11. Напечатанная на стр. 4—6 статья польского журналиста Михала Висьневского/Michał Wiśniewski носит название:
От Жюля Верна до фильма «Луна» -- космос всегда увлекал человечество, стимулировал воображение и побуждал к фантазированию. Видения космического пространства и путешествий к звездам менялись, как в калейдоскопе.
Жюль Верн все тщательно продумал, когда в 1865 году опубликовал забавный роман «С Земли на Луну», а четыре года спустя его продолжение «Вокруг Луны».
Раньше экспедиции совершались в условиях полного неведения – изобретение телескопа позволило распознать Луну как небесное тело, подобное Земле, куда — почему бы и нет? – можно полететь, но и все на этом. Поэтому на Луну летали: на гиппогрифе (как Орландо Фуриозо, он же Неистовый Роланд Лудовико Ариосто),
с «помощью» черта (пан Твардовский),
используя фейерверки («Путешествие на Луну» Сирано де Бержерака, 1657),
воздушный шар («Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля» Эдгара Алана По, 1835, с компрессором, превращающим вакуум в воздух)
или на искусственных крыльях. И вот тут талантливый француз взял да и предсказал, что на Луну полетят из Флориды, а возвращаясь, приземлятся (приводнятся?) в Тихом океане.
Правда, вместо ракеты «Аполлон» Жюль Верн использовал гигантский снаряд, выпущенный из пушки, и описание путешествия не выдержало испытания временем и столкновения с научными открытиями,
но все равно идеи Жюля Верна и сегодня выглядят лучше, чем идеи его английского коллеги, Герберта Уэллса.
Этот англичанин придумал для нужд романа «Первые люди на Луне» (1901) космический корабль, движущийся благодаря кейвориту, де-факто магическому веществу, устойчивому к воздействию гравитации.
На Серебряном шаре
Экспедиция героев Жюля Верна, как следует уже из названия второй части, не увенчалась успехом. Его дело, уже в серьезном тоне, продолжил наш соотечественник Ежи Жулавский (Jerzy Żuławski). В романе «Рукопись с Луны» (1903), открывающем трилогию «На Cеребряном шаре», фантастический замысел Жюля Верна нашел реализацию -- через сто примерно лет после смерти автора.
В вымышленном дневнике описана драматическая судьба экипажей двух снарядов (выстрелянных из большой пушки, расположенной в Конго). И хотя описание лунной атмосферы (не говоря уже об описании обитаемой обратной стороны земного спутника) не совсем правильное, одно Жулавский уловил превосходно: космос — место суровое и недружелюбное.
Эдгар Райс Берроуз (Edgar Rice Burroughs), отец Тарзана и цикла приключенческих романов о Марсе (первый том вышел в свет в 1917), придерживался иного мнения.
Его герой, бывший солдат Гражданской войны, использует индийскую магию (что является отличием от книг Жюля Верна, полных математических расчетов) для перемещения на Красную планету. А планета эта оказалась точно такой, какой ее представлял тогдашний знаменитый астроном Персиваль Лоуэлл -- подобной умирающей Земле. Берроуз погрузил своего героя в вихрь экзотических приключений с космическими принцессами в главной роли.
Что было ловкой выдумкой — ведь никто не мог полететь на Марс и сказать, что нет там ничего подобного. Наследием Берроуза стал поджанр межпланетной научной фантастики, чья традиция живет в «Звездных войнах» и «Аватаре» по сей день.
(Окончание следует)