627 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 627. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. А.Кошкин-2).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

627. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. А.Кошкин-2).

Статья написана 3 января 13:10

Ознакомимся с главными персонажами "Золотого ключика" в иллюстрациях А.Кошкина (первое издание — 1981 г.).

Худ. А.Кошкин (1981). Главные персонажи

Среди нынешних мамочек есть мнение, что иллюстрации Кошкина к "Золотому ключику" страшные (или, по крайней мере, не для детей). Ну, значит, выпали иллюстрации Кошкина из массового сегмента, перешли в элитный арт-проект.

1. Джузеппе и Карло

1) Колоритный пьяница Джузеппе.


2) Драка друзей, которую спровоцировало полено с душой Буратино.


3) Кошкин очень современен. Вот какого он нарисовал такого Папу Карло — пожилого, подтянутого и спортивного. Только сорок пять лет спустя такой типаж стойкого хипстера вошёл в моду.

2. Буратино

1) Буратино очень хрупок (и физически, и душевно). Трепещущий нос-веточка.


2) Колпак полосатый. А остальную одёжку по цвету и не разобрать: тёмная цветовая гамма художника плюс удивительно плохая полиграфия для книги, которую "Детская литература" презентовала как шедевр и успела несколько раз переиздать в оставшиеся годы советского строя.


3. Карабас (и Дуремар)

Образ Карабаса даже Кошкина воодушевил: все персонажи умиротворённые, а Карабас — вон какой нервный злодей.


Расчихался, понимаешь.


Карабас — эффективный менеджер, который руководит творческим коллективом. В общем, сволочь — наслаждается своей властью над ранимыми душами.


Возможно, художники — личности творческие — создавая мерзкие образы Карабаса, представляли на его месте своих зоилов — управленцев. Страшна месть иллюстраторов.

4. Кот и Лиса

Алиса и Базилио — бравые нищие.



5. У Мальвины

1) Консилиум лесных лекарей.


2) У Кошкина положительные герои все примороженные. Мальвина (из-за безобразной цветопередачи она с зелёными волосами) — меланхоличка, искренне переживающая из-за несовершенства своих соплеменников.


3) Понятно, почему Мальвина живёт одна в лесу — только животные, сохранившие единство с природой, позволяют ей поддерживать внутреннюю гармонию. Мальвина не от мира сего. И куда её Буратино втягивает? Кассиршей в театре пристроил...

6. Город Дураков

1) Вот такие архитектурные извращения Города Дураков нарисовал Кошкин. Получилось очень красиво — в духе советского конструктивизма с его круглыми зданиями. Ну, и Гауди на ум приходит (заграница, всё ж).


2) Начальник Города. Все художники рисуют его в окружении лакеев и с коленопреклоненным Карабасом. Кошкин даёт его сольный портрет. Такой градоначальник не нуждается в обрамлении.


3) Сцена, в которой Буратино со скалы падает в коляску Губернатора, захватившего бунтовщиков в плен. Умеет Кошкин рисовать картины энергичных действий, которые становятся очень смешными на контрасте с невозмутимыми персонажами, разлетающимися от удара.

Видно, насколько пренебрежительной к художникам была советская полиграфия уже в начале 1980-х гг. — проявление начинающегося всеобщего упадка.

Иллюстрация представляет собой разворот, который печатался на двух страницах. Видно, что цвет неба на правой стороне резко отличается от цвета на левой стороне. Значит, и все другие цвета поплыли. Нашёл в "Лабиринте" обзорную фотографию этого разворота от "Серафима и Софии" (2008) — видно, что цветоделение там нормальное. Эх, надо было это переиздание брать (может, даже и с подлинников печатали — Кошкин у них постоянным автором был).


7. Драки

1) Сюита Кошкина — прославление передовой (в американских бейсболках) советской интеллигенции. Представителем передовой интеллигенции назначен пудель Артемон. Он хрупок, но не тщедушен: по моде 1981 года знает приёмы карате. До сих пор лупил хулиганов, но может и на битву с псами режима выйти.


2) Буратино приклеил Карабаса к сосне.

Чеширский кот в небе над Буратино — ох, уж этот пост-модернизм.

8. Концовка

Карабас в луже. Но это только формальная концовка.


На задней крышке переплёта — снова Карабас. Было такое уже в макете у Кокорина (см.), но там Карабас уходил от нас прибитый. А здесь Карабас возвращается — такие в покое творческую интеллигенцию не оставят.





84
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 января 20:15
Согласен и с мамками, и с Вами. Жуткий артхаус и нечего на полиграфию пенять.
Про Артамона, который Артемон, просто убили.
Кстати, кинологи считают пуделей очень умными и в декоративные они ушли из статуса рабочей собаки не так давно. Т.е, на роль советского интеллигента 1980-х просто идеально.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 января 20:16
Артамона исправил. Из охотничьих собак в декоративные ушли крупные (королевские) пуделя. Средние и карликовые кроме как в цирке нигде не служили. Но умные, собаки.


Ссылка на сообщениепозавчера в 15:38
Мрачненько. Прям такое ощущение, что иллюстриповали Гофмана, по-меньшей мере.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщениепозавчера в 16:18
Да, унылость Кошкину присуща. А то и мизантропия.


⇑ Наверх