Урсула Ле Гуин О серьёзной


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «laapooder» > Урсула Ле Гуин. О серьёзной литературе
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Урсула Ле Гуин. О серьёзной литературе

Статья написана 22 декабря 2024 г. 09:36

Урсула Крёбер Ле Гуин

О серьёзной литературе

On Serious Literature, 2007


Майкл Шейбон потратил немало сил, пытаясь вытащить разлагающийся труп фантастики из неглубокой могилы, куда его бросили авторы серьёзной литературы.

Руфь Франклин, «Slate», 8 мая 2007 г.


Что-то разбудило её ночью. Возможно, звук шагов на лестнице — кто-то в мокрых кроссовках очень медленно поднимался по ступенькам... но кто? И почему мокрые кроссовки? Дождя нет. Вот снова тяжёлый, хлюпающий звук. Но дождя не было уже несколько недель, стояла духота, спёртый воздух приобрёл приторный привкус плесени или сладковатой гнили, словно у очень старой финоккьоны или, скажем, позеленевшей ливерной колбасы. И вот опять — медленные, хлюпающие, засасывающие шаги, отвратительный запах усиливается. Что-то поднимается по лестнице, приближаясь к двери. Когда она услышала стук пяточных костей, прорвавшихся сквозь гниющую плоть, то всё поняла. Но фантастика мертва, мертва! Будь проклят этот Шейбон, вытащивший труп из могилы, куда она и другие серьёзные писатели его зашвырнули, дабы спасти серьёзную литературу от оскверняющего прикосновения, от ужаса пустого, покрытого язвами лица, от безжизненного, бессмысленного блеска гниющих глаз! Что, по мнению этого дурака, он наделал? Неужели он совсем не обращал внимания на бесконечные ритуалы серьёзных писателей и их серьёзных критиков — официальные церемонии изгнания, повторяющиеся заклинания, колья, снова и снова вонзаемые в сердце, язвительные насмешки, бесконечные победные пляски на могиле? Разве он не хотел сохранить невинность Яддо? Неужели он даже не понимал важности различий между научной фантастикой и контрфактуальной беллетристикой? Неужели он не понимал, что Кормака Маккарти — хотя всё в его книге, за исключением удивительно откровенного использования вопиюще невразумительной лексики, было поразительно похоже на множество ранних произведений научной фантастики о людях, пересекающих страну после холокоста, — ни при каких обстоятельствах нельзя называть писателем-фантастом, ибо Кормак Маккарти — серьёзный писатель и, следовательно, по определению не может опуститься до низких жанров? Могло ли случиться, что Шейбон, получив от безумных дураков Пулитцеровскую премию, забыл о священном слове «мейнстрим»? Нет, она не хотела смотреть на существо, что с хлюпаньем пробралось в её спальню и теперь стояло над ней, воняя криптонитом и ракетным топливом, скрипя, подобно старой усадьбе на вересковых пустошах под порывами грозового ветра, чей мозг разлагался изнутри, подобно груше, а маленькие серые клеточки вытекали из ушей. Но существо завладело её вниманием, протянуло к ней руку, и она увидела на наполовину разложившемся пальце сверкающее золотое кольцо. Она застонала. Как они могли закопать труп в столь неглубокой могиле, а потом просто уйти?

— Копайте глубже, копайте глубже! — кричала она, но её не слушали, и где теперь все они, прочие серьёзные писатели и критики, когда она в них нуждалась? Где её экземпляр «Улисса»? Всё, что имелось на прикроватном столике, — роман Филипа Рота, под креплением настольной лампы. Она вытащила тонкий томик и попробовала заслониться от ужасного голема, но силы оказались неравными. Даже Рот не смог спасти. Монстр возложил на неё чешуйчатую руку, и кольцо выжгло на ней клеймо, подобное горящим угольям. Жанр дохнул ей в лицо трупным зловонием, и она погибла. Её осквернили. Уж лучше бы она умерла. Теперь её никогда, ни за что не пригласят писать для «Granta».


Яддо — арт-резиденция в городе-курорте Саратога-Спрингс. Основана в 1900 году финансистом Спенсером Траском и его женой, писательницей Кейт Траск. Место «отдыха и восстановления сил для авторов, художников, скульпторов, музыкантов».

«Granta» — один из ведущих литературных журналов Великобритании, ориентированный исключительно на реалистическую литературу. Основан в 1889 году.





113
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 11:05
Большое спасибо! Молодцом миссис Урсула! «Авторы серьезной литературы» лучше о себе и своих писаниях побеспокоились. В 2007 году это было неочевидно, а теперь да, все-таки четверть века отмахали!
«Мейнстрим» на Западе превратился в унылое позорище! Ничего сопоставимого с предыдущим столетием (а в 20 веке лит-ра начала термоядерно жечь с первых же лет!) даже близко нет. Сходящие в могилу великие старики, как тот же Филип Рот (Ле Гуин очень точно его назвала) написали свои последние отличные книги — и все! Эти же пишут карамельные и попкорн-сказки для расслабленных дегенератов и считают себя «серьезными авторами». Пф-ф! Стыдоба!
Зато в фантастике всех жанров, пусть тоже не все гладко и по красоте, тьма тьмущая замечательных масштабных произведений, которыми и перед титанами прошлого не стыдно показаться.8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 11:22
И Руфь тоже отлично показана... Прижгли её кольцом, и всё — давай про Ширли писать :-D
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 11:26
цитата laapooder
И Руфь тоже отлично показана...

Мне очень стыдно спрашивать очевидное, но кто такая Руфь?;-)
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 11:43
Автор эпиграфа.

Руфь Франклин (Ruth Franklin) — книжный критик, бывший редактор журнала «The New Republic», автор книги-биографии Ширли Джексон.
Статьи Франклин появляются во многих периодических изданиях, в том числе в «The New Yorker», «The New York Times Book Review», «The New York Review of Books», «Harper’s». Она получила стипендию имени Гуггенхайма в области биографии, стипендию Кулмана в Нью-Йоркской публичной библиотеке, стипендию имени Леона Леви в области биографии и премию Роджера Шаттука за критику.
Её первая книга «A Thousand Darknesses: Lies and Truth in Holocaust Fiction», посвящённая изображению холокоста в художественной литературе, стала финалистом премии Сами Рора за еврейскую литературу.
Вторая книга Франклин «Shirley Jackson: A Rather Haunted Life» («Ширли Джексон: жизнь с привидениями») получила премию Национального круга книжных критиков за биографию, а также ряд других престижных литературных наград.
Франклин живёт в Бруклине, Нью-Йорк.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 12:04
Большущее спасибо за подробное разъяснение!:beer: На незнакомое имя даже внимания не обратил, а зря. Теперь поищу ее книги о холокосте и Ширли Джексон.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 12:27
Кстати, именно поэтому в тексте «холокост», а не более уместный «апокалипсис» или просто «конец света».
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 13:47
Понятно! Урсула Ле Гуин была великим мастером фантастической прозы. Ее надо внимательно читать, она не просто так слова использует:-)
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2024 г. 12:05
О Ширли Джексон нашел! Еще раз спасибо!


⇑ Наверх