Феномен советской фантастики


Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

Феномен советской фантастики

 автор  сообщение


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2013 г. 21:58  

цитата Bizon

К чему писать хоррор, когда был Гоголь, Толстой, Одоевскимй, Сомов — которые в советское время издавались?
К чему писать хоррор, когда был Эдгар По, Мэри Шелли, Брэм Стокер, лорд Байрон? А и появились Лавкрафт, Роальд Даль, Ричард Матесон, Стивен Кинг наконец.
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.


миротворец

Ссылка на сообщение 17 октября 2013 г. 22:08  
И Роберт Блох.
Не, пусть пишут — лишь бы хорошо.
–––
URIAH HEEP. High Priestess


авторитет

Ссылка на сообщение 17 октября 2013 г. 22:18  

цитата Dentyst

(в очередной раз) Вот именно. СФ была вполне самостоятельной, оформившейся и самодостаточной отраслью советской литературы.

И очень плохо, что самодостаточной. Литература не имеет границ, а наша имела.
Она потому и исчезла, когда границ не стало.


миродержец

Ссылка на сообщение 17 октября 2013 г. 22:45  

цитата Karavaev

Литература не имеет границ, а наша имела

Ну. Верно. Поэтому о СФ и имеет смысл говорить именно, как о феномене. Ограниченным временем и пространством.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 октября 2013 г. 23:21  

цитата Karavaev

И очень плохо, что самодостаточной. Литература не имеет границ, а наша имела.
Она потому и исчезла, когда границ не стало.


К счастью, никуда она не исчезла! Лучшими произведениями советской эпохи может насладиться каждый желающий и сейчас, и через много лет.
А то, что сейчас верх взяли "пираньи" и "катарсисы" верхом на "бешенных"... Ну так коньюнктура такая... Рынок-с, простите за выражение. 8-]

Литература отражает психическое здоровье нации, а нация несомненно больна — кризис за кризисом, на каждом шагу, каждый день...
Обними голодными руками
Своего неспасённого Христа


Ну вот кто ждет от американской фантастики сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов психологической глубины? Звездолеты, инопланетяне, войны, катаклизмы, океаны приключений и фонтаны фантастических идей — да пожалуйста, на любой вкус и цвет, а вот с психологией как-то не очень. Глубины, которая присуща и за которую мы любим советскую НФ уж как-то не так чтобы уж и очень... :-)
Но идут годы и на смену приключениям приходят "Песни Гипериона", "Осколки чести", "Ложная слепота", "Дисфункция реальности" — книги, наполненные глубоким психологизмом; книги, в которых "приключения духа куда интереснее приключений тела" (а лучше всего когда и то, и другое — гармонично и в меру)...
Меняется общество, меняются вкусы и, вслед за ними, меняется литература.
Так и у нас — еще наступит время, когда на смену "человеку боя" придет "человек думающий и переживающий". ^_^


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 17 октября 2013 г. 23:53  

цитата galaxy56

И Роберт Блох.
Не, пусть пишут — лишь бы хорошо.


Вот если бы еще хорошо переводили... :-(((

Только-только дочитал "Дисфункцию реальности", еще послевкусие не прошло. Но ведь горчит... :-(
Хорошим (но не отличным) можно назвать перевод середины этого весьма достойного произведения. Удовлетворительным — перевод первых двух томов. Но вторая половина последнего тома — это что-то >:-| Местами текст становится просто бессвязным...
При всех своих минусах (не буду повторяться — они весьма подробно описаны в отзывах), эпопея имеет массу достоинств, насладиться которыми в полной мере невозможно из-за перевода. Его — перевод — нельзя, конечно, назвать отвратительным — к счастью, это уже не "подстрочники" девяностых, но и до переводов советского периода ему ой как далеко...


авторитет

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 00:19  

цитата sarthur71

а вот с психологией как-то не очень.


Э-э... Да что вы говорите!


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 01:04  

цитата sarthur71

Ну вот кто ждет от американской фантастики сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов психологической глубины?

Совет тем, кто все же ждет.
Возьмите Библиотеку Современной Фантастики (25+5 доп.томов) и читайте авторские сборники иностранцев. Обрящете психологизма выше крыши. А пришельцев-звездолетов маловато будет.
Это я не в осуждение СФ, а только ради объективности.
–––
из сильных и суровых врагов
получается прочная обувь


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 01:47  

цитата Zharkovsky

Э-э... Да что вы говорите!


Слишком мало будет примеров. Может десяток-другой и нашкребется, но, в среднем, пропорционально к советской НФ такого сочетания доброты и психологизма будет не слишком много.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 01:59  

цитата Dentyst

Обрящете психологизма выше крыши.


Не преувеличивайте, не так уж и много. Но и качество издаваемой зарубежной фантастики в советское время было куда выше.
С основной массой зарубежной НФ 40-60-х годов мы начали знакомится только в девяностых годах и, увы, это самое качество (к тому же изрядно попорченное переводами) было не так уж и велико. Что мы, собсна, получили? "Дюну", "Основание", некоторые романы Филиппа Дика... ну и еще несколько названий... А что из них можно сравнить с куда более доброй и гуманной советской НФ?

А те, которые я имею в виду — серьезные и глубокие, идеально сочетающие в себе философию и приключения (но отнюдь не всегда доброту и гуманизм) — написаны несколько позже — именно тогда, когда появился спрос на них со стороны общества.


активист

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 02:21  

цитата sarthur71

Ну вот кто ждет от американской фантастики сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов психологической глубины? Звездолеты, инопланетяне, войны, катаклизмы, океаны приключений и фонтаны фантастических идей — да пожалуйста, на любой вкус и цвет, а вот с психологией как-то не очень. Г

Позвольте с вами не согласится — как раз в предвоенный период, в военный и послевоенный происходил поворот (может быть и не столь массовый) от звездных опер (которые по прежнему существуют — это как пример) и прочей "крутизны" к психологии. А уж социальных экспериментов хватала и без того
К примеру один из величайших (по мнению многих) рассказов Лестер Дел Рея — "День прошел" не содержит ни грана фантастики (на первый взгляд). В нем всего лишь описывается последний день жизни последнего неандертальца на Земле среди хомо сапиенс... Рассказ опубликован в 1939 году. И это только один пример из великого множества... Рассказ пронзителен в своем психологизме — не побоюсь этого слова...


активист

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 02:27  

цитата sarthur71

С основной массой зарубежной НФ 40-60-х годов мы начали знакомится только в девяностых годах и, увы, это самое качество (к тому же изрядно попорченное переводами) было не так уж и велико. Что мы, собсна, получили? "Дюну", "Основание", некоторые романы Филиппа Дика... ну и еще несколько названий... А что из них можно сравнить с куда более доброй и гуманной советской НФ?

Я был хорошо знаком с ФЛПшками, более того — каюсь — приложил руку к появлению одной из них :-))) Слюнное дерево Брайана Олдисса в свое время попросили перевести... А потом уже пошло поехало вполне официально — когда "отпустили вожжи" :-)))
И поскольку уже тогда мне удалось собрать неплохую библиотеку оригиналов (покупал в старой книге когда были деньги), привозили друзья из за бугра, то как правило переводилось то что "позабойнее" :-))) А другая литература, которую уже тогда называлась СФ — speculative fiction — в ФЛПшки просто не попадала... И соответственно, российский читатель о ней понятия не имел. Что не означает ее отсутствие...


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 05:03  

цитата Славич

К чему писать хоррор, когда был Эдгар По, Мэри Шелли, Брэм Стокер, лорд Байрон? А и появились Лавкрафт, Роальд Даль, Ричард Матесон, Стивен Кинг наконец.


я о том, что хоррор в то советское время присутствовал, даже если и был написан раньше.
Зато в советской фантастике были жанры, которые у англосаксов вообще отсутствовали или были представлены незначительным количеством. выделить можно два направления: детская, которую можно условно подразделить на сказочную и чисто фантастику. Достаточно сказать, что в советское время появилась Алиса Селезнева, культовый персонаж. Подобных типажей за рубежом не было вообще, а серьезный конкурент появился не так давно — Гарри Поттер. А добавить сюда Томина, Садовского, Прокофьеву, Успенского, Носова, Дружкова, Кузьмина, Мелентьева.. перечислять можно долго.
второе производственная фантастика в основе которой стоит научный эксперимент. Не терраформирование, исследование океана, и глубин космоса а обычный научный эксперимент, который проводиться в лаборатории и имеет определенные цели. Навскидку вспоминаются Фрадким, Россоховатский. Местные знатоки побольше авторов вспомнят. В основе этого лежит то, что писали фантастику инженера, доктора наук которые досконально знали материал, и им не нужно было распыляться на создание экшна, сама идея была интересной.


философ

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 07:34  

цитата sarthur71

Ну вот кто ждет от американской фантастики сороковых, пятидесятых, шестидесятых годов психологической глубины?

Ибо Корденвейер Смит, Рэй Брэдбери, Каттнер, Лейбер...

цитата Bizon

Зато в советской фантастике были жанры, которые у англосаксов вообще отсутствовали или были представлены незначительным количеством
Возможно. Но детская фантастика к ним не относится. Комиксы, Нариния, Хоббит... http://fantlab.ru/award48


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 09:36  

цитата ааа иии



...и? что было до 1971 года?
Один Хоббит с Нарнией (которую с натяжкой можно считать детской) против всего что было написано в советское время? Я говорю про — детскую фантастику, та которая заточена именно под детей. А Хоббит и Нарнию чисто детскими классифицировать никак нельзя.

Еще в советское время был такой автор как Лёвшин http://www.fantlab.ru/autor12519 его книги вообще уникальны и феноменальны, подобного нет ни в одной стране даже близко. Книга заточенная на науку (в данном случае математика). Если попытаться сформулировать жанр то логическая фантастика самое подходящее. Кто из зарубежных авторов хотя бы пытался написать нечто подобное?


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 09:44  

цитата Bizon

Еще в советское время был такой автор как Лёвшин http://www.fantlab.ru/autor12519 его книги вообще уникальны и феноменальны, подобного нет ни в одной стране даже близко. Книга заточенная на науку (в данном случае математика).

И ещё "книги знаний" Александра Свирина: http://fantlab.ru/work490132
–––
a million bright ambassadors of morning


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 11:27  

цитата Bizon

Книга заточенная на науку (в данном случае математика). Если попытаться сформулировать жанр то логическая фантастика самое подходящее. Кто из зарубежных авторов хотя бы пытался написать нечто подобное?
— странное какое-то заявление. На западе аналогичные книги тоже были и есть. Навскидку вспоминаются "Флатландия" Эббота, "Сферландия" Бюргера, "Истории с узелками" Кэррола, цикл Георгия Гамова о приключениях мистера Томпкинса и проч.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 11:29  

цитата Beksultan

"Флатландия" Эббота

Это социальная сатира + философский трактат. Но никак не научпоп для детей.
–––
a million bright ambassadors of morning


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 11:31  
Pirx, эээ, не знаю какая там сатира и какая там философия, но я в детстве эти книги читал именно как научно-популярные.
–––
Mors certa, hora incérta


миродержец

Ссылка на сообщение 18 октября 2013 г. 12:49  

цитата Bizon

я о том, что хоррор в то советское время присутствовал, даже если и был написан раньше.
А я о том, что в Советском Союзе традиция хоррора оказалась загублена, наряду со многими другими литературными направлениями и векторами.

цитата Bizon

Зато в советской фантастике были жанры, которые у англосаксов вообще отсутствовали или были представлены незначительным количеством. выделить можно два направления: детская, которую можно условно подразделить на сказочную и чисто фантастику. Достаточно сказать, что в советское время появилась Алиса Селезнева, культовый персонаж. Подобных типажей за рубежом не было вообще, а серьезный конкурент появился не так давно — Гарри Поттер.
Не далече нескольких страниц назад перечислял примеры зарубежной детской НФ. Понятно, что Д'Энгл, Дикинсон и другие авторы у нас известны мало: мы росли на других книгах.
О сказочной фантастике умолчим, потому что даже многие лауреаты премии Г. Х. Андерсена на русский не переводились.
Добавлю, что особой необходимости "затачивать фантастику именно под детей" в Америке не было, поскольку тамошним писателям не приходилось протаскивать свои произведения в издательстве "ДетЛит".
(Вот опять сравнение советской фантастики с западной, а как хотелось этого избежать!)
–––
На сайте набегами, в лучшем случае.
Страницы: 123...7071727374...383384385    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru. > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Феномен советской фантастики»

 
  Новое сообщение по теме «Феномен советской фантастики»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх