618 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 618. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. Л.Владимирский).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

618. Иллюстрированные сказки: Золотой ключик или Приключения Буратино (Худ. Л.Владимирский).

Статья написана 26 ноября 2024 г. 12:16

Художник Л.Владимирский нарисовал диафильм "Приключения Буратино" в 1953 году. Диафильм доступен: НЭБ Дети (1 часть и 2 часть); в большей цветности первая часть здесь.

В 1956 году выход в издательстве "Искусство" книги с иллюстрациями Владимирского — комикса "Приключения Буратино", сокращённой версии "Золотого ключика".

Эти комиксы послужили основой для открыток и иллюстраций в полных изданиях "Золотого ключика" — теперь это есть, например, в книге, выпущенной СЗКЭО в 2021 году.

И, наконец, последняя версия сюиты иллюстраций была впервые опубликована в 1976 году опять же в виде комикса "Приключения Буратино".

Посмотрим варианты иллюстраций.

Худ. Л.Владимирский (1953/1956)

Правы те, кто начинает отсчёт иллюстраций Владимирского к "Приключениям Буратино" с 1956 года — книга, конечно, имела больший охват и больший эффект, чем диафильм. Но всё же выработка концепции всего цикла рисунков, рождение образа Буратино в диафильме 1953 года — принципиальный момент. В советское время и в наши дни иллюстрации Владимирского к "Золотому ключику" — наиболее переиздаваемые наряду с иллюстрациями А.Каневского (1950 г.). Выходит, самые известные образы Буратино были созданы в конце сталинской эпохи — и соответствуют вкусам читателей до сих пор.

Позднее сталинское время для искусства — это время душноватое, с застывшими формами. Но для детей, видать, поощрялись свободные поиски и живые формы. Очень показательны номера "Мурзилки" как раз за первый квартал 1953 года: рядом с академическими изображениями Сталина — весёлые, вполне французские, зверюшки Сутеева.


1. Джузеппе и Карло

В диафильме (как и в сокращённом книжном комиксе) начало было обрезано: к шарманщику Карло просто пришёл его друг Джузеппе без признаков алкоголизма.

1953
1953


Для полной версии текста Владимирскому пришлось нарисовать "сизый нос". Получился приятный русский пьянчужка-столяр.

1956
1956


2. Анатомия Буратино

Образ Буратино сложился сразу: вихор из стружек, и главное — нос. Длинный, тонкий, острый, чуть вздёрнутый.

1953
1953


Как и у всех предыдущих художников — плоские ручки-ножки на простейших шарнирах. Но на книжной иллюстрации видно, что корпус куклы уже с заметными изгибами, повторяющими изгибы человеческого тела.

1956
1956

Ну и характер Буратино, конечно, стал иной, чем у предшествующих художников: это очень жизнерадостный ребёнок.


3. Одежда Буратино

А вот и знаменитый наряд, не соответствующий описанию в тексте: красная рубашечка с короткими рукавами (вместо коричневой курточки) и полосатый колпачок (вместо белого) из носка. Полосатые мужские чулки, конечно, более соответствуют нашим ожиданиям в сказке про Италию старых времян.

1953
1953

В книжной иллюстрации цвета бескомпромиссные.

1956
1956



4. Карабас

1) Принципиально облик Карабаса тоже был найден Владимирским в 1953 году сразу же. Вот он: плешивый, со зверским оскалом. В сапогах со шпорами.

1953
1953


2) Открытка как живописное полотно (1955 г.). Многофигурная тщательно продуманная композиция. Карабас такой же, как в диафильме, только сапоги сменил на бальные чулки и туфли.

1955 (Открытка)
1955 (Открытка)


3) И вот книжный вариант 1956 года. Вроде бы, всё то же самое в облике Карабаса, однако он явственно изменился. Костюм стал более схематичным (чулки и туфли прижились). Тонкие усики исчезли. Владимирский укрупняет детали лица, особенно оскал зубов. И Карабас становится типичным персонажем художника Владимирского, узнаваемого всеми по манере рисунка (Буратино, кстати, не такой типичный — он с 1953 года не менялся, а художник за эти несколько лет прошёл большой путь по разработке своей оригинальной манеры). Карабас утратил остаточные реалистичные признаки, сам превратился в кукольного персонажа.

1956
1956


4) Вот лицо Карабаса крупным планом в вариантах 1953 г. и 1956 г. Как будто на актёра наложили профессиональный грим: узнать можно, но как изменился!

1953
1953
1956
1956

5. Кот и Лиса

1) Забавными персонажами стали у Владимирского Алиса и Базилио (кот особенно характерным вышел — с натуры, наверное, рисовался). Позднее были только доработки деталей.

1953
1953
1976
1976


2) Доработка деталей шла в сторону большей мультяшности. Но Более выразительными образы не стали — и так хорошо.

1953
1953
1956
1956


3) На открытке 1955 года кот с лисой наиболее эмоциональны.

1955 (Открытка)
1955 (Открытка)


6. У Мальвины

Вот уж чей облик подвергся глубокому переосмыслению — так это облик Мальвины. Произошла трансформация из куклы Пятидесятых в пупсика Семидесятых.

1) Первоначальный вариант 1953 года в диафильме — болезненно-пухленькая девочка (как Алёнка на обёртке шоколадки).

1953
1953


Лицо Мальвины анфас: застывшая маска красавицы и отличницы. Она выше шалостей одноклассников. Мёртвая фарфоровая голова (зеленоватая — костяной фарфор высшего качества).

1953
1953

Вообще-то, так и есть — более всего поведение Мальвины (если представлять её ребёнком) соответствует нашим представлениям о пионерке-активистке сталинской школы. Но времена менялись, вместе с ними менялась Мальвина. Тот же процесс трансформации облика происходил и с Татьяной Лариной (особенно, когда один и тот же художник перерисовывал иллюстрации — см.). Татьяна и Мальвина — два главных девичьих образа в русской литературе.


2) Вот одна и та же композиция в разновременных вариантах. Мальвина в 1953 году. Кукла.

1953
1953


Мальвина в 1956 году. Нормальная девочка, пусть и с кукольными чертами лица — можно себе такое представить в живых людях.

1956
1956


И вдруг в 1976 году Мальвина утрачивает реалистичные черты и снова превращается в куклу, но уже сделанную по современным технологиям.

1976
1976

Изменения в облике Мальвины особенно заметны рядом с неизменным Буратино.



3) Одежда Мальвины тоже претерпевает трансформацию. Вот взгляд на неё со спины и немного снизу: в 1953-м и в 1956-м незначительные колебания моды.

1953
1953
1956
1956


Но в 1976-м фасон нижней части наряда резко меняется.

1976
1976


4) Менялся и Пьеро. В 1953-м он был максимально очеловечен и достаточно трагичен.

1953
1953


В 1956-м он становится, как и Мальвина, обыкновенным ребёнком, чьи страдания уже вызывают улыбку (как и должно быть).

1956
1956


В 1976-м Пьеро, опять-таки вслед за Мальвиной, превращается в пупсика.

1976
1976


5) Вот напоследок ещё одна композиция, где видна трансформация героев.

1953
1953
1956
1956


Изменения внешнего вида повлекли за собой и изменения в психике.

1976
1976


6) Лекаря вокруг постели Буратино, оказавшегося в гостях у Мальвины. Не могу пройти мимо этого эпизода (изменения рисунка в последующих вариантах незначительны).

1953
1953


7. Город Дураков

Явственного городского пейзажа у Владимирского нет, сцен с губернаторами и градоначальниками тоже нет (основной набор иллюстраций создавался для сокращённых текстов, где эти сцены отсутствуют).

8. Трактиры

Обжирающиеся Карабас и Дуремар.

1953
1953
1956
1956

9. Драки

1) Очень энергично нарисовал Владимирский подвиг Артемона (в раннем варианте даже ужи-смертники нарисованы, хотя в сокращённом тексте о них, вроде бы, не упоминается).

1953
1953
1956
1956


2) Ну и классика: охват сосны бородой.

1953
1953
1956
1956

Открытка на этот же сюжет.

1955 (Открытка)
1955 (Открытка)


10. Концовка

Не совсем концовка — Карабас не сидит в луже один-одинёшенек. Предшествующее действие: нападение Артемона, повалившего Карабаса в лужу.

1953
1953
1956
1956





123
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 ноября 2024 г. 23:43
Дуремар = инкарнация Урфина Джюса. Или наоборот.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 декабря 2024 г. 08:08
Точно, похож!


Ссылка на сообщение17 декабря 2024 г. 19:15
Мальвина похожа на портреты русских императриц немного.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2024 г. 20:53
:-D
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2024 г. 22:26
цитата Zivitas
Мальвина в 1953 году. Кукла.
https://upload.wikimedia.org/...
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2024 г. 23:18
Да я верю, что похожа. Над этим и смеюсь.


⇑ Наверх