Театр абсурда


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «glupec» > Театр абсурда. По-ирландски.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Театр абсурда. По-ирландски.

Статья написана 5 августа 2010 г. 14:10


кельтский воин

Есть такая средневековая ирландская сага — про героя по имени Фроэх, сын Идата и Бэ Финд. У меня в свое время, когда я ее впервые прочел (лет так в 19) случился от нее крышеснос немаленький.
Попробую вкратце пересказать, «о чем там». Итак: жил-был некто Фроэх, у которого мать была не кто-то там, а фея... и он очень хотел жениться. Причем тоже не на ком-нибудь, а, само собой (как в сказках и полагается) на принцессе. Запомните этот момент, это в дальнейшем оказывается оч. важно.

...Он пошел в другую страну, где жила одна королевская дочка (как водится — красотка). Подвизался при дворе у ее папы-короля, и потихоньку начал сводить знакомство... Папе-королю, конечно, не понравилось, что какой-то бродяга с его дочкой... того... и он решил от этого «кандидата в зятья» избавиться.

Пошли они как-то на реку. Тут король и говорит: принеси мне, мол, зятек дорогой, веточку рябины, что на том берегу растет!
Фроэх поплыл, добыл веточку

цитата

и добрался уже до середины реки, как вдруг схватило его водяное чудовище.
— Подайте мне меч! — сказал Фроэх, но...

никто, само собой, на помощь ему не пришел. Тут принцесса поняла, что будущая свадьба накрывается медным тазом, кинулась в воду с мечом наголо и выручила кавалера.

Фроэх после этой встречи с водяным чудовищем сильно плохо себя чувствовал, и отлеживался в местной баньке, но было похоже, что с ним таки «всё». А король обозлился на дочку, что она его воле перечит, и решил ее тоже со свету сжить. (Решение очень логичное, конечно...8:-0)

И вот, пока Фроэх там в баньке страдал, к нему пришли какие-то женщины и начали петь над ним погребальный плач. Он смотрел на них, смотрел... наконец, понял, кого они ему напоминают: это была свита его матери (которая — фея, не забыли?..) Странным образом этот погребальный плач и помог ему исцелиться (тоже логика, прямо скажем... парадоксальная несколько) Он встал и пришел на пир к королю. А тот в это время плёл интригу с целью «закопать» дочку:

цитата

— О дочь моя,— молвил Айлиль,— где то кольцо, что подарил я тебе год назад? Принеси его нам, дабы взглянули на него мои воины, а потом заберешь обратно.
— Не знаю я, что с ним случилось,— ответила Финдабайр.
— Разыщи же его,— сказал Айлиль,— ибо...

Ну, а дальше понятно: «...ибо мой меч — твоя голова с плеч». Принцесса, конечно, впала в депрессию, не знала, что делать и т.п.

Тут выходит Фроэх, и говорит: а ну, ребята, дайте мне столовый нож. Все удивились, но нож дали.
Фроэх разрезал какую-то свежеподжаренную рыбешку с королевского стола, и достал из нее... то самое кольцо.
Все, понятное дело, в шоке: «откуда ты знал», и т.п. (А действительно, откуда?.. Я ж и говорю — парадоксальная логика в этих сагах...)
На что Фроэх ответил: где-то, мол, год назад гулял я в этих краях и встретил принцессу. И попросил у нее кольцо. И кинул его в воду, потому что предвидел всё, что произошло сегодня, и знал, что мне придется принцессу спасти. Она спасла меня, а я спас ее.
(Неслабый, однако же, у парня был дар предвидения8:-0)

Король Айлиль только рукой махнул: ну, чёрт с вами, женитесь...
Вот так Фроэх добыл согласие на руку принцессы. (Думаете, это все? Как говорится — «щас». Дальше начинается самое интересное).

После этого он вернулся домой... и видит, что «дома-то и нет, торчит один скелет». Тут к нему пришел некий товарищ (Конал), и говорит: мол, пока тебя не было, враги напали, похитили всю скотину и... (внимание!!!)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

ТВОЮ ЖЕНУ.

Каково, а? Оказывается, все то время, что он ходил свататься к принцессе, добывал ее руку с таким большим трудом и риском для жизни... у него дома

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

УЖЕ БЫЛА жена...
Это не просто «логика нонсенса», не подчиняющаяся стандартным законам — это imho полный мозговынос.

Дальнейшее рассказывать не стоит. Понятно, что Фроэх снарядил поход, победил врагов и вернул похищенную из плена. Впрочем, рассказ об этом его походе тоже изобилует глючными и крышесносящими деталями... но это уж совсем другая история, про которую надо отдельно.

Короче, что я хочу сказать: если Вы думаете, что классика литературы абсурда — это Козьма Прутков, Даниил Хармс, Александр Введенский и т.п., то Вы глубоко ошибаетесь. Читайте средневековые саги — «и будет Вам счастье», ибо Вы приобщитесь к подлинной классике нонсенса





184
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 августа 2010 г. 15:28
Не знаю, меня это не сильно поражает. Во-первых, эти сюжеты формировались реально пару тысяч лет назад, и первоначальный смысл, который в них вкладывался, мог очень сильно отличаться от того, который сегодня видим мы. Тут играет роль и разница в логике, и искажения сюжета. К тому же в одну «песню» могли быть собраны мотивы, первоначально относившиеся к разным героям — из которых один был холостой, а другой женатый. Здесь же мотивы сплошь мифологические, то есть наиболее архаичные и наиболее, как следствие того, запутанные и перевранные.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 августа 2010 г. 15:37
Разумеется. Если знать хотя бы азы сравнительно-исторического анализа (и как минимум «Миф. словарь» дома иметь) — все эти противоречия и несостыковки уже не удивляют, наоборот, смотришь на них как на пикантную и необходимую принадлежность этого жанра.
Т.е. — это не баг, это фича.
Но фича, которая со стороны смотрится весьма глючно. И это самое интересное в ней (как говорил кэрролловский Шалтай).:-)))

цитата

К тому же в одну «песню» могли быть собраны мотивы, первоначально относившиеся к разным героям — из которых один был холостой, а другой женатый

Я думаю, все-таки не совсем так. Есть два сюжета (один — о добывании руки принцессы, другой — просто о подвигах героя). Каждый из них — как бы «вещь в себе», вполне закончен, и связок с другим не требует. Примерно как в русских былинах — есть рассказы о разных подвигах, скажем, Добрыни, но нет единой и цельной его «биографии», поэтому и сюжеты могут контаминироваться как угодно (битва со змеем то предшествует женитьбе Добрыни, то, наоборот, происходит уже после... и т.п.) Не было «биографии» и у Фроэха, но рассказы о нем в одну сагу вполне объединяться могли. Без особой логики.
Ну и, кроме того, если так подумать... на самом деле смысл в этой истории есть. СПЕРВА ходил жениться — ПОТОМ спасал жену. Просто нет среднего звена: «а жена-то и была та самая принцесса». Очевидно, такое чрезмерное «разжёвывание» идеи рассказчик посчитал лишним, отсюда и нестыковка. Парадоксальная, как я уже сказал, логика, но в принципе её можно понять.


Ссылка на сообщение6 августа 2010 г. 07:15

цитата glupec

Оказывается, все то время, что он ходил свататься
ну и что? Полигамия для элиты древней и раннесредневековой Ирландии — было такое. В книге «Короли и верховные правители Ирландии» Ф. Д. Бирн пишет, как вводило англичан в ступор то, что ублюдок признается джентельменом.
Этот пункт вычеркиваем.

цитата glupec

На что Фроэх ответил: где-то, мол, год назад гулял я в этих краях
А вот ежели б это была не сага, а фэнтези, то тут была бы уместна улыбка асприновского Ааза:«Сила мага-2».

цитата glupec

потихоньку начал сводить знакомство...

цитата glupec

и встретил принцессу. И попросил у нее кольцо. И кинул его в воду
вот это темп!


Ссылка на сообщение6 августа 2010 г. 11:23

цитата ааа иии

Этот пункт вычеркиваем

Ну, в принципе, да, логично. (Хотя и недоказуемо).

цитата

вот это темп

Баг саги, не мой;-)


Ссылка на сообщение7 августа 2010 г. 18:46
прикольно...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 августа 2010 г. 19:17
;) (:-))


⇑ Наверх