(КИНО НОВОГО ПРИКЛЮЧЕНИЯ… -- продолжение2)
Люк Храброе Сердце и Максимус Соло
Первоначальный расцвет фильмов на историческую (или квазиисторическую, она же псевдоисторическая) тематику пришелся на 1920--1950-е годы XX века, и первым, кто осознал его огромный потенциал (визуальный и финансовый), был легендарный режиссер Сесил Блаунт Демилль.
Все началось с эпического вестерна Джеймса Круза «Крытый фургон» (“The Covered Wagon”, 1923).
Его кассовый успех побудил Демилля сделать еще один шаг вперед. «Моей целью было создать “вестерн” иного типа – сопряженный с великолепным зрелищем». Этим «другим вестерном» стал вскоре появившийся фильм… «Десять заповедей» (“The Ten Commandments”, 1923), снимавшийся еще без озвучки.
(Может быть и появившуюся полвека спустя «Новую надежду» также можно рассматривать как «зрелищный другой вестерн»?). Кинематографическая версия библейских событий с головокружительным по тем временам бюджетов в один миллион долларов оказалась чрезвычайно успешной. Продюсеры, хоть и не без опасений, все чаще соглашались с новой формулой, а в кинотеатрах били очередные кассовые рекорды фильмы «Царь царей» (“King of Kings”, 1927),
первая, еще немая версия «Клеопатры» (“Cleopatra”, 1934)
и «Самсон и Далила» (“Samson and Delilah”, 1947).
Если важнейшим фактором этих фильмов счесть «размашистое действие» (Демилль), то крестное праотцовство фильмов Нового Приключения (и связь этих последних с историческим кино) станет еще более ясной.
Условное завершение наката первой волны великих голливудских супергигантов связывают с появлением на экранах новой, звуковой версии «Бен Гура» (“Ben-Hur”, 1959)
и звуковой версии «Клеопатры» (“Cleopatra”, 1963) с Лиз Тейлор в главной роли.
Если первая из них (впервые 11 «Оскаров» для одного фильма) все еще пользовалась огромным художественным и коммерческим успехом, то прием зрителем новой версии «Клеопатры» предрекал уже отход от помпезных форматов. Первоначальный постановочный бюджет фильма был превышен в семь раз (с 5 до 27 миллионов долларов), что анонсировало небывалое визуальное роскошество, но когда фильм вышел на экраны, понесенные затраты не окупились. И хотя, конечно, в дальнейшем снимались фильмы, опиравшиеся на историческую сценографию, на экранах уже начиналась эпоха социальной революции и доминации кино Новой Волны.
(Продолжение следует)