fantlab ru

Владимир Короленко «Дети подземелья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.43
Оценок:
175
Моя оценка:
-

подробнее

Дети подземелья

Другие названия: В дурном обществе

Повесть, год (год написания: 1885)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 31
Аннотация:

Исполненная трагизма и глубинной подлинности повесть Владимира Галактионовича Короленко западает в сердце и что-то незримо меняет в душе каждого ребенка.

События разворачиваются в небольшом польском местечке Княж-городке. Вася и Соня — дети уважаемого в городе человека, судьи. Их жизнь внешне спокойна и размерена. Только семейная трагедия, смерть матери, когда мальчику было шесть лет, подтачивает благополучие. Отец все более удаляется от сына, и всю свою любовь сосредотачивает на дочери Соне. Мальчик чувствует себя брошенным, бесцельно слоняется по городу, пока однажды не встречает на своем пути двух нищих бродяжек, маленьких Валека и Марусю, вынужденных попрошайничать и подворовывать, чтобы выжить.

Другая аннотация:

Написанная в годы ссылки повесть объединила в себе ряд проблем как общества в целом, так и отдельно взятой семьи. Вдовец начинает отстраняться от сына и тяготеет к напоминающей умершую жену дочери, мальчик тянется к изгоям общества.


Примечание:

Впервые напечатано в журнале «Русская мысль» в № 10 за 1885 год под названием «В дурном обществе».

Повесть была включена писателем в его первую книгу «Очерки и рассказы», вышедшую в 1886 году, и затем многократно переиздавалась.

В 1886 году в февральском номере детского журнала «Родник» был опубликован сокращенный вариант повести под названием «Дети подземелья». В этом виде она многократно переиздавалась на протяжении XX века.



В произведение входит:


8.36 (14)
-

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Дети подземелья
1940 г.
Повести и рассказы
1948 г.
Повести и рассказы в 2 томах. Том 1
1960 г.
Рассказы русских писателей
1962 г.
Дети подземелья
1970 г.
Повести. Рассказы. Очерки
1971 г.
Том II
1971 г.
Дети подземелья
1974 г.
Дети подземелья. Слепой музыкант
1975 г.
«Лес шумит»
1977 г.
Дети подземелья
1977 г.
Повести. Рассказы. Очерки
1977 г.
Избранные произведения
1978 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Дети подземелья
1979 г.
Дети подземелья
1984 г.
Дети подземелья
1985 г.
Дети подземелья
1985 г.
Сон Макара
1985 г.
Повести и рассказы
1986 г.
Дети подземелья
1988 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 1
1989 г.
Хрестоматия по русской литературе
1999 г.
Антология мировой детской литературы. Том 4 (К – Л)
2003 г.
Русская проза XIX века
2007 г.
Чтение на лето. Переходим в 5-й класс
2008 г.
В дурном обществе
2010 г.
Том I. Повести и рассказы 1879-1889
2012 г.
Слепой музыкант
2014 г.
Дети подземелья
2015 г.
Гуттаперчевый мальчик. Повести
2016 г.
Дети подземелья
2016 г.
Дети подземелья
2016 г.
Дети подземелья
2016 г.
В дурном обществе
2017 г.
Дети подземелья
2017 г.
Рассказы о детях
2021 г.
Дети подземелья
2022 г.
Дети подземелья. По повести
2022 г.

Аудиокниги:

Слепой музыкант
2007 г.
Дети подземелья
2014 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рисуется такая картина:

Ночь. Лес. На полянке горит костер. Вокруг костра дети: мальчики и девочки, дошколята и подростки. И они по очереди, подсвечивая себе лица фонариками, рассказывают страшилки. Очередь доходит до рассказчика, который понимает, что для мальчиков и для девочек, для малышей и для подростков страшными кажутся совершенно разные вещи. И он начинает лепить свой рассказ так, чтобы угодить всем.

Я живу рядом с замком, построенном на костях (охают мальчики) – меня не любит даже родной папа (вздыхают девочки) – ночью мне часто приходится ходить мимо кладбища (завывают все разом) – однажды мы с друзьями влезли в заброшенную церковь (загораются глаза у мальчиков) – там я встречаюсь с детьми, которых тоже никто не любит (наворачиваются слёзы на глаза девочек) – вместо родителей у них нищие бродяги (взвизгивает малышня)… Ну и так далее, по всем законам жанра: подземелье – тьма – меня-никто-не-любит – нищие – холод – голод – сырость – кладбище – обездоленные детишки.

Этот рассказ у ночного костра не имеет глубоко смысла. Просто игра, чтобы убить время, поупражняться в ораторском искусстве и впечатлить товарищей. У истории нет ни сюжета, ни морали. Данный рассказ отличают от других научный подход и образность, которых не ожидаешь от бессмысленной страшилки, рассказанной ночью у костра. Половина слушателей наутро ничего и не вспомнят. Но при этом найдутся и особо впечатлительные, которые на всю жизнь запомнят историю об обделённых детишках. Даже философский базис разглядят: ну, что порой в чужом доме чувствуешь себя лучше, чем в собственном, или что не всякую любовь можно выразить словами, или… что лучше быть добрым, нежели злым. Ну, с этим не поспоришь. Только думается мне, что осознание сей мысли должно прийти к человеку как-то по-другому, а не посредством этой книги…

P.S. Я не говорю, что мне не жалко больных бездомных детей. Жалко, конечно. Но отторжение вызывает сама форма рассказа, с её нагнетанием черноты и назидательным обличением пороков общества.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

"«На костях человеческих стоит старое замчище», — передавали старожилы, и моё детское испуганное воображение рисовало под землёй тысячи турецких скелетов, поддерживающих костлявыми руками остров с его высокими пирамидальными тополями».

"…передо мной было только кладбище, пустынное и тихое, без малейших признаков обитаемости, только воробьи чирикали на свободе да густые кусты черемухи, жимолости и сирени, прижимаясь к южной стене часовни, о чём-то тихо шептались густо разросшеюся тёмной листвой».

Увлёкшись серьёзно литературой, годами зачитывался зарубежными классиками, чаще всего книгами отцов-основателей хоррора и тех, кто занимался развитием жанра на протяжении веков не находил среди отечественных писателей похожих авторов. Ну, понравились рассказы Михаила Парфёнова со временем например, так он современник, ну «Мастер и Маргарита» Булгакова прочитал, хороший. Знаю само собою достопочтенного Николая Гоголя, а на днях ещё и про Владимира Галактионовича Короленко узнал!

Писатель-гуманист мирового уровня. «Белогвардиец». Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности; известный правозащитник, общественный деятель — список достижений и заслуг очень и очень многими уважаемыми человека можно продолжить. Но по линии художественной литературы, сочинял ли только социальные рассказы про непреклонных противников большевицкому перевороту с сопутствующим ему хаосом и дикарством, про бродяг-бедняков? Работал ли только в жанре реализма? Нет. Самое известное произведение, повесть «Дети подземелье», которые многие проходили по школьной программе, вполне может претендовать на лучшую кладбищенскую историю и чисто жанр готики, если судить по локации, что в свою очередь вполне в рамках хоррор. Так вот, в школе сюжет произведения не запомнил, а вот мрачное впечатление сохранилось. И перечитав спустя много лет, узнав случайно, что автор буквально сосед, оно подтвердилось.

События разворачиваются в старом городе, где одна из главных достопримечательностей — древний полуразрушенный замок на острове. И дети туда часто бегают гулять, хоть пугает сам вид строения и бездомные. ««Живёт в замке» — эта фраза стала выражением крайней степени нищеты». Однажды бедолаг холодной дождливой ночью разогнали, но не сразу они покинули город и не все.

Здесь начинается весьма жуткий и драматичный эпизод, где жители дежурили ночью, а когда пёс залает, стучали палками по забору, давая понять, что на чеку. Словно по улице бродили не люди. Кое-кто поселился в не менее ветхой кладбищенской часовне, точнее даже сказать — под ней. С парой почти ровесников знакомится главный герой, найдя утешение в таком знакомстве и дальнейших встречах, ибо дома с отцом не ладилось. Но бродяги показали ему родственника с другой стороны — как местный судья, тот не спешил их прогонять...

Интересно. Хочу вот приобрести полное собрание сочинений Короленко и познакомится с другими рассказами, а также, собственно главным произведением, эпопеей «Записки моего современника» (1904-1921), особенной хотя бы потому, что сочинил он её исключительно находясь уже несколько лет в Полтаве, куда приехал из Санкт-Петербурга. В дом Александра Викентиевича Будаговского на Ново-Садовою №1, возле городского Сада, который городу ещё Семён Михайлович Кочубей (1778-1853) подарил, из древнего казацкого рода.

Так вот, тот дом и сейчас стоит, а внутри сохранилась точная обстановка ХІХ столетия, с оригинальными предметы антикварной мебели, десятком книжных шкафов с личными коллекциями дореволюционных книг и словарей писателя, его рабочий кабинет, даже какие-то записки, черновики, старый Андервуд. К ним можно прикоснуться, что в общем-то восхищает. Сейчас в Саду у нас Рокерский-клуб, где раньше часто гулял на концертах, даже не подозревая, что рядом жил такой удивительный человек.

8/10

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Конечно, можно было «Детей подземелья» углубить, расширить до полноценного романа. Больше раскрыть героев, показать их историю и так далее. Впрочем, и в таком виде повесть вполне презентабельна. Повесть полезно прочитать и взрослым, и детям.

История одновременно грустная и светлая. Да, жаль маленькую Марусю, но, с другой стороны — отрадно, что главный герой поладил с отцом. Как ни крути, повесть подана как эпизод из жизни. А жизнь, как известно, богата на самые разнообразные события.

Хорошо, что автор не идеализирует нищих, выдавая их за несправедливо обиженных жертв. Нейтральная подача, без оценочных суждений — удачный ход. И главный герой-ребёнок, лишённый предубеждений — лучшее решение для такого хода. Бездомные нищие — крайне непопулярная тема в литературе тех времён. Но подана трогательно, но без пафоса или преувеличения.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

А ведь по сути дела перед нами первое в русской литературе произведение, описывающее жизнь бомжей. Изгои, обосновавшиеся в развалинах... — один в один копируют своим бытом нынешние бомжатники. Ничто не ново под луной, но в конце XIX века нужен был талант и литературная смелость Владимира Галактионовича Короленко, чтобы написать эту повесть.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Короленко, как сын судьи и якутский ссыльнопоселенец, не по наслышке знакомый с имперской пенитенциарной системой, описал жизнь париев современного ему общества конца 19-го века. Повесть во многом автобиографична. Здесь нашли своё отображение и проблема «отцов и детей», и жизнь человека «на дне». Некоторые сцены из жизни отверженных обществом нищих читать морально тяжело, поэтому позиционировать это произведение как «детскую литературу» я бы не стал. Экранизация повести — х/ф «Среди серых камней» тоже оставила после себя неоднозначные впечатления.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано без злости. Книга заставляет пожалеть и задуматься, и при этом в ней нет ничего такого... горького. Повесть произвела сильное впечатление и — спасибо автору! — обошлось без яда, не особо помогающего открыть глаза, однако любимого некоторыми писателями. Закончилось всё грустно, но по-доброму.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх