Константин Соловьёв


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «iRbos» > Константин Соловьёв «Канцелярская крыса»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Константин Соловьёв «Канцелярская крыса»

Статья написана позавчера в 21:26

Канцелярская крыса

Автор: Константин Соловьёв

Дата выхода (на русском): 2024

Издательство: АСТ: Nova Fiction

Дисклеймер: текст романа любезно предоставлен издательством.

Читатель привык, что главный герой обычно либо существенно превосходит его умом и выучкой, либо хотя бы равен ему. Поэтому, даже если наш герой и Крыса, то обязательно из нержавеющей стали (простите, я сейчас сильно в Гаррисона погрузился). Каково же будет читателю, если придётся следить в условно фэнтезийном романе за приключениями обычной крысы канцелярской? Ответить на этот вопрос решил Константин Соловьёв в одноимённом романе.

Молодой клерк Гилберт, он же Герти, Уинтерблоссом откомандирован в Новый Бангор — английскую колонию, находящуюся в Полинезии. Если вы вдруг усомнитесь в своих знаниях географии и решите погуглить, то не удивляйтесь, что наткнётесь на место жительство Стивена Кинга (возможно, не случайно) раньше, чем на какую бы ни было Полинезию. Дальше странности для нас с героем будут только множиться. И неспроста. При этом большинство нюансов и откровенных намёков читатель будет замечать намного раньше героя, который то ли в силу молодости и неопытности, то ли не от большого ума, может упорно не признавать слона в комнате до тех пор, пока тот на него не наступит. Абсурдно, но как есть.

Собственно, это слово прекрасно описывает не только часть сюжетных перипетий, но и жанр романа, который местами ощутимо ближе к прозе абсурдистов в духе Кафки, чем к заявленному городскому фэнтези. Поэтому в какой-то момент перестаёшь удивляться происходящим странностям, чтобы буквально через повесть снова робко уронить челюсть на пол, когда в очередной главе роман практически меняет жанр, становясь психоделическим хоррором. Что быстро научит нас основному правило Нового Бангора: доверять нельзя ничему и никому. Всё может измениться в мгновение ока, а набившие оскомину совы, разумеется, будут не тем, чем кажутся. О рыбе вообще молчу.

Роман полон загадок разной степени очевидности: до каких-то промежуточных решений мы доходим довольно быстро, но основные секреты автор надёжно хранит до самого финала. Поэтому несмотря на структуру, в которой каждая глава-повесть посвящена отдельному событию, оба тома читать рекомендуется строго вместе, чтобы произведение раскрылось полностью в соответствии с авторской задумкой. А уж этому в книге подчинено практически всё. Соловьёв как экскурсовод буквально за руку ведёт читателя и знакомит со всеми закоулками дивного Нового Бангора. Профессионально пуская многословную пыль в глаза, он отвлекает избыточными описаниями и зачастую бессмысленными рассуждениями наивного романтика Герти от действительно важных вещей, которые ускользают подобно кошельку в руке карманника.

К сожалению, отдавая дань уважения авторской задумке, приходится признать — не всё в ней работает так слаженно, как хотелось бы, и даже в идеальной машине найдётся изъян. Важное для книги тугодумие Герти, всё равно временами утомляет, а вот заявленного и торчащего буквально отовсюду абсурда, оказывается недостаточно, чтобы вывести «Канцелярскую крысу» на какой-то иной уровень. Поэтому роман недотягивает в плане безумия мира до тех же «Лабиринтов Ехо» Макса Фрая, которых с произведением Соловьёва роднит куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Но главный авторский грех — абсолютно бессмысленное использование путешествий во времени. Оба раза, когда герой сталкивается с этим явлением (и это даже не особо спойлер, потому что есть в аннотации), оно служит исключительно для объяснения основных загадок романа. Это само по себе ужасно топорно, так ещё и эти путешествия во времени никак не могут определиться: живут они по классическим линейным законам или по новой теории квантовой запутанности.

Но даже такие шероховатости не сильно омрачают туристический визит на Новый Бангор. Поверьте, если вы всё же здесь окажитесь, так просто выбраться с острова уже не получится. Поэтому рекомендую путешественникам расслабиться и получать удовольствие. В этом уголке Полинезии оно любит терпеливых.




Понравился текст? Подписывайтесь на мой канал в Телеграме и группу в ВК. Там появляются материалы, которые по тем или иным причинам нельзя выложить полностью сразу на всех площадках. Например, тексты и подкасты для «Мира фантастики».





653
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:21
Прочла и Крысу и Тигра. Поняла, что это эдакий пузырь в пузыре. И да до Фрая как до Плутона лунной походкой, но занятно. Тревожно, но безопасненько.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 22:39
Элемент литературой игры давлеет над романом, но пузырь не предполагает, что есть что-то ещё внутри, а здесь все же достаточно хорошие по идеям и исполнению повести вложены. Может какие-то чуть лучше, какие-то чуть хуже, но про рыб и счёт машину вообще прекрасно на мой взгляд получилось. Да, не Фрай, но лично мне понравилось. Если выпустят Тигра тоже с удовольствием прочитаю.
 


Ссылка на сообщениевчера в 07:02
Да, я очень рада за Соловьева и хочу, чтобы и Тигр нашел своего читателя-покупателя.
Канцелярия с «крысами» тоже очень хорошо получилась, гофмановски.


Ссылка на сообщениевчера в 09:32
Спасибо. Отличная книга. Сюжетная арка про рыб и ресторан прекрасна, отельная тоже хороша. Претензии, но небольшие только к финалу у меня. Рано или поздно нужно будет взяться и за вторую книгу цикла.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениесегодня в 14:04
А под второй книгой вы Тигра подразумеваете?


⇑ Наверх