Конклав Conclave


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Nero Caesar» > Конклав (Conclave)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Конклав (Conclave)

Статья написана 9 января 19:43

Нет, подожди! Еще один вопрос. Не удивляйся, коли… Ну короче… Корнет, вы женщина?!

х\ф «Гусарская баллада» (1962)












Скоропостижно умирает Папа Римский. Кардиналы готовятся к конклаву – собранию, на котором они, находясь в изоляции, изберут нового главу Католической церкви. Непростой выбор осложняется тем, что декан Коллегии кардиналов, руководящий процедурой избрания, колеблется между невмешательством и тягой к устранению недостойных кандидатов.

Таков вкратце сюжет фильма по роману Роберта Харриса «Конклав», который в 2024 поставил немецкий кинорежиссер Эдвард Бергер, до сих пор наиболее известный другой своей экранизацией – «На Западном фронте без перемен» (2022) по одноименному роману Эриха Марии Ремарка, получившей в 2023 премию Оскар в четырех номинациях, в том числе в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

За сценарную адаптацию романа Харриса (к слову, сам писатель был одним из продюсеров фильма) отвечал Питер Строан, заслуженно получивший за эту свою работу премию Золотой Глобус. Ранее он уже адаптировал романы других авторов для таких экранизаций, как «Щегол» (2019) по одноименному роману Донны Тартт, «Снеговик» (2017) с Майклом Фассбендером по одноименному роману Ю Несбё и «Шпион, выйди вон!» (2011) с Гэри Олдменом по одноименному роману Джона ле Карре, оба последних фильма-детектива снял Томас Альфредсон, который выступил одним из исполнительных продюсером «Конклава».

Детективная составляющая присутствует и в новом фильме Бергера: кардинал-декан ведет свои расследования, затрудненные в условиях изоляции конклава, в отношении потенциальных претендентов, одни из которых не лишены пороков, а другие готовы ради власти на подкуп и злодеяния. Декан пытается обезопасить Святой Престол от не заслуживающих его личностей и порой берется за дело столь рьяно, что некоторые начинают сомневаться в его бескорыстности: на морально-этических метаниях и психологической динамике главного героя, который в зависимости от обстоятельств и настроения может быть как учтив и мягок, так и решителен и властен, держится значительная часть фильма.

С главным героем связано и первое заметное отступление от романа: вместо итальянского кардинала Якопо Ломели деканом Коллегии кардиналов стал британский кардинал Томас Лоуренс в блистательном исполнении британского же актера Рэйфа Файнса.

Подгоняя под национальность исполнителя роли, изменили также прописку и одного из персонажей второго плана – Винсента Бенитеса: книжный кардинал-филиппинец и архиепископ Багдада в фильме превратился в кардинала-мексиканца и архиепископа Кабула. В этой роли дебютировал в полнометражном кино мексикано-канадский архитектор Карлос Диэс (в Канаду из Мексики он переехал в конце нулевых), который питал интерес к актерскому мастерству еще в школе, но из-за застенчивости не решался им заняться, проработав архитектором более 30 лет, он во время пандемии коронавируса, когда ему было уже около 50 лет, записался на онлайн-курсы актерского мастерства, первоначально считая это своим хобби, но позже по совету учителей решил более серьезно отнестись к актерскому ремеслу.

В других ролях второго плана снялись особо не нуждающиеся в представлении Стэнли Туччи, Джон Литгоу и Изабелла Росселлини, а также Лусиан Мсамати (театральный и телесериальный актер, в спектакле National Theatre «Амадей» (2017) ярко исполнивший роль Сальери) и харизматичный итальянский актер Серджо Кастеллитто, играющий в «Конклаве» кардинала-традиционалиста Гоффредо Тедеско – эдакую версию одного современного американского политика, который хочет сделать Ватикан снова великим и против которого безуспешно пытаются организоваться либерально настроенные кардиналы, готовые порой согласиться даже на не всегда достойные, но имеющие шанс на победу кандидатуры.

Кадры из х/ф «Конклав» (2024), слева направо и сверху вниз: Файнс и Кастеллитто, Литгоу и Росселлини, Туччи и Мсамати
Кадры из х/ф «Конклав» (2024), слева направо и сверху вниз: Файнс и Кастеллитто, Литгоу и Росселлини, Туччи и Мсамати

Так, помимо детективной линии и элементов триллера, фильм представляет собой еще и драму – как психологическую (вполне интересную и не лишенную временами горькой иронии и толики юмора), так и политическую (весьма поверхностную и несколько карикатурную).

Собравшись на конклав и храня свои секреты, священники отгораживаются от внешнего мира, принимая во внимание даже новые шпионские технологии считывания вибраций с оконных стекол – они закрывают окна ставнями-жалюзи, символизируя тем самым свои блуждания в потемках и оторванность от внешнего мира, однако внешний мир метафорически, эффектно и шокирующе все же ворвется к ним на конклав.

Метафоры и сюжетный символизм фильма заблаговременно подготовлены и прописаны в сценарии, уверенно поставлены режиссером и запечатлены оператором (Стефан Фонтен), а также увенчаны актерской игрой Файнса, персонаж которого по ходу повествования заигрывается своими поисками достойного претендента на Святой Престол настолько, что неминуемо получает грозное знамение – в виде логичного по сюжету и ожидаемого стечения обстоятельств.

Сценарий умело развешивает «ружья», чьи «выстрелы» влияют на повествование, в котором помимо сюжетных поворотов нашлось место и для крушения надежд одних персонажей и для переосмысления (благодаря помощи друга или знаку свыше) себя персонажами другими, которые в погоне за властью, как бы они о ней не высказывались, обманывали не столько окружающих, сколько самих себя.

Финал кинокартины – неоднозначен и провокационен, следуя литературному источнику по сути, он отличается от него в деталях, делающих концовку менее радикальной и, пожалуй, более логичной.

Несмотря на название фильма, его действие происходит далеко не в одной локации: камерные эпизоды с фокусом на героях повествования сменяются сценами на открытом воздухе, где персонажи теряются либо в альковах Ватикана, либо среди массовки, а мрачные тона и таинственность темных помещений чередуются с залитыми светом пространствами и дополняются контрастными цветами одеяний и декораций. Создатели фильма грамотно работают со светом, мизансценой и постановкой камеры, чередуя отстраненность крупных планов со сценами, снятыми из-за плеча персонажей и вовлекающими зрителя в происходящее.

Кадры из х/ф «Конклав» (2024)
Кадры из х/ф «Конклав» (2024)

«Конклав» характеризуют крепкая работа режиссера и оператора, великолепный актерский ансамбль и, разумеется, сценарий, умело адаптировавший литературный первоисточник, которые в совокупности превращают этот двухчасовой фильм в увлекательный драматический детектив об «Игре Престолов» в Ватикане с актуальными для Запада политическими аллюзиями. Впрочем, не стоит забывать, что это (хорошо сделанный, но все же) развлекательный фильм с прицелом на престижные премии, а не глубокое философское исследование и не авторское кино.





825
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 января 22:06
Отличное кино, разыгранное по всем канонам классического Голливуда. За исключением финала, который выглядит немного нелепым и как будто бы не отсюда
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 января 22:40
цитата Uliss25
Отличное кино, разыгранное по всем канонам классического Голливуда.

:beer:

цитата Uliss25
За исключением финала, который выглядит немного нелепым и как будто бы не отсюда

Книга хуже :-)))

P.S.
По крайней мере в фильме тот персонаж, который, скорее всего, вас и расстроил
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не был лжецом и самозванцем, а был по большому счету даже «жертвой» (природы?), но вполне стойко перенес то, что выяснилось и что не зависело от его воли. В книге же — на мой взгляд — «этот» (аналогичный) персонаж оказался там, где он оказался, из-за (целенаправленного) обмана.


Ну и лично я (подслащивая горькую пилюлю, так сказать) воспринимаю финал фильма с точки зрения главного героя, который
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
достал всех окружающих и накрутил себя так сильно, что в попытках предотвратить ошибку, допустил практически катастрофу (в книге — отложенную катастрофу, в фильме — не совсем)... А потом выдохнул, когда случилось непоправимое, «расслабился и стал получать удовольствие».
 


Ссылка на сообщение10 января 06:15
Одним словом, смотрим и наслаждаемся блестящей игрой Рэйфа Файнса и других отличных актеров ))) А про концовку быстро забываем ))


Ссылка на сообщение10 января 09:38
Большое спасибо! Грамотная и завлекательная рецензия! А то я прочитал комменты, оставленные населением, в духе: «Говорят, говорят — контрреволюция одна!»:-) И думал, что фильм не стоит моего внимания, ан нет.
тут кстати Дмитрий Пучков и Джон Шемякин затеяли большой разбор фильма.
https://rutube.ru/video/10d4934b00588...
В первой части рассказали об истории государства Ватикан и его роли в международных отношениях. Я был в этом вопросе ни в зуб ногой, так что оказалось очень интересная история.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 января 19:10
цитата vfvfhm
Большое спасибо! Грамотная и завлекательная рецензия!

Вам спасибо, что прочли, рад, что понравилось и оказалось полезным!

цитата vfvfhm
А то я прочитал комменты, оставленные населением, в духе: «Говорят, говорят — контрреволюция одна!»

В книге — да, практически контрреволюция, а в фильме — так, небольшой «дворцовый переворот» :-)))


⇑ Наверх