«Сталкер»Андрея Тарковского — шедевр мирового искусства. Фильм, который перевернул представление о том, каким может быть кино. Какое влияние оно может оказывать на человека.
Сколько мифов, легенд, историй соткано вокруг этой картины. Помогает ли большинство из них разобраться в ней? Вряд ли.
За исключением тех свидетельств, которые рассказаны людьми, всё видевших своими глазами. Теми, кто участвовал в создании шедевра.
Таких людей осталось немного. Единицы.
Один из них — Евгений Васильевич Цымбал. Выдающийся кинорежиссер. Обладатель премии британской киноакадемии (BAFTA) за фильм «Защитник Седов».
А в 1976 году он начал свою работу в съемочной группе «Сталкера». И он один из немногих, кто прошел этот путь до конца. Сегодня он наш Вергилий в странном и запутанном мире «Сталкера».
Таймкоды:
00:00 Тизер
01:50 Кто такой Андрей Тарковский в 1976 году — в момент начала съемок «Сталкера»
03:10 Какие у Тарковского отношения с киносообществом: Бондарчук, Герасимов, Юткевич, Козинцев, Ромм
04:55 Тарковский и фантастика, судьба картины «Солярис»
06:15 Как Тарковский обратил внимание на повесть «Пикник на обочине»
08:03 Запись в дневнике Тарковского: «Из этой повести может получиться интересный сценарий для кого-нибудь»
09:04 Суперзвезды своего времени: Борис и Аркадий Стругацкие
11:53 Реклама о том, как помочь потерявшемуся человеку с деменцией
13:52 Как возникло и что значит слово «сталкер»
14:38 Почему Тарковскому разрешили снимать «Сталкер»
17:11 Замечательный мастер: художник фильма Александр Бойм
18:19 Абсолютная звезда: оператор Георгий Рерберг
18:45 Как и где искали натуру для картины: мир после глобальной катастрофы
23:24 Реклама о самом большом каталоге книг в России
26:24 «А Алису Фрейндлих не хотите?»
28:48 Пробы Марины Неёловой: «Мужики не дали бы ей страдать пять лет»
29:48 Актерские пробы и «отрицательное поле» жены Тарковского — Ларисы Тарковской
31:20 И наконец пробы Алисы Фрейндлих
33:24 «Кого ж мы будем снимать – актрису или Ларису?»
34:20 Уникальные декорации, которые построил в павильоне в Москве Александр Бойм
35:08 И снова поиск натуры: брошенная электростанция в Эстонии
35:57 Параллельная работа Тарковского: «Гамлет», обустройство дома в Мясном и мечты о том, чтобы уехать в деревню и разводить гусей
38:57 «Мы все плохо понимали, что он хочет»
40:09 Георгий Рерберг — Аркадию Стругацкому: «Ну вы тоже не Достоевский»
41:53 Самая сложная сцена (которая в итоге не вошла в фильм)
46:07 Как вели себя артисты на площадке? Кодекс поведения на площадке
47:07 «С предметами мне было тяжелее, чем с актёрами». Солоницын, Кайдановский, Гринько
49:05 История про брак плёнки (трижды) и признание Тарковского: снимаем не то
52:55 «На него навешали всех собак»
54:45 «День промыт как стекло» – манера оператора Леонида Калашникова
54:58 «Двух гениев на одной площадке быть не может»
55:58 Сорок дней простоя, инфаркт Тарковского, бутафорские листья на деревьях, и наконец, консервация фильма
57:54 Производство возобновляется: главный герой начинает меняться на глазах
01:00:00 «Женя, ну проявите немного фантазии!». Как снималась сцена панорамы на дне ручья
01:02:05 Листок календаря с датой смерти Тарковского
01:02:45 «Жень, а теперь попробуйте поймать лягушку»
01:04:15 История про собаку (или лису, которая будет ходить по кадру там, где нам нужно). Собака по имени Рэнди Раймо, которую даже поставили в титры
01:09:28 Третий оператор на картине: Александр Княжинский
01:09:52 Как снималась сцена с пролетающей птицей
01:14:20 «Заклинание стаканов»
01:16:07 Как прошла премьера «Сталкера» на Мосфильме
режиссёр: Андрей Тарковский, сценарий: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий в ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно, Е. Костин, Раймо Ренди, Владимир Заманский
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам,...
Собственно, заголовок полностью исчерпывает всё содержание настоящей колонки. И всё таки — подробнее. Вчера известный кино-Ютуб-блогер по прозвищу GreenGrass опубликовал свой очередной (а по моим расчетам — так и вовсе 234-й) видеоролик, посвященный в данном случае производственной и прокатной истории сверхпопулярной в недавнем прошлом киберпанк-франшизы "Матрица", созданной сценарно-режиссёрским дуэтом братьесестёр Вачовски. Ну и подвёл итог всей этой завораживающей истории, означающий, что Матрица наконец умерла и теперь уже вряд ли когда-нибудь возродится. Да и слава Богу, наверное, — ведь не так уж приятно служить для будущего ИскИна батарейкой, — и это не слишком достойный финал для всей человеческой цивилизации и технического прогресса:
В своем новом видеоролике, посвященном телесериалу "Андор"(ролик опубликован сегодня, причем чуть ли не одновременно с публичными выступлениями некоторых важных политических деятелей — хотя это, наверное, всё-таки чистая случайность), небезызвестный Ютуб-блогер RocketMan продемонстрировал не только сильно выросший уровень владения инструментами видеомонтажа и программами спецэффектов, но и всё более глубокое забуривание в иронический подтекст, виртуозно и довольно уместно перемешав события и героев "Звёздных войн" с пассажами и героями "Семнадцати мгновений весны", а также с намёками на разные фашистские империи из нашей реальной истории, причем не только, как мне показалось, гитлеровского рейха:
Лектор: Анастасия Торопова — кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии РГУ НЕФТИ И ГАЗА (НИУ) им. И. М. Губкина, главный редактор философского журнала "Пир", лектор проекта "Интеллектуальные среды".
🔸 Лекция "Жанр ужасов. Монстры в кино"🔸
Вещи современной культуры – это материализованные философские идеи. Современного кинозрителя пугают ведьмы, вампиры, оборотни, чудовище Франкенштейна, клоун-убийца, Фредди Крюгер, ксеноморф, Ктулху, Ганнибал Лектор и многие другие. Но у них есть нечто общее — они преступают границы, установленные обществом. В кинематографе создается особая монструозная телесность, которая визуально подчеркивает идею зла.
Если модернового человека легко напугать, так как у него есть жесткие представления о норме и патологии, то что пугает постмодерниста? Существует ли постмодернистский хоррор?
На лекции Анастасии Тороповой будут подняты вопросы:
— Как конструируется монструозная телесность?
— Чем на мировоззренческом уровне монстры пугают людей?
— Почему в постмодерновом хорроре монстры боятся людей?
***
🔸 Лекция "Философские идеи Говарда Филлипса Лавкрафта"🔸
В рамках проекта "Ночь в библиотеке" прошла лекция, посвященная творчеству Говарда Филлипса Лавкрафта, его стилю письма, концептуальному персонажу его рассказов, а также методу конструирования письма человека, столкнувшегося с Иным.
Из лекции вы узнаете:
— Что общего между Лавкрафтом и Шопенгауэром?
— Как на мировоззренческом уровне Лавкрафт пугает одних, но не пугает других, и почему так происходит?
— Как герои Лавкрафта используют риторические приемы для описания неописуемого?
«Я Дмитрий Гуменный рад представить вам большой фильм "По Студиям" о культовых мультипликаторах и художниках-постановщиках, которые придумали образы всеми любимых нами героев советских мультфильмов. А именно: Чебурашку, Кота Леопольда, Антошку, Братьев Пилотов, Мамонтенка, Крошку Енота, Котенка Гав, Алису, Громозеку, Пластилиновую Ворону, Бременских музыкантов и многих других. Герои интервью: Игорь Ковалев (студия Пилот), Леонид Шварцман, Ольга Орлова, Леонид Носырев, Вячеслав Назарук. Так же в фильме приняли участие и известные композиторы, такие как: Геннадий Гладков, Александр Зацепин.
Я посчитал своим долгом найти этих людей и показать их истории.
В этом фильме вы впервые узнаете подробности создания таких мультипликационных картин как: Тайна Третьей Планеты, Следствие ведут колобки, Пластилиновая Ворона, Антошка, Два веселых гуся, Крокодил Гена, Приключения кота Леопольда, Мама для мамонтёнка, Крошка Енот, Его жена курица, Бременские музыканты и др.
Поговорили о создании персонажей, правах на них и об использовании советского мультипликационного наследия в современной России.
Поэтому присаживайтесь по удобнее, этот фильм о советской анимации/мультипликации именно для вас!»
***
Основные моменты:
0:00 Анонс
0:34 Кто придумал "Антошку"?
4:22 Кто придумал "Крошку Енота"?
4:41 Кто придумал "Братьев Пилотов"? (Следствие ведут колобки)
11:39 Почему у Братьев Пилотов такие странные носы?
14:04 Кто нарисовал персонажей в "Тайне Третьей Планеты"?
20:51 Кто написал музыку для Бременских музыкантов?
27:45 Кто придумал образ Чебурашки?
30:02 Музей Союзмультфильма
32:17 Кто был прототипом Крокодила Гены?
34:35 Как создавался Кот Леопольд?
38:31 Как создавалась "Веселая карусель"? Для чего?
43:55 Как создавалась "Пластилиновая ворона"?
48:55 Как были придуманы Громозека и Алиса в "Тайне Третьей Планеты"?
55:25 Кто написал музыку для "Тайны Третьей Планеты"?
58:40 История создания мультфильма "Мама для мамонтенка"
1:01:57 Как появилась фраза "Ничего не понимаю" в м/ф "Падал прошлогодний снег" и "Колобках"?
1:04:30 Что значит фраза "Убил дедушку лопатой"?
1:06:08 О "Ёжик в Тумане" и Юрии Норштейне
1:07:51 Для чего я снял этот фильм? И кого не удалось показать?
1:10:44 Как выглядят оригинальные кадры из мультфильмов и раскадровки? (целлулойд)
1:13:00 Экскурсия по мастерской создателя "Антошки" — Леонида Носырева
1:16:03 Как и кем создавалась заглавная мелодия для "Колобков"? О Юрии Чернавском
1:20:50 Как создавалась песня "Улыбка"? О Шаинском
1:22:16 О популярности "Тайны Третьей Планеты" заграницей
1:23:16 Какие неточности
1:24:43 Как создают новое "Простоквашино"?
1:29:53 Стоит ли детям смотреть мультфильмы?
1:32:02 Почему Кот Леопольд везде в тапочка и с бантом??
1:33:40 Как выглядел Кот Леопольд в детстве?
1:36:51 Какие сцены в "Бременских Музыкантах" и "Катерке" сделал наш герой?
1:40:46 О чём мультфильм "Его жена курица"??
1:48:27 Как живет Вячеслав Назарук? Обзор Мастерской
1:49:19 Был ли прототип у Кота Леопольда и мышей?
1:50:19 У мышей из Кота Леопольда есть имена? Какие?
1:50:48 Как был нарисован автомобиль Кота Леопольда? Что за марка?
1:52:18 О создании мультика "Волшебное кольцо"
1:53:58 Игорь Ковалев о работе в Nickelodeon и Klasky Csupo. Переезд в США
1:54:38Наш герой создавал Симпсонов? Как так получилось?
1:56:06"Ох уж эти детки!" их создавал наш соотечественник!
2:01:26 Что сейчас с наследием и мультфильмами "Объединения ЭКРАН"? Разграбили?
2:05:38 О создании "Настоящие монстры" для Nickelodeon
2:07:47 О проблемах с правами на "Кота Леопольдах" и судами
2:10:09 Чем сейчас занимается Ольга Орлова (худ.постановщик "Тайны Третьей Планеты")
2:11:37 Новые серии старых мультфильмов — Это хорошо или плохо?
2:12:40 Почему современные мультфильмы упрощаются?
2:15:05 Нужно ли продолжать "Простоквашино" и "Ну, погоди!"?
2:16:30 Есть ли отчисления у создателей персонажей мультфильмов?