Московский форум фантастики, организованный журналом «Если», проходил в столице 24-25 апреля. В работе форума приняли участие писатели, критики, переводчики, художники, издатели. Поклонникам жанра была предоставлена возможность пообщаться с писателями-фантастами: 24 апреля состоялось он-лайн интервью, проходившее более четырех часов. Работу форума освещали центральные газеты и телевидение.
Центральным событием форума стало вручение дипломов «Если» и приза читательских симпатий «Сигма-Ф» (на этот раз — «Марсианская бутылка») за лучшие произведения 2001 года.
<br>Об итогах голосования (2002)
Самое общее впечатление, вырастающее из анализа итогов голосования, таково: заметных явлений в жанре крупной формы было немного, по-прежнему в полусонном состоянии находится малая форма, зато средняя — повесть — пережила бурный расцвет (будем надеяться, что не кратковременный).
Начнем с проблем крупной формы. Дело не в том, что романные пажити оскудели. По подсчетам организаторов Роскона, подготовивших к фестивалю список опубликованных в прошлом году произведений, наши авторы выпустили 238 романов, то есть на четверть больше, чем в 2000 году. Тем не менее в прошлом году Большое жюри отметило 28 книг российских писателей, сейчас — только 16. Конечно, это может свидетельствовать о возросшей требовательности любителей фантастики, однако уж слишком серьезна разница... К тому же в прошлом году в группу лидеров вошло пять романов, в этом — только три. Разрыв между первым и третьим местами составил 23 балла, между третьим и четвертым — уже 42.
Лидеры определились сразу же и шли буквально «бок о бок» на протяжении всей дистанции. Лучшими романами прошлого года члены Большого жюри назвали «Долину совести» Марины и Сергея Дяченко, «Танцы на снегу» Сергея Лукьяненко и «Крылья черепахи» Александра Громова.
Назовем следующую четверку с достаточно заметным числом отданных за нее голосов. Возглавляют ее все те же авторы — Марина и Сергей Дяченко с романом «Магам можно все», Александр Громов с романом «Тысяча и один день», далее следует Хольм ван Зайчик с «Делом незалежных дервишей» и Г.Л.Олди с «Богадельней». Остальные книги набрали от 28 до 3 баллов.
Совершенно иная картина в номинации «повесть». Один журнал «Если» опубликовал в 2001 году 12 повестей отечественных авторов; появлялись они и на страницах альманахов «Фантастика» и «Наша фантастика». Всего члены жюри назвали среди лучших 18 произведений.
В итоге пальму первенства оспаривали сразу 8 повестей российских авторов, а лидирующая четверка определилась лишь во второй половине пути. Назовем всю «золотую восьмерку»: «Предатель» Олега Дивова, «Кон» Марины и Сергея Дяченко, «Труженики Зазеркалья» Евгения Лукина, «Ваня + Даша = любовь» Кира Булычева, «Хозяин колодцев» Марины и Сергея Дяченко, «В будущем году я стану лучше» Андрея Саломатова, «Погоня за хвостом» Александра Громова, «По делам его...» Павла Амнуэля.
В номинации «рассказ» особой борьбы по-прежнему не получается. Несмотря на то, что в прошлом году в малой форме вроде бы наметилось некое оживление, уровень рассказов, по мнению членов жюри, оставляет желать лучшего. Тем не менее читатели отметили 12 произведений, но лидерами сумели побывать лишь трое: «Кладоискатели» Далии Трускиновской, «З-D Аction в натуре» Андрея Плеханова и «Вы летите, как хотите!..» Алана Кубатиева. За ними следуют «И гром не грянул» Евгения Лукина, «Дарю тебе звезду» Александра Громова, «Добрые люди и злой пес» Елены Хаецкой, «Землепашец» Святослава Логинова, «От судьбы...» Сергея Лукьяненко.
Таким образом, как и год назад, в тех же номинациях — те же имена победителей: роман Марины и Сергея Дяченко «Долина совести» и рассказ Далии Трускиновской «Кладоискатели». Впервые лауреатом «Сигмы-Ф» стал Олег Дивов за повесть «Предатель».
В номинации «Лучшее произведение зарубежного автора» бесспорного лидера, как это случилось в прошлом году с романом Вернора Винджа «Пламя над бездной», на этот раз не было. Любопытно, что первые три строчки занимают произведения, ставшие классикой жанра, но пришедшие к нашему читателю лишь в прошлом году. Это роман Уильяма Гибсона «Виртуальный свет» (издательство «Азбука»), повесть Эдмунда Купера «Наследники сверхчеловека» («Если») и роман Филипа Дика «Пролейтесь, слезы...» (АСТ).
Добавим еще четырех авторов, активно отмечаемых участниками голосования: повесть Шейлы Финч «Лингстер», роман Дэвида Зинделла «Хранители времени», повесть Кэтрин Азаро «Паутина игры», рассказ Терри Биссона «Маки».
Всего члены жюри упомянули среди лучших 26 произведений зарубежных фантастов.
В рядах поклонников кинофантастики по-прежнему царит уныние. По их мнению, ярких фильмов прошлый год не принес, но все-таки первые места были заполнены, а в целом упомянуто 12 фильмов.
Победителем стал «Искусственный интеллект» Стивена Спилберга, вторую строчку занял «Шрек» Эндрю Адамсона и Вики Джексон, третью — «Планета обезьян» Тима Бартона; четвертое и пятое места поделили «Последняя фантазия» Хиронобу Сакагучи и Мотонору Сакакибары и «Лара Крофт — расхитительница гробниц» Саймона Уэста.
Ну а теперь нам осталось вручить дипломы «Если» тем авторам, которые, по мнению читателей журнала, наиболее заметно выступили на его страницах в прошлом году.
Но сначала мы хотим сообщить, что несколько видоизменили условия награждения. Вызвано это следующим соображением: регулярно публикуемый автор журнала поставлен в неравные условия по сравнению с единичными выступлениями его коллеги — в силу того, что предпочтения читателей распределяются между несколькими работами. Получается, что чем активнее мы приглашаем автора к сотрудничеству, тем меньше у него шансов получить диплом «Если» от имени Большого жюри.
Мы попытались найти компромисс в решении этой проблемы и надеемся, что читатели нас поддержат. В каждом из разделов, где мы просим высказаться по поводу наиболее заметных материалов, опубликованных в журнале, возможны два победителя: автор статьи-лидера и автор, собравший сумму очков по нескольким материалам, равную или превышающую количество упоминаний статьи-лидера. Однако суммируются очки только тех материалов одного автора, которые попали в число «олимпийской шестерки», остальные не учитываются.
Таким образом в разделе «критика» — два дипломанта. Ими стали Евгений Харитонов за статью «Русское поле» утопий» и Дмитрий Володихин за статьи «Синдром дискеты» и «Забытый дом и шумный перекресток», занявшие соответственно второе и четвертое места.
Но вообще по числу упоминаний лидером стала журналистская идея. Читатели выделили весь цикл рецензий о книгах издательства «Новая Космогония». Благодарим всех членов жюри, оценивших этот коллективный труд редакции и ее авторов — и делаем это особенно пылко, поскольку после нашего саморазоблачения в 12 номере редакция получила несколько гневных писем по поводу «мистифицирования публики».
Для читателей, которые желают сверить свои ощущения с оценкой жюри, назовем всю шестерку лучших критических работ. Третью строчку заняли «Бунтари» Роберта Силверберга, пятую — разбор Сергеем Некрасовым романа «Виртуальный свет» Уильяма Гибсона — «Хиппи-энд на обочине», шестую — полемика Спиридона Назарина и Олега Дивова о деструктивизме в фантастике.
Самым заметным публицистическим материалом прошлого года члены Большого жюри назвали литературные воспоминания Владислава Крапивина «След ребячьих сандалий». Второе место в умах читателей прочно заняло новое постановление лидера партии национал-лингвистов Евгения Лукина «Типа декрет об отмене определенности». Третье — обзорная статья Вл.Гакова «Создатели жанра». Далее следуют статьи Дж.Хемри «Как долететь до звезды и вернуться обратно», Олега Лукьяненко «Доктора вызывали?», Дмитрия Байкалова и Андрея Синицына «Истина где-то рядом?».
По разделу «Видеодром» нам предстоит одарить авторов двумя дипломами. Статьей-лидером стали «Наследники Хокусая» Андрея Тупкало, посвященные искусству аниме, но по общей сумме упоминаний вперед вышли две статьи Дмитрия Караваева «Схватки с чудовищами» (третье место) и «Поколение римейка» (пятое). Второе место заняло эмоциональное признание в любви Натальи Милосердовой «Ку, родные!», четвертое — «Бруно, победитель стереотипов» Дмитрия Байкалова, шестое — интервью с Алексеем Германом и Борисом Стругацким о грядущем фильме «Трудно быть богом».
В заключение назовем те литературные произведения, которые выделяют наши читатели. Эта графа в анкете обходится без дипломов, но для редакции она самая дискуссионная, поскольку обозначает литературные ориентиры. Предмет дискуссии, как вы понимаете, не статистика, а ускользающий вопрос, ПОЧЕМУ вам понравилось то или иное произведение.
Но вот вам чисто статистическая выборка — по количеству упоминаний назовем всю десятку лидеров, предлагая проанализировать ее вместе с нами. Помимо упомянутых в главных номинациях произведений отечественных и зарубежных фантастов, мы получили следующие имена: Урсула Ле Гуин «Роза и Алмаз», Нил Геймен «Специальное предложение», Джуди Будниц «Гершель», Андрей Щупов «Дети хлебных времен», Шейн Тортлотт «Дерево Ханой», Эдуард Геворкян «Возвращение мытаря», Брюс Стерлинг и Льюис Шайнер «Моцарт в серебряных очках», Олег Овчинников «Доказательство», Джерри Олшен «Лунное дерево».
Этим списком далеко не исчерпывается количество упомянутых произведений. Среди лучших за год и просто запомнившихся читателями было отмечено более 75% произведений, опубликованных в журнале. Показатель, кажется, неплохой, но куда деть оставшуюся четверть...
Словом, дипломы мы вручим, награды раздадим — и будем работать, стараясь в каждом номере предлагать вам больше интересных, ярких произведений. Оценки членов Большого жюри помогают нам глубже и лучше понять предпочтения читателей, дают возможность уточнить литературный курс журнала. Не сомневайтесь, ваш труд окупится сторицей.
Мы благодарим всех читателей, принявших участие в голосовании. Спасибо!
Редакция журнала «Если»
(c) «Если» 2002, №5