безупречно оттеняют основное полотно – скоростной жужжащий black, лишь самую толику монотонный, но кто сказал, что в данном жанре это минус? Минус здесь другой – это вокал Лихосвета. До скрима он не дотягивает, собственно говоря, он вообще не до чего не дотягивает. Лихосвет не поёт и даже не кричит, он скорей хрипло говорит под музыку. Это смотрелось бы неплохо в виде отдельных коротких вставок «диктаторского» голоса, но выглядит совершенно ужасно, когда это основной прием. Впрочем, иногда вокалист спохватывает, но хватает это ненадолго. В остальном же, всё неплохо, а барабаны местами даже хороши.
Стоит также помянуть сольный проект Лихосвета, единственный альбом, которого «Дальний край» выполнен в стилистике atmospheric black с вкраплениями ambient’a (хотел сказать «небольшими», но там один трек аж на 12 минут). Вот здесь-то ему и удалось показать, что его голос хоть куда-то годится. В самом деле, манера вокала Лихосвета, которую я так критиковал при прослушивании Веретрагора, воспринимается гораздо лучше, стоит только замедлить темп музыки. Но самому автору, видимо, так не кажется, а может, просто нет желания играть подобное, раз на «Чёрном золоте» Веретрагора, вышедшем спустя три года после «Дальнего края» Лихосвет всё также невнятен в плане вокала.
Теперь отвратим взор от Башкирии и перенесёмся на север – в конце концов, black на морозе особенно хорош. Хотя Ekove Efrits могут оспорить данное утверждение. Но нас интересует не творчество мрачного иранца, нет – мы обратимся к творчеству не менее мрачного жителя Мурманска известного под псевдонимом Избор. Навь Избора вполне можно именовать «нашим ответом Immortal», во всяком случае, сходство с Бессмертными присутствует как в музыке, так и в лирике. Лирика, кстати, русскоязычна и, если прислушаться, её вполне можно разобрать, хотя хрипит Избор неплохо. Кроме лирики хотелось бы отметить чётко прописанные барабанные партии, собственно говоря, вся музыка и строится в первую очередь вокруг них. Неудивительно, ведь барабанит в Нави всё тот же Избор, второй на моей памяти, барабанщик не чурающийся встать за микрофонную стойку. За гитарную часть отвечает другой человек – Горуд. Гитарный саунд у Нави достаточно ломаный и не совсем для black’a типичный, это, пожалуй, скорей speed, только (простите за оксюморон) изрядно замедленный. Но если уж сравнивать Навь с Immortal до конца, стоит сказать, что норвежцы все же куда севернее, их музыка более холодная – даже льдинки проскакивают. Навь потеплей, хотя от мурманчан такого трудно ожидать (вспомним Old Wainds «Обжигающе холодный»). Но всё равно группа хороша.
|