Салман Рушди Флорентийская


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kerigma» > Салман Рушди "Флорентийская чародейка"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Салман Рушди «Флорентийская чародейка»

Статья написана 25 августа 2010 г. 22:33

Это был мой первый опыт с Рушди и, признаюсь, я была очень удивлена. Основываясь на неких смутных слухах о его биографии я скорее ожидала, что Рушди окажется чем-то в духе Солженицына с иламским отливом, будет жестким и чрезмерно реалистичным (сожженные женщины, война против неверных, невежество, нищета и море ненависти). Но «Флорентийская чародейка» находится просто на другом полюсе от всего этого. Первый и основной ее слой — на уровне эмоционального восприятия — это красивая восточная сказка. Сказка про любовь, приключения, войны, генеалогические интриги и размышления о тщете всего сущего :-) Как и положено, в ней присутствуют бродяга-авантюрист, женщины дивной красоты (не все реально существующие), облеченный безграничной властью правитель, дом Медичи, а также янычары и четыре друга детства.

«Чародейка» удивительно красиво написана и на мой вкус, отлично переведена Е.Бросалиной (правда, было несколько мест, где я запиналась о словечки типа «трахаться» и «пристер джон», но я так и не поняла, переводческий это баг или авторская фича). Она воспринимается действительно как сказка, и несмотря на то, что сюжет течет нелинейно, а по классическим восточным канонам истории в истории с их последующим слиянием, — несмотря на все это, текст совершенно не наскучивает. Эту историю можно читать еще долго, от нее как-то не устаешь, несмотря на всю ее медлительность и плавность. Действие то топчется на месте в описании деталей, мелочей, то забегает вперед, то возвращается к предкам героев и делам давно минувших дней. Все вместе оказывает совершенно завораживающее впечатление.

За этим впечатлением не так и просто заметить второй план — собственно исторический, а не литературный. Потому что героями романа в том числе являются Никколо Макиавелли, вполне реальные Медичи, не говоря уж о вполне легендарном Америго Веспуччи. И это совершенно не скрывается, никаких заигрываний с догадливостью читателя в духе Эко. Напротив, у Рушди все подано совершенно в ином свете — так, как было удобно автору. Отсюда читатель невольно оказывается на совершенно другой точке зрения на всех персонажей, очень отличной от стандартно-исторической. И за счет этого они, сколь бы ни были реальными, также воспринимаются как герои почти сказочные. Нет никаких «читательских комплексов» оттого, что понимаешь, что что-то не улавливаешь или недопонимаешь в романе по своей общей необразованности. Вообще говоря, мне сложно судить, насколько исторически реальны все остальные герои книги — мне было просто лень смотреть. Учитывая приведенные автором список литературы — подозреваю, это была огромная работа и реальны практически все. В таком случае остается лишний раз восхититься автором, потому что *невидимый* труд — признак высочайшего мастерства.

В результате от текста получаешь прежде всего эстетическое наслаждение, и потом уже, при желании и некотором усилии со стороны читателя — интеллектуальное. А еще — что и отличает роман от настоящей сказки — невольно проникаешься симпатией и сочувствием к героям, которые, несмотря на всю волшебность и себя, и мира, кажутся вполне живыми.



Тэги: рушди


169
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение25 августа 2010 г. 22:37

цитата kerigma

Основываясь на неких смутных слухах о его биографии я скорее ожидала, что Рудши окажется чем-то в духе Солженицына с иламским отливом, будет жестким и чрезмерно реалистичным (сожженные женщины, война против неверных, невежество, нищета и море ненависти).

Есть у него и такое — «Клоун Шалимар». Кстати, великолепный роман. Возможно есть смысл его прочитать после «Чародейки» для контраста.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 августа 2010 г. 22:38

цитата valkov

Возможно есть смысл его прочитать после «Чародейки» для контраста.

на самом деле, я не очень уверена, что действительно хочу таких контрастов)) розовые очки сказки меня вполне устраивают)
А в том романе как раз все это и есть, да?
 


Ссылка на сообщение25 августа 2010 г. 22:48
Ну, он наверное в чем-то схож по месседжу с «Старикам тут не место» Маккарти — тема потерянного рая и разрушенной Родины там сосуществует бок о бок с уходом из мира старого уклада и добра, их место занимают хаос, месть и ненависть. Роман довольно жесткий в психологическом плане, причем Рушди грамотно наращивает напряжение: от беззаботной поначалу истории детства кашмирских детей, до исламского джихада. Так что это еще и роман взросления к тому же. Вообще очень многослойная вещь.
 


Ссылка на сообщение25 августа 2010 г. 23:06
Буду знать, спасибо)) чтобы при случае решить, есть настроение на такое или нет. Хотя должно быть очень интересно)


Ссылка на сообщение30 октября 2010 г. 21:06
Хороший отзыв. Согласен в общем-то со всем, но оценку на бал выше поставил. Уж очень мне сказочная атмосфера пришлась по душе. Книга читалась просто великолепно, текст буквально вливался.
Правда успел уже подзабыть, читал давненько.
Это, кстати, тоже первый мой роман у Рушди. Вот думаю ознакомиться с «Землей под ее ногами», а то тоже на полке давненько пылится.:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 октября 2010 г. 21:12
:beer:
Спасибо))

цитата Warlock9000

Это, кстати, тоже первый мой роман у Рушди. Вот думаю ознакомиться с «Землей под ее ногами», а то тоже на полке давненько пылится

Оу, расскажите потом обязательно, как оно))
А у меня «Прощальный вздох мавра» лежит и ждет.


⇑ Наверх