Владимир Короленко «Дети подземелья»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Исполненная трагизма и глубинной подлинности повесть Владимира Галактионовича Короленко западает в сердце и что-то незримо меняет в душе каждого ребенка.
События разворачиваются в небольшом польском местечке Княж-городке. Вася и Соня — дети уважаемого в городе человека, судьи. Их жизнь внешне спокойна и размерена. Только семейная трагедия, смерть матери, когда мальчику было шесть лет, подтачивает благополучие. Отец все более удаляется от сына, и всю свою любовь сосредотачивает на дочери Соне. Мальчик чувствует себя брошенным, бесцельно слоняется по городу, пока однажды не встречает на своем пути двух нищих бродяжек, маленьких Валека и Марусю, вынужденных попрошайничать и подворовывать, чтобы выжить.
Написанная в годы ссылки повесть объединила в себе ряд проблем как общества в целом, так и отдельно взятой семьи. Вдовец начинает отстраняться от сына и тяготеет к напоминающей умершую жену дочери, мальчик тянется к изгоям общества.
Впервые напечатано в журнале «Русская мысль» в № 10 за 1885 год под названием «В дурном обществе».
Повесть была включена писателем в его первую книгу «Очерки и рассказы», вышедшую в 1886 году, и затем многократно переиздавалась.
В 1886 году в февральском номере детского журнала «Родник» был опубликован сокращенный вариант повести под названием «Дети подземелья». В этом виде она многократно переиздавалась на протяжении XX века.
В произведение входит:
|
Входит в:
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Антология мировой детской литературы», 2003 г.
— антологию «Чтение на лето. Переходим в 5-й класс», 2008 г.
— антологию «Рассказы о детях», 2021 г.
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
O.K., 26 апреля 2023 г.
Рисуется такая картина:
Ночь. Лес. На полянке горит костер. Вокруг костра дети: мальчики и девочки, дошколята и подростки. И они по очереди, подсвечивая себе лица фонариками, рассказывают страшилки. Очередь доходит до рассказчика, который понимает, что для мальчиков и для девочек, для малышей и для подростков страшными кажутся совершенно разные вещи. И он начинает лепить свой рассказ так, чтобы угодить всем.
Я живу рядом с замком, построенном на костях (охают мальчики) – меня не любит даже родной папа (вздыхают девочки) – ночью мне часто приходится ходить мимо кладбища (завывают все разом) – однажды мы с друзьями влезли в заброшенную церковь (загораются глаза у мальчиков) – там я встречаюсь с детьми, которых тоже никто не любит (наворачиваются слёзы на глаза девочек) – вместо родителей у них нищие бродяги (взвизгивает малышня)… Ну и так далее, по всем законам жанра: подземелье – тьма – меня-никто-не-любит – нищие – холод – голод – сырость – кладбище – обездоленные детишки.
Этот рассказ у ночного костра не имеет глубоко смысла. Просто игра, чтобы убить время, поупражняться в ораторском искусстве и впечатлить товарищей. У истории нет ни сюжета, ни морали. Данный рассказ отличают от других научный подход и образность, которых не ожидаешь от бессмысленной страшилки, рассказанной ночью у костра. Половина слушателей наутро ничего и не вспомнят. Но при этом найдутся и особо впечатлительные, которые на всю жизнь запомнят историю об обделённых детишках. Даже философский базис разглядят: ну, что порой в чужом доме чувствуешь себя лучше, чем в собственном, или что не всякую любовь можно выразить словами, или… что лучше быть добрым, нежели злым. Ну, с этим не поспоришь. Только думается мне, что осознание сей мысли должно прийти к человеку как-то по-другому, а не посредством этой книги…
P.S. Я не говорю, что мне не жалко больных бездомных детей. Жалко, конечно. Но отторжение вызывает сама форма рассказа, с её нагнетанием черноты и назидательным обличением пороков общества.
korsrok, 4 августа 2020 г.
"«На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землёй тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями».
"…передо мной было только кладбище, пустынное и тихое, без малейших признаков обитаемости, только воробьи чирикали на свободе да густые кусты черемухи, жимолости и сирени, прижимаясь к южной стене часовни, о чём-то тихо шептались густо разросшеюся тёмной листвой».
Увлёкшись серьёзно литературой, годами зачитывался зарубежными классиками, чаще всего книгами отцов-основателей хоррора и тех, кто занимался развитием жанра на протяжении веков не находил среди отечественных писателей похожих авторов. Ну, понравились рассказы Михаила Парфёнова со временем например, так он современник, ну «Мастер и Маргарита» Булгакова прочитал, хороший. Знаю само собою достопочтенного Николая Гоголя, а на днях ещё и про Владимира Галактионовича Короленко узнал!
Писатель-гуманист мирового уровня. «Белогвардиец». Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности; известный правозащитник, общественный деятель — список достижений и заслуг очень и очень многими уважаемыми человека можно продолжить. Но по линии художественной литературы, сочинял ли только социальные рассказы про непреклонных противников большевицкому перевороту с сопутствующим ему хаосом и дикарством, про бродяг-бедняков? Работал ли только в жанре реализма? Нет. Самое известное произведение, повесть «Дети подземелье», которые многие проходили по школьной программе, вполне может претендовать на лучшую кладбищенскую историю и чисто жанр готики, если судить по локации, что в свою очередь вполне в рамках хоррор. Так вот, в школе сюжет произведения не запомнил, а вот мрачное впечатление сохранилось. И перечитав спустя много лет, узнав случайно, что автор буквально сосед, оно подтвердилось.
События разворачиваются в старом городе, где одна из главных достопримечательностей — древний полуразрушенный замок на острове. И дети туда часто бегают гулять, хоть пугает сам вид строения и бездомные. ««Живёт в замке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты». Однажды бедолаг холодной дождливой ночью разогнали, но не сразу они покинули город и не все.
Здесь начинается весьма жуткий и драматичный эпизод, где жители дежурили ночью, а когда пёс залает, стучали палками по забору, давая понять, что на чеку. Словно по улице бродили не люди. Кое-кто поселился в не менее ветхой кладбищенской часовне, точнее даже сказать — под ней. С парой почти ровесников знакомится главный герой, найдя утешение в таком знакомстве и дальнейших встречах, ибо дома с отцом не ладилось. Но бродяги показали ему родственника с другой стороны — как местный судья, тот не спешил их прогонять...
Интересно. Хочу вот приобрести полное собрание сочинений Короленко и познакомится с другими рассказами, а также, собственно главным произведением, эпопеей «Записки моего современника» (1904-1921), особенной хотя бы потому, что сочинил он её исключительно находясь уже несколько лет в Полтаве, куда приехал из Санкт-Петербурга. В дом Александра Викентиевича Будаговского на Ново-Садовою №1, возле городского Сада, который городу ещё Семён Михайлович Кочубей (1778-1853) подарил, из древнего казацкого рода.
Так вот, тот дом и сейчас стоит, а внутри сохранилась точная обстановка ХІХ столетия, с оригинальными предметы антикварной мебели, десятком книжных шкафов с личными коллекциями дореволюционных книг и словарей писателя, его рабочий кабинет, даже какие-то записки, черновики, старый Андервуд. К ним можно прикоснуться, что в общем-то восхищает. Сейчас в Саду у нас Рокерский-клуб, где раньше часто гулял на концертах, даже не подозревая, что рядом жил такой удивительный человек.
8/10
Paganist, 18 сентября 2019 г.
Конечно, можно было «Детей подземелья» углубить, расширить до полноценного романа. Больше раскрыть героев, показать их историю и так далее. Впрочем, и в таком виде повесть вполне презентабельна. Повесть полезно прочитать и взрослым, и детям.
История одновременно грустная и светлая. Да, жаль маленькую Марусю, но, с другой стороны — отрадно, что главный герой поладил с отцом. Как ни крути, повесть подана как эпизод из жизни. А жизнь, как известно, богата на самые разнообразные события.
Хорошо, что автор не идеализирует нищих, выдавая их за несправедливо обиженных жертв. Нейтральная подача, без оценочных суждений — удачный ход. И главный герой-ребёнок, лишённый предубеждений — лучшее решение для такого хода. Бездомные нищие — крайне непопулярная тема в литературе тех времён. Но подана трогательно, но без пафоса или преувеличения.
Sawwin, 23 апреля 2017 г.
А ведь по сути дела перед нами первое в русской литературе произведение, описывающее жизнь бомжей. Изгои, обосновавшиеся в развалинах... — один в один копируют своим бытом нынешние бомжатники. Ничто не ново под луной, но в конце XIX века нужен был талант и литературная смелость Владимира Галактионовича Короленко, чтобы написать эту повесть.
yemets, 22 сентября 2015 г.
«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Короленко, как сын судьи и якутский ссыльнопоселенец, не по наслышке знакомый с имперской пенитенциарной системой, описал жизнь париев современного ему общества конца 19-го века. Повесть во многом автобиографична. Здесь нашли своё отображение и проблема «отцов и детей», и жизнь человека «на дне». Некоторые сцены из жизни отверженных обществом нищих читать морально тяжело, поэтому позиционировать это произведение как «детскую литературу» я бы не стал. Экранизация повести — х/ф «Среди серых камней» тоже оставила после себя неоднозначные впечатления.
Йожъ ва Фракке, 16 октября 2015 г.
Написано без злости. Книга заставляет пожалеть и задуматься, и при этом в ней нет ничего такого... горького. Повесть произвела сильное впечатление и — спасибо автору! — обошлось без яда, не особо помогающего открыть глаза, однако любимого некоторыми писателями. Закончилось всё грустно, но по-доброму.