В первых строках этой рецензии я категорически заявляю, что не принадлежу к людям, которые наизусть помнят оригинальный текст, часами могут дискутировать о романе или досконально разбираются в истории Колумбии. И если начать обсуждать роман, то остановиться будет уже невозможно.
Потому саму книгу я снимаю с чаши весов, скажу лишь, что никаким серьезным образом против сюжета создатели не пошли.
Точка.
А сериал получился?
Да.
Я увидел этническое разнообразие той земли. От индейцев, негров и некоторого количество белых — к самым разным метисам. И это не дешевая "политкорректность". Просто такие там люди. Отлично показано и разнообразие по социальному положению. Лица истощенные и ухоженные — во всех возможных вариантах. Батраки, крестьяне позажиточней, вот магистрат, вот состоятельный землевладелец. Есть дети и старики, есть красавицы и серые мышки — и практически все они немножко другие.
Ты будто среди людей в другой стране, и это настоящие люди, а значит, массовка на экране правильная, живая. За лицами читаются биографии.
Отлично показано, как росло селение Макондо. Вот еще соломенные крыши, вот какие-то кадки с цветами, но мелькнул "зингер" — о, швейная машинка, они начинают богатеть. Вот появляются двухэтажные дома. Резная мебель на фоне оштукатуренных стен. Стеклянные банки у аптекаря. Вот — каменная церковь. И вот Макондо времен гражданской войны: зажиточный городок, который все никак не может стать настоящим городом. Явно было построено несколько больших декораций, был единый план.
Когда смотришь, ощущение, как сквозь жизненные циклы "рождение-брак-смерть, рождение-брак-смерть" — начинает, как стальные шипы чертополоха сквозь лепестки, прорастать цивилизация. Для основателя Макондо, храброго мечтателя, цивилизация была скорее набором чудес, которые к нему привозили цыгане. Но вот назначают магистрата. Открывается школа. Появляется священник (вот зачем он был нужен?). Все социальные противоречия вдруг обретают названия, вроде "либерализма" и "консерватизма". Проводят выборы (с подтасовкой). Вот появляются войска. Первые расстрелы. Подъем сопротивления. Люди мыслят категориями войны. Потом пытаются вернуться в мирную жизнь. Но уже все. Невозможно вернуться в райский сад. Теперь жизнь идет от одной гражданской войны до другой, от мобилизации до реквизиции. История Колумбии прямо как маятник...
Магия. Если исходник это магический реализм, то нет нужды в головоломных спецэффектах. Что-то добавили компьютерной графикой, но львиная доля спецэффектов просто обеспечивает визуальный образ метафор или аллегорий. Вот окрыленный жених парит над столиком в "рюмочной", вот непрерывный поток цветов на похоронах основателя Макондо. Или неспящие жители городка. Или предсмертные видения. Приемы подачи образов при этом совершенно не новые, я видел довольно много похожих постановок. Но основная магия тут в самом положении вещей, в сплетении событий, и она чувствуется хорошо.
Эротика, обнаженка и вся сумма физиологии. Авторы взяли на вооружение достаточно мудрый подход: все должно быть красиво и, одновременно, естественно. Потому эротики тут много, а "повесточки" не заметно.
Война. Часть батальных сцен подана реалистично. Штурм городка усиленной ротой карателей — это великолепная динамика, это страшно и еще это смешно, потому что среди хаоса разрушения мечется местный бонапартик. Он, натурально, пошил себе костюм Наполеона, нацепил пару орденов, верховодит какой-то бандой малолеток. Но сам — мягкий и нерешительный человек, которому периодически в голову ударяет гордость. Потому когда мамочка публично побила его, и наполеончику отказались платить налоги — он не стал убегать в горы, а решил встретить карательную роту. Мг. Встретил. Только бахрома эполетов в воздухе мотылялась. Через пару часов расстреляли у кладбищенской стенки.
А часть батальных сцен подчеркнуто героическая, пафосная.
И, конечно, милый штрих, который присущ всем самопальным армиям третьего мира: уважающий себя человек с политическими амбициями должен именоваться полковником, не меньше. Даже, если остался в лесу один.
Наконец, исполнители главный ролей и центральные образы сами по себе. Ну что, это бомба. Я не знаю, каких усилий стоило собрать именно такую труппу, но у меня только хорошие слова по их адресу. Внешность, габитус актеров целиком соответствует их артистическим образам. В них веришь. Те дети, которые сам еще играть не умеют, подобраны и загримированы так, чтобы походить на будущих взрослых. Молодых и старых приходиться играть разным людям, но тут тоже постарались. И актеры старались, прекрасно понимая, что воплощают на экране архетипические образы. Характеры читаются, изменения в каждом человеке тоже видны.
Три персонажа особенно выделяются на этом фоне: супруги, основатели Макондо, Хосе Аркадио и Урсула, и их сын Аурелиано. Добрый юноша, душа которого человеческими страданиями уязвлена стала, превратился в стального воина и беспощадную военную машину.
Должен быть второй сезон, потому что не самая большая книжка в восемь серий не умещается. Это как с экранизацией первой сказки из "Хроник Нарнии" — короткая история и полнометражный фильм. И иначе никак не получается.
Итого: смотреть, непременно. Здесь показано, как в действительности чудовищно тяжело переехать из села в город.