Пушкинский юбилей 2024 года не кончается. Был у нас совсем недавно бюджетный "Евгений Онегин" от пятигорского издательства "Снег". А вот истинное лицо горячих парней с предгорий Кавказа: двухтомник избранных произведений Пушкина в коже, с бронзовыми (не латунными!) бляхами и т.д. Это вторжение в нишу "Вита Новы", но вторжение пока что ещё дилетантское.
В первом томе есть "Онегин".
Современная художница О.Граблевская, достаточно известная. Форма её иллюстраций притягательна. Она работает в той манере, которая лучше всех удавалась у нас Трауготам: страница, залитая сочным цветом, а на ней уже краски (гуаши) пастельных тонов, воздушные контуры. Очень празднично.
Граблевская — творческий человек. Ей совсем не хочется повторяться при иллюстрировании классических произведений, уже истоптанных поколениями художников. Но тогда иллюстрации будут интерпретировать по большей части детали второго и третьего плана. Впрочем, я насчитал у Грабовской в сюите к "Онегину" 41 иллюстрацию (и все страничные) — это очень подробная сюита. При таком количестве иллюстраций сюжетная линия всё же получила отражение.
1) а) Яркий пример общей концепции художницы. Маленький Евгений и его гувернёр-француз. Несколько прелестных строк ("слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил") и раньше волновали художников. Но теперь этот момент становится одним из центральных.
Прелестный ребёнок. И противный старый вольтерьянец — сразу видно, кто виноват в бедах Онегина.
б) Граблевская вообще вместе с Мицкевичем готова лить слёзы (ручьистые, чистые) "об ангельски ясных днях детства прекрасных". Вот маленькие Ленский и Ольга резвятся.
Это иллюстрация к стихам:
цитатаЧуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседи, их отцы.
в) Да и вообще, как только попадается что-то вроде "а было мне тринадцать лет" — тут же и рисунок:
Это татьянина няня вспоминает, как она венчалась со своим Ваней (а тот ещё моложе был).
2) Акцент на отступлениях. Внимание ко всем вскользь упомянутым лицам (которые и персонажами-то не являются). Им всем щедро выделяются страничные иллюстрации. Можно понять сцену, когда к Татьяне "как-то Вяземский подсел". Это напрямую связано с героиней: она обретает популярность ("И близ него ее заметя, // Об ней, поправя свой парик, // Осведомляется старик").
Вот какой-то военный рекогносцировку проводит. Пушкин перед тем как приступить к публикации письма Татьяны, долго топчется и в том числе вспоминает о Баратынском, сосланном в Финляндию, даже не называя его по имени ("Певец "Пиров" и грусти томной..."). Отступление совершенно в сторону и не очень известное (не про женские ведь ножки). Но формально — целая строфа посвящена. Есть тема для рисунка.
3) А Ольге сколько внимания уделено после того, как она вроде бы перестала быть интересной для сюжета! Вот за ней улан ухаживает, а вот уже улан её увозит, а Татьяна ей вслед смотрит.
На самом-то деле, важный эпизод — Пушкин более одной строфы отводит ольгиному роману. И ведь строки запоминающиеся.
цитатаМой бедный Ленской! изнывая,
Не долго плакала она...
цитатаИ скоро звонкий голос Оли
В семействе Лариных умолк...
Да, плохо мы знаем биографию Ольги — злого гения этого романа.
Посмотрим узловые моменты иллюстрирования, когда-то определённые мною для "Онегина".
Образ Онегина. В трактовке образа взрослого Евгения никаких неожиданностей не предвидится. Но новизна — в той самой "трауготовской" форме.
Нет никаких приключений с медведем, который тащит бесчувственную Татьяну сквозь чащу. Сразу нам показывают чудищ в логове Онегина. Сам он прекрасен в верхнем правом углу, освещённый адским пламенем.
Вполне может Граблевская работать в жанре хоррора... Но не хочет — снижает пафос. Внизу справа — тот самый медведь, но с балалайкой. Недовольный читатель восклицает: "Только водки не хватает!" А водка-то есть: белочка Татьяне стакан протягивает (у Пушкина нету среди кошмаров белочки, это персонаж советского белогорячечного бреда). С этой особенностью Граблевской приходится считаться — постмодернизм на дворе.
Всё благочинно. Труп Ленского хорош — успел он в момент смерти придать лицу трогательное выражение.
И вот бунт художницы против приевшихся стереотипов. Никакой встречи героев, где он нравоучения читает, а она потупилась. Нет — берём фразу из речей Онегина, где он рисует будущее и рисуем это будущее: "Супружество нам будет мукой".
И в последней встрече — никаких онегиных у ног татьян, никаких шпилей Петропавловской крепости в окне. Только последний аккорд: Евгений стоит как громом поражён, и муж Татьяны входит.