Алексей Николаевич Толстой «Пётр I (книга первая)»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Первая часть романа даёт читателю нестандартное видение великого реформатора — взбалмошным, балованым и любимым ребёнком. Также Алексей Толстой рисует широкую панораму народной жизни: и низовое сословие, и бояре, и служивое дворянство. Тщательно прописаны судьбы персонажей и их семей.
Входит в:
— роман-эпопею «Пётр Первый»
— «Словесность. Тексты», 2004 г.
- /языки:
- русский (104), эстонский (1)
- /тип:
- книги (103), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Фр. Туглас (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 8 марта 2025 г.
Данный роман входил в школьную программу и его чтение было скорее обязательным, чем добровольным.
Впрочем, первая книга зашла легко и читалась с удовольствием, так как писать А. Толстой умел очень хорошо.
(пожалуй, даже лучше, чем Лев :)
Впрочем, в любой книге есть текст и есть смысл, передаваемый при помощи этого текста (а вот тут Лев Толстой таки выходит на первое место :)
Но, даже в школьные времена, при чтении этой книги (и ее продолжения) появлялось впечатление, что автор как-то не очень сильно симпатизирует своему герою.
Чувствовался некий подтекст, второй, скрытый смысл.
Но для его понимания надо было прочесть множество других книг, не художественных.
И таки да, пришло понимание, что для автора Петр — это что-то действительно что-то вроде антихриста, только высказывать такое мнение в те времена было крайне небезопасно.
(по факту там пробу ставить некуда)
Реальный исторический Петр не имеет ничего общего с созданной его потомками легендой (особенно учитывая количество загубленных им жизней)
Модернизация государства — дело, безусловно, полезное и довольно жесткое (масса исторических примеров тому), но в данном случае действовал принцип «хотелось бы поскорее» и «цель оправдывает средства».
На этом фоне Василий Васильевич Голицын, несмотря на всё — выглядел куда более перспективным для нормального развития страны политиком (по крайней мере — в книге Толстого).
(как -то принято умалчивать о том, что случилось сразу после смерти Петра и куда, например, делся созданный при нем кровью и потом простых людей флот).
Вот в первой книге Толстой и пытался найти ответ, как и откуда появился именно такой Петр.
(«хотели бы вы жить во времена Петра Первого?» — вопрос чисто провокационный, так как при должном обдумывании ответ будет один — «нет», причем для представителей любого сословия :)
Hanter..., 14 ноября 2010 г.
Потрясающая книга, позволяющая окунуться в мир петровской эпохи, понять жизнь простых людей, понять стремление дворянства, понять, к чему стремился Пётр и его сподвижники.
dydyka, 18 мая 2009 г.
С этой книги пробудился у меня интерес к истории. Великолепно знание русского характера, богатый язык, тщательность выписанных бытовых деталей делают книгу такой, что от не невозможно оторваться. Хотя каждый и знает, что царь не рождается со скипетром и булавой, в мантии и венце «согласно штатному расписанию», но воспринимает августейшую особу только с тех времён, как она )особа) достигает определённого возраста и как-нибудь заявляет о себе. О детстве же царей на уроках истории говорить не принято. А А.Толстой дает ретроспективу детства Петра I, и великий реформатор предстает перед читателем не таким, как в учебниках. Он тоже прятался от матери, шкодил, не желал учиться. Он тоже водился с «недостойными» ребятами, с него взыскивали за проделки. И описано это так, что создается впечатление, будто не о царевице идёт речь, а об обычном ребёнке. Политическая интрига преподнесена ненавязчиво и является неотъемлемой частью бытия, которое повлияло на формирование характера и мировоззрения будущего российского царя. «Оппозиция» не представляется в виде «плохих», а «правящая партия» — в виде «хороших». Автор не отдает предпочтения никому, он повествует только: радуется и огорчается вместе с героями своего романа. Средневековая педагогика представлена во всей её неприглядной красе, семейный уклад также производит отталкивающее впечатление. Толстой много времени здесь, а особенно во второй части уделяет бесправному положению женщины, будь то царевна или закопанная в землю живой крестьянка. Жестокая сцена казни еретика, а перед тем — «судебного» «разбирательства» обнажают безобразную сущность правовой системы Российской империи. Не удивительно, что пытливый и жадный до нового ум Петра Алексеевича лихорадочно искал выход из сложившейся кризисной ситуации.