Александр Громов «Погоня за хвостом»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Постапокалиптика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Остатки человеческой расы живут на отдалённой планете, куда их выгнали их же собственные творения, мирмикантропы. Уже два поколения людей ничего не слышали про них, но в один из дней над планетой показался корабль.
Входит в:
— цикл «Галактическая империя»
— журнал «Если 2001'11», 2001 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света», 2003 г.
— сборник «Глина господа бога», 2003 г.
— сборник «Вычислитель», 2009 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2002 // Средняя форма добавлен решением Оргкомитета | |
номинант |
Интерпресскон, 2002 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2002 // Средняя форма, повести |
- /языки:
- русский (5), китайский (1)
- /тип:
- книги (4), периодика (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Я. Ху (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 7 октября 2024 г.
Согласен со многими коллегами-лаборантами в том, что логика фантастических и социальных допущений, введённых в текст автором, хромает на все свои немногочисленные сюжетные ножки. Единственное, во что можно безусловно поверить в этом смысле, так это в то, что люди сами, собственными руками, создали себе будущую погибель. В повести Громова — это, выведенная в результате многочисленных экспериментов, раса мирмикантропов, представляющая собой генетически модифицированных людей (людей ли?) с социальной организацией то ли по типу муравейника, то ли по типу улья. У других авторов и сюжеты, и идеи другие, но основной посыл ясен: причина будущей гибели человеческой цивилизации кроется в нас самих и в нашей неуёмной деятельности. Как там говаривал господин Черномырдин: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
К достоинствам повести можно отнести образы некоторых героев: старейшина Ираклий, Стах, Бранд. В существование именно таких людей можно поверить.
А вот способы маскировки, устройства убежищ и, главное, способ/метод с помощью которого был уничтожен звездолёт, а (особенно!) подготовка к этому мероприятию — у меня вызвали несколько серьёзных вопросов.
Неискушённым — зайдёт. Искушённым и пресыщенным — лучше не читать, будете искать, и обязательно найдёте, к чему придраться.
Читается действительно легко, согласен. Литературно написано весьма неплохо, а про содержание — я всё сказал выше.
netlgbun, 26 августа 2024 г.
Почитал чужие отзывы и обнаружил — почти всё, что я хотел выразить, уже сказано, так что мне остаётся только присоединиться к другим участникам. Для порядка перечислю основные претензии.
1. Повесть резко распадается на первую половину, построенную строго реалистически, и вторую — депрессивно-патологическую и совершенно неправдоподобную во многих отношениях.
2. Повесть перегружена безбожно затянутыми спорными и малосодержательными рассуждениями, причём, что особенно обидно, более всего затянуты те эпизоды, в которых напряжённость сюжета максимальна.
3. Конец невнятный и вызывает недоумение своим показным оптимизмом.
VovaZ, 15 мая 2018 г.
Мрачно-героическая повесть, в стиле раннего Лукьяненко. Не понятно, почему отнесено к циклу «Галактической Империи»
Патетическая любовь спасает остатки человечества. Идея не вызвала восторга, и сюжетная интрига понравилась не слишком.
Произведение не затянуто, читается легко.
heleknar, 14 сентября 2014 г.
Поймали люди двух разнополых сверхчеловеков из ульевого общества. Стали пичкать гормонами и показывать слезливые мелодрамы пополам с эротикой, чтобы из мужчины сделать Ромео, а из женщины Джульетту. Потом Джульетту начать зверски пытать, а Ромео предложить слетать и взорвать родной корабль-улей. «Нас на бабу променял!» ©
«Всякий ребенок знает, что половой диморфизм у рабочих особей мирмикантропов развит крайне слабо, о половой жизни речи нет вообще, а особенности поведения разнополых особей выражены настолько нечетко, что не выходят за рамки обычных флуктуации.»
Вопрос: Зачем вообще улью особи с половым диморфизмом, половыми железами и прочим? Не проще ли сразу рожать одних женщин и немного трутней для оплодотворения маток. Ну хорошо, страховка на случай аварии и гибели всех маток и трутней, чтобы с помощью гормонов можно было развить рабочих особей до генеративных.
* * *
«Самец, судя по биотокам, был встревожен, но не более того. Ни звука, ни движения. Что-то опять было не так.»
По-настоящему Джульетту пытать побрезговали. Сделали кино на компьютере, стали Ромео показывать. Феромоны страха синтезировали, допустим. Ромео не купился, что впрочем логично: при современном развитии компьютерной графики можно хоть Папу Римского пытать на экране. Но неужели люди в самом деле думали, что это сработает?
* * *
"– Каноны красоты — как я раньше об этом не подумала! Матка колонии — вот их канон красоты, иначе и быть не может! Не спи! Как выглядит матка колонии?
– Поищи в фильмотеке, там должны быть документальные кадры. Но я и так скажу: груди по арбузу, обширное отвислое чрево и зад в полтонны. Кажется, они даже не способны сами ходить, мирмикантропы их носят…»
Тогда люди заменили изображение пытаемой Джульетты на изображение пытаемой матки. И Ромео как миленький полетел взрывать свой корабль.
А как собственно у предельно рационального рабочего мирмекантропа возникло такое чувство к матке? Искусства с изображением маток у них нет. Поклонения маткам — тоже нет. Ранее, если рабочий матку и видел, то у него гормональный и эмоциональный фон отсутствовал.
Перековку или ломку сверхчеловека, Громов не смог описать нормально. Хочется кричать: «Не верю!».
Demid, 2 июня 2011 г.
При чтении этой повести у меня были проблемы с верой :smile: как у Станиславского, восклицавшего: «Не верю!» при плохой игре актеров. Так и здесь: то ли герои немного «недовыписаны», то ли сюжет «недопродуман». Непонятны мотивы крайне расчетливых и очень рациональных мирмикантропов убить горстку людей, не беря во внимание ни собственные огромные энергетические затраты (прилет корабля только чего стоит!), ни потери своей живой силы. Да и вообще, из текста неясно чем так люди помешали этим сверхсуществам. Интересно описание ловушек в доме ( в стиле фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход») , но и тут сюжетная идея дает слабину. К чему эти хитроумные ловушки, если дом вместе с его обитателями можно уничтожить банальной бомбой или, что еще проще, с космического корабля?
Концовка, как говорили уже до меня, — слаба.
Ожидал лучшего, а получил чтиво для подростков.
GrininSM, 24 августа 2012 г.
Как-то не совсем понятно, почему рассказ включили в цикл «Галактическая империя». Я не заметил никакой связи.
И сам по себе рассказ как-то не очень. Концовка вовсе глупая. Победили один корабль и все ... ура, победа. А другие корабли уже не прилетят?
И народу совсем не осталось. Это вам не библия — вымрут все. Финита ля комедия.
morbo, 17 августа 2011 г.
С одной стороны я — человек, а потому просто не могу не испытывать сочувствия к людям, чувствуя своё с ними родство. А с другой стороны — мне нравится рационалистичность общества мирмикантропов, их сплочённость, наличие единой объединяющей всё их общество цели — продолжение экспансии, борьба за выживание в соперничестве с другими видами, нравится более совершенное выносливое тело, более развитые органы чувств и т.д. Плохо к ним относиться заставляет в первую очередь то, что они убивают людей, а уже во вторую — латентная зависть, в которой сам себе не хочешь признаться. В глубине души хочется быть более совершенным, рационалистичным, с рождения знать свою цель, работать на благо общества.
Почему мирмикантропы так настойчиво преследуют даже жалкую сотню людей? Просто они способны видеть дальше людей, они не хотят повторить ошибку людей — дать шанс конкурентам развиться и стать сильнее их, как это в своё время сделали люди, упустив мирмикантропов из виду и тем дав им шанс стать сильнее своих создателей.
Эта повесть замыкает цикл «Галактической империи» и является фактически некрологом по человеческой цивилизации.
sham, 4 октября 2009 г.
Судьба человечества, конечно нарисована, мрачная: 180 ПОСЛЕДНИХ людей, ютящихся под землей безвестной планеты. Здесь человек изображен не существом, находящимся на вершине эволюции, а как существо более слабое, а значит в соответствии с законом о выживании — сильнейшие истребляют слабейших... Повесть хороша, но немного сказочна! План главного героя безусловно удивил, а его реализация — буквально восхитила, но эта победа — мелочь: треть населения погибло, будущее так и не ясно. Несмотря на попытку автора сделать позитивный финал, понимаешь, что человек не выживет, его место жительства обнаружено, и за этим кораблем прибудет другой! Это не победа — это отсрочка... Обидно даже не быть, а ОСОЗНАВАТЬ себя динозавром, и что время твоего рода заканчивается... остаются считанные годы до окончательного вымирания...
Yazewa, 1 декабря 2010 г.
Слабо, по-моему. Именно идея сюжетная — слабая.
Караидель, 17 октября 2010 г.
Как всегда у Громова отличные завязка и развитие сюжета, но концовка заметно слабее, что вызывает изрядную досаду. Но читается всё равно с удовольствием, благодаря тщательно выписанным миру и героям, с массой «вкусных» подробностей. Один вход в жилище главного героя чего стоит;о)
Sunlight, 12 июня 2009 г.
Перед этой книгой читал тысячу и один день, в предчуствии хорошей повести — включил на плеере данное произведение, заинтересовало название романа — почему пришла мысль что произведение названо так не случайно, но название не отображает содержание книги, как в мягкой посадке, которая мне очень понравилась. В книге сразу же насторожило очень затянутое начало — это же повесть, а следовательно по объему книга не велика — так что это сразу не понравилось — вот к примеру в Вычислителе произведение сразу вступает в активную фазу, а тут ничем не оправданная резина. Потом вроде стало интересней — когда начался эксперимент, а вот концовка получилась крайне скомканной, дочитав книгу возникает ряд вопросов по сюжету и вопросы общие : К чему это было написано — какова смысловая нагрузка? Где привычные, действительно интересные размышления Громова, которыми так блещут многие из его произведений. Вообщем как то слабенько и нудноватенько...
Kriptozoy, 29 июня 2008 г.
Прочитав повесть, я в очередной раз убедился, что творчество А.Н.Громова очень сильно разнится от произведения к произведению с точки зрения сбалансированного суждения о нём. Иногда бывает такое: прочитаю рассказ и думаю, что весьма и весьма заслуженно писателя называют (ну, или называли) лучшим в отечественной НФ. А порой, с трудом одолев тяжелый, плотный текст, понимаю, что это совершенно, ну вот АБСОЛЮТНО не моё.
Вот и в данном случае: потратил на чтение несколько дней (ну никак не шло) с мыслью поскорее добраться до финала и приступить к чему-нибудь другому. А когда дочитал, понял, что лучше бы не мучился и бросил на середине, потому что концовка была и так ясна. Правда в одном месте я почувствовал что-то вроде азарта. Это когда очень уж долго не удавалось разбудить в мирмикантропе хоть что-то «человеческое». За это немного повысил оценку. А вот основная идея... Вот послушайте в кратце: человечество сумело создать генетически модифицированных существ. Практически идеальных, эмоционально уравновешенных, с нечеловеческой силой, почти неуязвимых, иначе размножающихся и т.д. И эти зачеловеки тут же решили истребить своих «предтеч», что и стали вполне успешно проделывать. И даже когда крошечные остатки человечества решили укрыться на отдаленных планетах, зачеловеки и тут не успокоились, а стали истреблять всех подчистую. Почему? В чём причина? Я так и не понял. Не поверил.
ZiZu, 16 августа 2007 г.
Пиррова победа. Погибла одна треть населения. У них и так уже начинались проблемы с генофондом, а теперь вымирание рассы гарантировано. Но идея довольно симпатична.
drgre, 2 ноября 2007 г.
Хорошая, но, на мой взгляд, достаточно слабо раскрытая, идея.
Сложно писать «коротко и в точку», и в данном случае автору это не совсем удалось.
Сильнее всего пострадала концовка.
navin, 27 августа 2007 г.
Мне тоже понравилось начало и середина,а вот концовка как то не впечатлила.Но в общем очень и очень неплохо.