«Расширенная Вселенная DC (DCEU)» – американская медиафраншиза и общая Вселенная; серия фильмов о супергероях производства DC Studios и распространения Warner Bros. Pictures. Она основана на персонажах американских комиксов, изданных DC Comics. В DCEU также входят комиксы, короткометражные фильмы, романы и видеоигры. DCEU создаётся путём пересечения общих элементов сюжета, настроек, актёрского состава и персонажей. Существует с 2002/2008 г.
Пятнадцатый фильм DCEU, «Аквамен и Затерянное королевство», вышел в прокат в декабре 2023 г.
DCEU – восьмая по кассовым сборам кинофраншиза мира и четвёртая по кассовым сборам франшиза о супергероях, собравшая в мировом прокате более $7 млрд.
Самым кассовым фильмом по мотивам комиксов DC является «Аквамен» (2018), заработавший более $1,15 млрд по всему миру. Однако восемь из пятнадцати фильмов не смогли выйти в безубыток.
Приём франшизы был в целом неоднозначным среди критиков и фанатов.
Женщина-кошка [Catwoman] (2004). Пейшенс Филлипс, графический дизайнер обнаруживает заговор внутри косметической компании, в которой она работает, связанный с опасным продуктом, который может вызвать серьёзные проблемы со здоровьем. После того, как её обнаружили и убили заговорщики, Пейшенс возрождается египетской кошкой мау, которая наделяет её сверхчеловеческими кошачьими способностями, позволяющими ей стать супергероиней Женщиной-кошкой. Семь номинаций на премию «Золотая малина», выиграв за худший фильм, худшую актрису (Берри), худший режиссёр и худший сценарий. Бюджет $100 млн, сборы $82.4 млн.
Возвращение Супермена [Superman Returns] (2006) – шестая и последняя часть в оригинальной серии о Супермене; сиквел к «Супермену» (1978), «Супермену II» (1980), «Супермену III» (1983), «Супергёрл» (1984) и «Супермену IV: В поисках мира» (1987). Супермен, возвращающийся на Землю после пятилетнего отсутствия, обнаруживает, что его возлюбленная Лейн продолжила свою жизнь и что его заклятый враг Лютор замышляет план убить его и переделать Северную Америку. Бюджет $204-223 млн, сборы $391,1 млн. Warner Bros. был разочарован кассовыми сборами и в результате отменил сиквел, который должен был выйти в 2009 г. Серия фильмов «Супермен» была полностью перезапущена в 2013 г. с «Человеком из стали» и должна быть перезапущена снова в 2025 г. с новым «Суперменом».
Зелёный фонарь [Green Lantern] (2011) – первый фильм DC со времён «Женщины-кошки» (2004), не связанный с Legendary Pictures. Фильм рассказывает историю Хэла Джордана, лётчика-испытателя, который выбран, чтобы стать первым человеком-членом межгалактической полиции под названием Корпус зелёных фонарей. Ему дают кольцо, которое наделяет его сверхспособностями, и он должен противостоять Параллаксу, существу, которое угрожает нарушить баланс сил во Вселенной, в то время как на Земле снова возникает новая угроза. Бюджет $200 млн, сборы $220 млн. Первоначально также предполагалось запустить кинофраншизу, основанную на персонажах DC. Однако из-за разочарования критиков и рекламы фильма Warner Bros. отказался от планов на продолжение, решив вместо этого использовать «Человека из стали» (2013) в качестве официального старта «Расширенной вселенной DC» через два года после выхода «Зелёного фонаря».
Человек из стали [Man of Steel] (2013) – первая часть в DCEU. Фильм представляет собой перезагрузку серии фильмов о Супермене, изображающую историю происхождения персонажа. Кларк Кент узнаёт, что он сверхмощный пришелец с планеты Криптон. Он берёт на себя роль защитника человечества в роли Супермена, делая выбор встретиться лицом к лицу с генералом Зодом и помешать ему уничтожить человечество. Бюджет $225-258 млн, сборы $670,2 млн.
Бэтмен против Супермена: На заре справедливости [Batman v Superman: Dawn of Justice] (2016) – продолжение фильма «Человек из стали» 2013 и второй фильм в «Расширенной вселенной DC» (DCEU). Бен Аффлек в роли Бэтмена и Генри Кавилл в роли Супермена. Это первый фильм, в котором Бэтмен и Супермен появляются вместе, а также первое живое киновоплощение Чудо-женщины. В фильме криминальный гений Лекс Лютор манипулирует Бэтменом, чтобы тот вступил в превентивную схватку с Суперменом, которого Лютор одержим идеей уничтожить. Бюджет $250-325 млн, сборы $874,4 млн.
Отряд самоубийц [Suicide Squad] (2016) – третья часть «Расширенной вселенной DC» (DCEU). В фильме секретное правительственное агентство во главе с Амандой Уоллер нанимает заключённых суперзлодеев для выполнения опасных секретных миссий и спасения мира от серьёзной угрозы в обмен на смягчение приговора. Фильм получил негативные отзывы критиков, которые хвалили актёрскую игру и грим, но резко критиковали монтаж, темп, визуальные эффекты и несоответствие тона. «Оскар» за лучший грим и причёски; единственный фильм DCEU, получившим премию «Оскар». За ним последовал спин-офф фильм «Хищные птицы» (2020). Бюджет $175 млн, сборы $749,2 млн.
Чудо-женщина [Wonder Woman] (2017) – четвёртая часть «Расширенной вселенной DC» и приквел к «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016). Принцесса Диана Амазонки намеревается остановить Первую мировую войну, полагая, что конфликт был начат давним врагом амазонок Аресом после того, как американский пилот и шпион Стив Тревор совершил аварийную посадку на их острове Фемискира и сообщил ей об этом. Персонаж создан в рассказах Уильяма Моултона Марстона 1940-х годов. Бюджет $149 млн, сборы $824 млн. Американский институт кино выбрал его в качестве одного из десяти лучших фильмов 2017 г.; премия Хьюго за лучшую драматическую постановку в 2018 г. Продолжение – «Чудо-женщина 1984» – было выпущено в декабре 2020 г. Планировался третий фильм, но был отменён из-за реорганизации DC Films в DC Studios в 2022 г.
Лига справедливости [Justice League] (2017) – пятая часть в DCEU. В фильме после событий «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» (2016) Бэтмен и Чудо-женщина нанимают Флэша, Аквамена и Киборга после смерти Супермена, чтобы спасти мир от катастрофической угрозы со стороны Степного волка и его армии Парадемонов. Бюджет $300 млн, сборы $661,3 млн; один из самых дорогих когда-либо снятых фильмов.
Аквамен [Aquaman] (2018) – шестой фильм в DCEU. Артур Карри / Аквамен намеревается возглавить подводное царство Атлантиды и помешать своему сводному брату, королю Орму (Патрик Уилсон) объединить семь подводных королевств для уничтожения наземного мира. Дольф Лундгрен и Николь Кидман во второстепенных ролях. Бюджет $160-200 млн, сборы $1,152 млрд.
Шазам! [Shazam!] (2019) – седьмая часть в DCEU. Фильм рассказывает о подростке Билли Бэтсоне, которого древний волшебник Шазам выбрал своим новым чемпионом, произнеся имя «Шазам», что позволило ему превратиться во взрослого супергероя с различными сверхспособностями. Билли и его приёмный брат Фредди Фримен должны открыть в себе новые способности Билли, чтобы остановить зло доктора Таддеуса Сивану и Семь смертных грехов. Бюджет $90-100 млн, сборы $367,8 млн.
Джокер [Joker] (2019) – психологический триллер по мотивам персонажей DC Comics. Действие происходит в 1981 г. и следует за Артуром Флеком, неудавшимся клоуном и начинающим стендап-комиком, чьё впадение в психическое заболевание и нигилизм вдохновляет жестокую контркультурную революцию против богатых в загнивающем Готэм-Сити. Роберт Де Ниро, Зази Битц и Фрэнсис Конрой исполняют роли второго плана. Премьера на Венецианском кинофестивале, где он получил «Золотого льва». Две премии «Оскар». Бюджет $55 млн, сборы $1,079 млрд; первый фильм с рейтингом R, получивший такой результат. Сиквел «Джокер: Фоли-а-де» вышел в прокат 4 октября 2024 г.
Хищные птицы (и невероятная эмансипация Харли Квинн) (также «Харли Квинн: Хищные птицы» или просто «Хищные птицы») [Birds of Prey (and the Fantabulous Emancipation of One Harley Quinn) (also known as Harley Quinn: Birds of Prey, or simply Birds of Prey)] (2020) – восьмая часть «Расширенной вселенной DC» (DCEU) и спин-офф и продолжение фильма «Отряд самоубийц» (2016). В фильме рассказывается о Харли Квинн, которая после разрыва с Джокером сталкивается с угрозой со стороны криминального авторитета Готэм-сити Романа Сиониса и объединяется с Хеленой Бертинелли, Диной Лэнс и Рене Монтойей (которые образуют «Хищных птиц»), чтобы спасти Кассандру Кейн. Бюджет $82-100 млн, сборы $205,5 млн.
Чудо-женщина 1984 [Wonder Woman 1984] (2020) – продолжение «Чудо-женщины». В главных ролях Галь Гадот в роли Дианы Принс / Чудо-женщины, а также Крис Пайн. Действие происходит в 1984 г. во время Холодной войны, когда Диана и её бывший возлюбленный Стив Тревор противостоят Максвеллу Лорду и Гепарду. Погибший в первом фильме Пайн (во время WWI) возвращается таинственным образом к жизни, вселившись в тело другого человека. Бюджет $200 млн, сборы $169,6 млн.
Отряд самоубийц [The Suicide Squad] (2021) – отдельное продолжение фильма «Отряд самоубийц» (2016) и десятый фильм в «Расширенной вселенной DC» (DCEU). Несколько заключённых присоединяются к отряду, известному как «Отряд самоубийц», в обмен на более мягкий приговор. Их отправляют на южноамериканский островной континент Корто-Мальтезе, чтобы уничтожить все следы гигантской инопланетной морской звезды Старро-Завоевателя до того, как она попадёт под контроль местных властей. В отличие от своего предшественника, фильм получил положительные отзывы критиков и стал самым популярным фильмом DCEU на HBO Max. Бюджет $185 млн, сборы $169 млн.
Чёрный Адам [Black Adam] (2022) – одиннадцатый фильм в DCEU. Звёзды: Дуэйн Джонсон, Пирс Броснан. Тет-Адам / Чёрный Адам – древний сверхчеловек, которого группа археологов освобождает из своего магического заточения, чтобы освободить нацию Кандак от преступного синдиката Intergang, местный лидер которого планирует заполучить древнюю реликвию под названием «Корона Дьявола», дающую власть... Бюджет $190-260 млн, сборы $393,5 млн; кассовая бомба из-за неспособности к безубыточности.
Шазам! Ярость богов [Shazam! Fury of the Gods] (2023) – 12-я часть DCEU. Продолжение Shazam! Кассовая бомба: бюджет 110-$125 млн, сборы $134 млн. Дочери Титана Атласа, врываются в музей Акрополя в Афинах, Греция, и крадут сломанный посох Волшебника. Они относят его Волшебнику, который был заключён в тюрьму в Царстве Богов, и заставляют его починить посох, чтобы восстановить его силу. Билли Бэтсон / Шазам и его приёмные братья и сёстры сражаются с Дочерьми Атласа.
Флэш [The Flash] (2023) – 13-й фильм в расширенной вселенной DC (DCEU), спродюсированный DC Films. Эзра Миллер играет Барри Аллена (Флэш), который отправляется в прошлое, чтобы предотвратить смерть своей матери, и застревает в альтернативном прошлом. Критики хвалили юмор, боевые сцены и актёрскую игру, но критиковали визуальные эффекты. Мне же понравилось всё, включая эффекты. Бюджет $200–220 млн, сборы $271,4 млн.
Синий Жук [Blue Beetle] (2023) – 14-й фильм в расширенной вселенной DC (DCEU), снятый DC Films. Ксоло Маридуэна играет мексиканца Хайме Рейеса, недавнего выпускника колледжа, который получает доспехи Синего Жука, наделяющие его сверхспособностями, после того как его случайно выбрала древняя инопланетная реликвия, известная как Скарабей. Бюджет $104-125 млн, сборы $130,8 млн.
Аквамен и Затерянное королевство [Aquaman and the Lost Kingdom] (2023) – 15-й и пока последний фильм DCEU. Аквамен должен работать со своим сводным братом Ормом, чтобы помешать Чёрной Манте убить его семью и использовать проклятый Чёрный Трезубец, чтобы перегреть мир во время поисков потерянного Седьмого королевства морей. Бюджет $205-215 млн, сборы $434,4 млн.
Дэдпул и Росомаха [Deadpool & Wolverine] – супергеройский фильм, основанный на комиксах Marvel с участием персонажей Дэдпула и Росомахи. Распространяется Walt Disney Studios Motion Pictures. Это 34-й фильм в Кинематографической вселенной Marvel и продолжение «Дэдпула» (2016) и «Дэдпула 2» (2018). Звезда: Хью Джекман. Дэдпул узнает, что Управление по отклонениям во времени планирует уничтожить его вселенную, и вместе с Росомахой из другой вселенной пытается их остановить. Управление по изменению времени (TVA) является организацией вне времени, которая следит за Священной Временной линией и более широкой мультивселенной. Бюджет $200 млн; сборы $1,338 млрд.
Дюна: Часть вторая [Dune: Part Two] – эпический научно-фантастический фильм. Продолжение «Дюны» (2021), вторая часть двухсерийной экранизации романа «Дюна» Фрэнка Герберта 1965 г. Пол Атрейдес объединяется с народом фрименов с пустынной планеты Арракис, чтобы вести войну против Дома Харконненов. Бюджет $190 млн; сборы $714,4 млн.
Годзилла против Конга: Новая империя [Godzilla x Kong: The New Empire] – фильм о монстрах. Legendary Pictures и Warner Bros. Pictures. Это продолжение фильма «Годзилла против Конга» (2021) и пятый фильм франшизы «Монстр-вселенная», а также 38-й фильм франшизы «Годзилла» и 14-й фильм франшизы «Кинг-Конг». Конг встречает больше представителей своего вида в Полой Земле и должен снова объединиться с Годзиллой, чтобы остановить тиранического короля Скар и могущественного, дышащего морозом Шимо от вторжения на поверхность Земли. Бюджет $135-150 млн; сборы 571,8 млн. Самый кассовый фильм Монстроверсии, а также во франшизах Годзилла и Кинг-Конг. Выход продолжения намечен на 2027 г.
Королевство планеты обезьян [Kingdom of the Planet of the Apes] – научно-фантастический боевик. 20th Century Fox. Это четвертая часть серии фильмов о Планете обезьян в перезагрузке и десятый фильм в целом; отдельно продолжение «Войны за планету обезьян» (2017). Действие происходит спустя много поколений после событий «Войны» и рассказывает о Ноа (Ной), молодом охотнике-шимпанзе, которая отправляется в путешествие вместе с Мэй, женщиной-человеком, чтобы определить будущее как для обезьян, так и для людей. Бюджет $160 млн; сборы $397,4 млн.
SciFi/ Fantasy
Битлджус Битлджус [Beetlejuice Beetlejuice] – темное фэнтези, комедия ужасов. Реж. Тим Бертон. Продолжение «Битлджус» (1988). Майкл Китон, Вайнона Райдер и Кэтрин О'Хара повторяют свои роли. Действие происходит через 30+ лет после выхода первого фильма Beetlejuice. В нем рассказывается о Лидии Дитц, ныне матери, изо всех сил пытающейся сохранить свою семью. Ее дочь похищает призрак-убийца в мир мертвых, чтобы самому остаться в мире живых… Бюджет $100 млн, сборы $408 млн.
Мадам Веб [Madame Web] – супергеройский фильм о персонаже комиксов Marvel. Это четвертый фильм во Вселенной Человека-паука от Sony. Предыстория Кэсси Уэбб, которая сталкивается со своим прошлым, пытаясь спасти трех молодых женщин от Иезекииля Симса, который хочет убить их до того, как они станут Женщинами-пауками в будущем и убьют его. Columbia Pictures/ Marvel Entertainment. Бюджет $100 млн; сборы $100,5 млн. Фильм провалился в прокате.
Космонавт [Spaceman] – научно-фантастическая драма. Фильм основан на романе 2017 г. «Космонавт из Богемии» Ярослава Кафларжа. Звезды: Адам Сэндлер, Изабелла Росселлини. Рассказ о чешском астронавте, отправленном на край Солнечной системы (за Юпитером), который встречает существо, помогающее ему решить земные проблемы. Премьера на Берлинском кинофестивале. Распространяется Netflix. Бюджет $40 млн.
Мятежная Луна – Часть вторая: Даритель [Rebel Moon – Part Two: The Scargiver] – космическая опера. Прямой сиквел «Луна–повстанец – Часть первая: Дитя огня» (2023). Действие фильма происходит на луне Вельд, где Кора и команда воинов отваживаются помочь фермерам защитить свой дом от Материнского мира и сражаться за него. Как и его предшественник, фильм получил в основном негативные отзывы критиков. С моей точки зрения, это достаточно интересная фантастика; смотреть можно. Бюджет $166 млн. Распространяется Netflix.
[Часть первая: в вымышленной галактике правит империалистический Материнский мир, чья армия, Империум, угрожает деревне на луне Вельдт. Кора, бывшая солдат Империума, отправляется на поиски воинов со всей галактики, чтобы дать отпор Империуму до того, как они вернутся на Вельд.]
ЕСЛИ [IF] – фэнтези, комедийная драма. Сочетая живое действие и анимацию, фильм рассказывает о молодой девушке (Флеминг), которая проходит через трудный опыт и начинает понимать, что все воображаемые друзья, которые остались позади, когда их настоящие дети выросли. Бюджет $110 млн; сборы $190,3 млн. Распространяется Paramount Pictures.
Фуриоза: Сага о Безумном Максе [Furiosa: A Mad Max Saga] – постапокалиптический боевик. Приквел фильма «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015) и история происхождения его персонажа – девушки Фуриоза. В детстве ее похищают головорезы, убив мать. Она вырастает за 10 лет в боевика, который всем отомстит смертью. Бюджет $168 млн; сборы $173,8 млн. Распространяется Warner Bros. Pictures.
Атлас [Atlas] – научно-фантастический боевик. Главная роль и продюсер Дженнифер Лопес. Она играет высококвалифицированного аналитика по борьбе с терроризмом по имени Атлас, которая скептически относится к искусственному интеллекту и понимает, что он может стать ее единственным спасением после провала миссии по поимке робота-нарушителя. Фильм неплохой. Выпущен Netflix. Фильм имел успех на Netflix, попав в топ-10 платформы в 93 странах, включая первое место в 71 из них. Бюджет $100 млн.
Бойся [Afraid] – научно-фантастический фильм ужасов. Columbia Pictures/ Sony Pictures Releasing. В центре сюжета – семья, в которой умный дом ИИ все больше вторгается в их жизнь. Бюджет $12 млн; сборы $12,6 млн. Распространяется Sony.
Уроды [Uglies] – научно-фантастическая драма. Фильм основан на одноименном романе Скотт Вестерфельд. Сюжет сосредотачивается вокруг будущего постапокалиптического антиутопического общества, в которой люди считаются «некрасивыми», пока они не пройдут пластическую хирургию в возрасте 16 лет. Негативные отзывы критиков. Распространяется Netflix. Бюджет $120 млн; сборы $10,4 млн.
Мегалополис [Megalopolis] – эпический научно-фантастический фильм. Сценарий, реж. и продюсер Фрэнсис Форд Коппола. Действие происходит в альтернативном Нью-Йорке 21 в. («Новый Рим») и следует за дальновидным архитектором Цезарем Катилиной, который вступает в конфликт с коррумпированным мэром Франклином Сисеро, который выступает против планов Каталины по возрождению Нового Рима путем строительства футуристической утопии «Мегаполис». В фильме много отсылок к римской истории, в частности к заговору катилинариев 63 г. до н.э. и переходу от Римской республики к Римской империи. Фильм мастера с громким именем; стоит посмотреть. Бюджет $120-136 млн; сборы $13,7 млн.
Всё будет по-другому [Things Will Be Different] – научно-фантастический триллер. Брата и сестра – грабители, которые используют путешествия во времени, чтобы залечь на дно после своих преступлений.
Веном: Последний танец [Venom: The Last Dance] – фильм о супергероях. Заключительная часть трилогии «Веном», следующая за фильмами «Веном» (2018) и «Веном: Да придет зло» (2021), является пятым фильмом во Вселенной Человека-паука от Sony. Бюджет $120 млн; сборы $456,4 млн.
Властелин колец: Война Рохирримов [The Lord of the Rings: The War of the Rohirrim] – предстоящий анимационный фэнтезийный фильм. Продюсеры: New Line Cinema, Warner Bros. Действие разворачивается за 183 года до трилогии «Властелин колец» Питера Джексона (2001-2003) и рассказывает историю Хелма Молоторука, легендарного короля Рохана, и его семьи, защищающих свое королевство от армии данлендингов. «Властелин колец: Война Рохиррима» выйдет в прокат в США 13 декабря 2024 г.
Муфаса: Король Лев [Mufasa: The Lion King] – предстоящий музыкальный драматический фильм. Фильм, спродюсированный Walt Disney Pictures, является фотореалистичной анимацией и одновременно приквелом и сиквелом ремейка 2019 г. фильма 1994 г. «Король Лев». «Муфаса: Король Лев» выйдет в прокат в США 20 декабря 2024 г.
Баскаков Владимир — советский киновед и функционер кино написал в своё время несколько идеологически выверенных и "правильных" книг о нашем и не нашем кинематографе (например «Борьба идей в мировом кинематографе» (1974), «Противоречивый экран» (1980), «Агрессивный экран Запада» (1986), и т.д.). Тем удивительнее было прочитать его статью "перестроечного" периода об Евгении Замятине в кинематографе и не только. Немало интересных подробностей.
Так как в Сети я не нашел этот текст, публикую его здесь для общего блага.
Евгений Замятин и кинематограф
В. Баскаков
Экран-90. М.: Искусство, 1990, стр.287-290
В 1936 году на экраны Парижа вышел фильм Жана Ренуара «На дне». В рекламе указывалось, что картина сделана по известной пьесе Максима Горького. В качестве автора сценария был обозначен Евгений Замятин.
Как же оказался русский писатель сценаристом французского фильма по знаменитой пьесе классика русской литературы?
Дело в том, что Евгений Замятин в 1932 году покинул нашу страну и уехал во Францию. Это был трагический для писателя перелом. За рубежом Замятин писал мало. Сценарий «На дне» был его последней крупной творческой работой во Франции. Он умер в начале 1937 года.
Инженер-кораблестроитель по образованию, внесший значительный вклад в создание отечественного флота, Евгений Замятин еще до революции имел литературную известность. Он остро и талантливо бытописал провинциальную жизнь. Но всемирную славу ему принес роман «Мы», написанный в 1920 году.
В студенческие годы Замятин принимал участие в революционном движении, арестовывался, его высылали из Петербурга. Позже он увлекся кораблестроением, более двух лет жил в Англии — строил ледоколы для русского флота. В канун Октябрьской революции Евгений Замятин вернулся на родину. В ту пору он сблизился с Горьким и принимал участие в его литературных начинаниях — работал во «Всемирной литературе», писал статьи для других горьковских изданий, печатал рассказы в журналах. Вместе с М. Горьким и А. Блоком он был членом литературного отдела «Дома искусств», а позже членом правления Всероссийского союза писателей. Он, как и Горький, был духовным руководителем литературного общества «Серапионовы братья», куда входили Л. Лунц, Вс. Иванов, М. Зощенко, К. Федин, М. Слонимский, В. Каверин и другие молодые литераторы, читал им лекции, консультировал рукописи.
В 20-е годы были переизданы его дореволюционные произведения. Е. Замятин печатал в журналах новые повести и статьи на литературные темы. Он написал инсценировку по лесковской «Блохе» — спектакли в МХАТ 2-м в постановке Алексея Дикого и в Большом драматическом театре в Ленинграде имели огромный успех, они шли более трех тысяч раз. Блестящие декорации Бориса Кустодиева, сделанные для спектакля по этой пьесе, вошли в историю мировой сценографии.
Но писатель всегда чувствовал недоброжелательность официальной, пролеткультовской, «напоставской», РАППовской критики.
Подлинная буря разразилась в 1929 году, когда его повесть «Мы», написанная еще в 1920 году, появилась в пражском журнале на русском языке. Собственно, за рубежом эту повесть уже хорошо знали. Она впервые была напечатана в Нью-Йорке на английском языке еще в 1924 году, выходила позже и в других изданиях. На чешском языке в Праге была напечатана в 1927 году.
Но в 1929 году в «Литературной газете» появилась статья Б. Волина «Волна», в которой давалась самая резкая характеристика творчества Е. Замятина, а повесть «Мы» квалифицировалась как антисоветская. За ней последовали другие такого же рода статьи.
Е. Замятина вывели из состава правления Всероссийского союза писателей — организации, объединяющей в ту пору литераторов-«попутчиков». «Блоху» исключили из репертуара. РАПП добился запрета и постановки его пьесы «Атилла».
Он пытался объясниться, написал письмо в «Литературную газету», где отмечал, что рукопись романа он направил в 1921 году в издательство Гржебина, организованное Горьким и имевшем отделения в Петрограде и Москве. Далее он писал: «В 1924 году мне стало известно, что по цензурным условиям роман «Мы» не может быть напечатан в Советской России. Ввиду этого я отклонил все предложения опубликовать «Мы» на русском языке за границей». Замятин сообщал также, что он неоднократно читал свой роман в кругу писателей и не встречал возражений. Почему же сейчас, спрашивал он, через несколько лет, возникла «кампания» против меня, начатая статьей Волина?
Но маховик критики работал с огромной силой.
Деятели РАППа, да и вся официальная критика той поры навешивали на писателя самые зловещие ярлыки вроде «махровый реакционер», «внутренний эмигрант», «буржуазный идеолог», сочиняли фельетоны, рисовали карикатуры.
В романе «Мы», представлявшем собой антиутопию — предостережение обществу, напоминание об опасности потери духовности, утраты человечности в человеке, леворадикальная критика выискивала разного рода намеки, аллегории, карикатуры. Теперь, когда роман опубликован и у нас («Знамя», 1988, № 4 и 5), видно, сколь беспочвенны эти обвинения. Ныне ясно и нам то, что было давно ясно всему литературному миру, — все творчество таких известных западных писателей, как Олдос Хаксли и Рей Брэдбери, да и многих других авторов антиутопий, имеет своим первоисточником роман Евгения Замятина.
«Этот роман — сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной власти машины и власти государства — все равно какого, — писал Евгений Замятин, объясняя свою позицию. — Американцы, которые несколько лет назад много писали о нью-йоркском издании моего романа, не без основания увидели в этом зеркале свой фордизм».
Инженер, математик, строитель кораблей, Замятин был против фетишизации точных наук и техники. В годы военного коммунизма его пугали в обилии печатающиеся тогда статьи и речи, повествующие о будущем «рае на земле», где он не находил слов о духовности, о человеке.
Он пророчески говорил о времени, когда человечество достигнет предела в области техники, и это считал опасным. Еще в 1920 году, полемизируя со своим другом художником Юрием Анненковым, автором знаменитых иллюстраций к «Двенадцати» и портретов своих современников, Замятин писал:
«Дорогой мой Юрий Анненков! Я сдаюсь: ты прав. Техника — всемогуща, вездесуща, всеблаженна. Будет время, когда во всем — только организованность и целесообразность, когда человек и природа обратятся в формулу, в клавиатуру.
И вот — я вижу это блаженное время. Все симплифицированно. В архитектуре допущена только одна форма — куб. Цветы? Они нецелесообразны, это — красота бесполезная: их нет. Деревьев — тоже. Музыка — это, конечно, только звучащие Пифагоровы штаны. Из произведений древней эпохи в хрестоматию вошло только: Расписание железных дорог. Люди смазаны машинным маслом, начищены и точны, как шестиколесный герой Расписания. Уклонение от норм называют безумием. А потому уклоняющихся от норм Шекспиров, Достоевских и Скрябиных — завязывают в сумасшедшие рубахи и сажают в пробковые изоляторы. Детей изготовляют на фабриках — сотнями, в оригинальных упаковках, как патентованные средства; раньше, говорят, это делали какими-то кустарными способами. Еще тысячелетие — и от соответствующих органов останутся только розовенькие прыщички (вроде того, как сейчас у мужчин на груди справа и слева)».
При этом он вспоминал героев своих очерков об Англии «Островитяне», где уже тогда заметил пагубные черты, как он выражался, «машинобожия».
Замятин не стоял на антисоветских позициях, он даже писал в 20-е годы, что антисоветских писателей в России нет. Но клеймо «антисоветчика» преследовало его еще с начала 20-х годов. В 1922 году он был арестован и ему предписали выехать за рубеж. В документе ГПУ значилось: «Дано сие гр. РСФСР Замятину Евгению Ивановичу, р. в 1884 г. в том, что к его выезду за границу в Германию, по (день поездки); высыл, бессрочно; со стороны Гос. Политуправления препятствий не встречается. Настоящее удостоверение выдается на основании постановления Совнаркома от 10 мая 1922 г. Нач. Особого Отдела ГПУ — Ягода».
Тогда друзьям удалось предотвратить эту высылку. Замятин вернулся к литературной работе.
Замятин с грустной иронией размышлял о судьбе писателя в первые годы революции. «Писатель, который не может стать юрким, — писал он в одной из своих опубликованных статей, — должен ходить на службу с портфелем, если он хочет жить. В наши дни — в театральный отдел с портфелем бегал бы Гоголь; Тургенев во «Всемирной литературе» несомненно переводил бы Бальзака и Флобера; Герцен читал бы лекции в Балтфлоте; Чехов служил бы в Комздраве...»
Но и позже работать в литературе Замятину было трудно, хотя его рассказы и статьи появлялись в печати. Его литературная судьба напоминала судьбу его близкого друга Михаила Булгакова.
И тем не менее писатель пользовался авторитетом в художественных кругах. К его творчеству, не страшась критических наветов, пытались обращаться и кинематографисты.
В этом отношении примечателен фильм Фридриха Эрмлера «Дом в сугробах», поставленный в 1928 году — в самый разгар нападок на Замятина. Фильм-экранизация рассказа писателя «Пещера» с большой силой воспроизводил трагическую судьбу интеллигента в голодном и холодном Петрограде в первые послереволюционные годы. И хотя режиссер сгладил конфликт — фильм завершается приходом музыканта из своего промерзшего дома-пещеры в рабочий клуб, чтобы служить обществу, — чувствовалась сила литературного первоисточника. В картине, вполне в духе Замятина, был впечатляюще показан Петроград того времени — город в сугробах. Талантливо играл Федор Никитин — один из самых популярных актеров 20-х годов — главную роль.
В 1931 году Евгений Иванович Замятин, убедившись, что его произведения не имеют перспектив печататься, а травля в газетах не прекращается, обратился к Сталину с просьбой предоставить ему возможность уехать с женой во Францию. Он писал: «Приговоренный к высшей мере наказания — автор настоящего письма — обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою... Для меня как писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от года все усиливающейся травли...» Далее он писал, что вернется назад, «как только у нас станет возможно служить в литературе большим идеям без прислуживания маленьким людям, как только у нас хоть отчасти изменится взгляд на роль художника слова. А это время, я уверен, уже близко, потому что вслед за успешным созданием материальной базы неминуемо встанет вопрос о создании надстройки — искусства и литературы, которые действительно были бы достойны революции».
При поддержке Горького, с которым в ту пору Сталин заигрывал, эта просьба была удовлетворена.
Но во Франции Евгений Замятин написал сравнительно немного — он тосковал по родине, не находил нужного материала. Правда, он написал ряд талантливых эссе о писателях, с которыми был близок в 20-е годы. Охотно встречался с советскими писателями, приезжавшими в Париж, — Б. Пастернаком, И. Бабелем, А. Толстым, К. Фединым, М. Слонимским. Работал над переводами, помогал осуществлению постановки «Блохи» в Брюсселе.
По свидетельству художника Ю. Анненкова, «любовь к творчеству Горького и личная дружба с ним побудила Замятина перенести на французский экран какое-либо произведение Горького. После долгих колебаний Замятин остановил свой выбор на пьесе «На дне».
Заказ на сценарий ему предложил руководитель фирмы «Альбатрос» продюсер Александр Каменка, выходец из России. Евгений Замятин и до этого проявлял интерес к кино. В 1935 году Федор Оцеп поручил ему написать сценарий фильма «Анна Каренина». Режиссер самого «кассового» советского фильма 20-х годов — «Мисс Менд» и поставленного в Германии фильма «Живой труп» с Вс. Пудовкиным в главной роли, Оцеп и во Франции считался видным кинематографистом — его картины «Княжна Тараканова», «Пиковая дама» имели шумный успех.
Но «Анну Каренину» Федору Оцепу по каким-то, очевидно, финансовым, причинам поставить не удалось, хотя по отзывам друзей сценарий был интересным (замечу в скобках, что его следовало бы разыскать через французскую синематеку).
Фирма «Альбатрос» была весьма популярна во Франции в 20-е годы — тогда ей удалось привлечь к постановкам фильмов многих талантливых деятелей искусства — русских эмигрантов. Именно здесь с огромным успехом выступил Иван Мозжухин в фильмах «Кин» и «Пылающий костер». Но в связи с появлением звука фирма стала испытывать трудности и теперь рассчитывала поправить свои дела постановкой «На дне». Правда, Александр Каменка считал, что Замятин не имеет опыта сценарной работы, да еще в условиях западного кинопроизводства, и он пригласил ему в помощь профессионального сценариста Жака Компанейца, тоже по происхождению из России. Замятин вынужден был согласиться на соавторство — его материальное положение было весьма зыбко.
Жан Ренуар вспоминал, что он взял уже готовый сценарий, но, следуя своим принципам, начал его переделывать. «Я всегда принимаю любые идеи и предложения, — писал режиссер, — правда, при условии, если они «рождаются в совместной работе». И далее: «Наш сценарий сильно отличался от пьесы Горького. Мы послали сценарий писателю, чтобы получить его одобрение. Он ответил Каменке письмом, в котором высказывался за свободную адаптацию текста и полностью одобрил наш сценарий».
Фильм вышел на экран уже после смерти Горького — Замятин выступил с речью на вечере в Париже, посвященном памяти писателя.
Действие кинокартины было перенесено во Францию, но имена действующих лиц сохранены. Собственно, весь сюжет строился на взаимоотношениях Васьки Пепла, Наташи и хозяйки ночлежки. Самостоятельной новеллой была судьба Барона — рассказывалась история его падения.
Фильм, по свидетельству Юрия Анненкова, прошел с большим успехом. Критика особо отличала игру молодого актера Жана Габена в роли Васьки Пепла и популярного тогда Луи Жувэ в роли Барона.
Вряд ли Евгений Замятин был полностью удовлетворен своим кинематографическим дебютом во Франции — фильм во многом отошел не только от пьесы Горького, но и от сценария. И тем не менее работа в кино выдающегося писателя, провозвестника целого направления в мировой литературе, весьма примечательное явление в истории экранного искусства.
Мне довелось в конце 60-х годов познакомиться с Александром Каменкой. К тому времени продюсер уже не занимался делами, но еще сохранял связи с кинематографическим миром. Александр Каменка живо интересовался и советским кино, ведь именно он в конце 50-х годов проявил инициативу постановки первого советско-французского фильма «Нормандия-Неман». Тогда он привлек к созданию сценария Эльзу Триоле и Шарля Спаака, кстати сказать, участника постановки фильма «На дне». В «бурный май» 1968 года, когда протестующая молодежь прервала Каннский фестиваль, на митингах кинематографистов Александр Каменка был избран президентом свободной Ассоциации французского кино — «генеральных штатов». Конечно, этот акт был чисто символическим, Ассоциация так и не приступила к работе, но факт остается фактом — прогрессивная кинематографическая общественность подчеркнула заслуги старого продюсера. Именно там, в Канне, Александр Каменка рассказал мне о работе с русскими деятелями искусства и среди них с Евгением Замятиным. К сожалению, я не записал эту беседу, но хорошо помню, с каким глубоким уважением он говорил о писателе, как гордился он тем, что ему довелось привлечь автора романа «Мы» к работе в кинематографе.
Как сообщает Deadline, Марк Стронг пополнил каст сериала «Нейромант».
Актёр, в том числе известный по фильмам «Совокупность лжи», «Пипец» и дилогии Kingsman, сыграет Армитиджа. По сюжету это загадочный человек с тёмным прошлым, который нанимает главного героя и его напарницу для проникновения в систему защиты информации, принадлежащую клану Тессье-Эшпул.
Адаптацию одноимённого романа Уильяма Гибсона анонсировали ещё в начале 2024 года, но съёмки, похоже, до сих пор не стартовали. Создателями сериала выступают Грэм Роланд («Джек Ричер») и Джастин Диллард («Двойная петля»).
Создатель новой версии «Носферату» Роберт Эггерс займется еще одним ремейком классической голливудской киноленты.
Сообщается, что ему предстоит переосмыслить фэнтезийный музыкальный фильм 1986 года «Лабиринт», в котором снимался Дэвид Боуи. Он будет снят совместно со студией Sony Pictures и компанией Джима Хенсона.
Первоисточник рассказывал историю 16-летней Сары (ее сыграла Дженнифер Коннели), которая должна была отправиться на поиски в постоянно меняющемся лабиринте, чтобы спасти своего младшего брата из лап короля гоблинов Джарета (Дэвид Боуи) с помощью различных магических существ.
Несмотря на то, что сразу после выхода фильм «Лабиринт» не вызвал особого отклика у зрителей и критиков, в дальнейшем он стал культовой классикой благодаря сочетанию причудливого повествования и мрачных образов, оригинальных персонажей и захватывающей игры самого Дэвида Боуи.
Было предпринято несколько попыток создать продолжение полюбившегося фанатам фэнтези. В 2016 году было объявлено, что Николь Перлман, в чьем послужном списке значатся «Стражи Галактики», была приглашена для написания сценария. Вскоре после этого Федерико Альварес был нанят режиссером новой версии фильма. Ни один из проектов так и не был реализован.