Ребята хотят


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Ребята хотят фантастику
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ребята хотят фантастику

Статья написана 23 июля 2024 г. 13:24

РОЖДЕНИЕ СОВЕТСКОГО ЖЮЛЬ-ВЕРНА

— Покажите нам, как живут на другой планете, — сказал мне однажды тринадцатилетний товарищ: — но только, если вы наверное знаете.

— Нет, — перебил его другой, — вы можете показать, если вы и не все точно знаете, но вот в роде как Жюль-Верн. Когда он писал, он еще только об этом думал, а потом оно так и вышло, как он писал...

Ребята хотят фантастику, но научную, а не фантазирование, оторванное от жизни и науки.

Московский театр для детей давно уже думает о создании научно-фантастического спектакля, и сейчас по его заданию А. Р. Палей работает над такой пьесой. Физика, химия, математика, — многое из того, к чему иногда излишне равнодушны наши школьники, может таким образом получить для них новое звучание, может быть средством для поднятия интереса к рьяной учебе наших подростков.

Театральные возможности темы очень велики.

Самое трудное в научно-фантастической пьесе — это избежать схематизма в обрисовке образов действующих лиц. Герои Жюль-Верна — это люди, которых не замечаешь, которые, как прекрасные марионетки в руках автора, попадают в любые положения с деревянным бесстрашием и благородством.

Бытие отнюдь но определяет их сознания, как и подобает людям-марионеткам . Мы хотим создать образы живых людей. В научно-фантастическом произведении это редко удаётся, но без этого нет спектакля.

Пьеса С. Шервинского «Три Ивана» рисует мрачную эпоху Ивана Грозного, эпоху, когда жили и изобретали Иван-летун и Иван-первопечатник (Федоров).

Театр заканчивает переговоры с драматургом М. А. Булгаковым о написании им пьесы из эпохи Парижской коммуны .

Наталия Сац


(Вечерняя Москва, 1932, № 220, 22 сентября)

Неизвестно, написал ли Палей такую пьесу, но постановки такой, во всяком случае, не было.




Файлы: 000199_000009_011634528_01.jpg (3293 Кб)


652
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 17:29
Гм... Всегда был уверен, что на такую бирку «Советский Жюль Верн» единственно подходил Александр Беляев.
А кто же ещё?!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 18:59
Беляев был недостаточно научен, его при жизни за это постоянно пинали
 


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 20:47
А что тогда у нас были другие? Обручев, к примеру, был узкопрофессионален. А кто ещё?
 


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 20:53
смотря за какой период
до 1931го было много кого, после, конечно, скудно
но был тот же Палей с его «Планетой Ким», например
был Адамов со своей прекрасной переделкой на советский лад «20 000 лье», по постановлению партии )))
а Беляеву было сложно, дошло до того, что перед войной ученые письма писали в газеты «Почему не печатают Александра Беляева»?
После 1931го из ранних переиздали только Амфибию, да и то с таким послесловием Немилова
 


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 20:48
Жюль Верна тоже предостаточно пинали за ненаучность при жизни, хотя бы за Таинственный остров
 


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 20:52
Главное — Беляев был разносторонен и до сих пор легко читаем в отличие от других.
 


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 20:59
дык я с вами не спорю, я про то, как реагировала критика тех лет
 


Ссылка на сообщение23 июля 2024 г. 21:50
Да, уж. Если б только критика... Никогда не узнать, сколько несостоявшихся талантливых фантастов и приклкюченцев сгинуло в лагерях. Штильмарк — удивительное исключение, как бы его роман ни критиковать с профессиональной точки зрения. Но он только его оттуда и «вынес». И его переиздают и читают однако и сейчас.


Ссылка на сообщение24 июля 2024 г. 15:36
цитата sergio
Жюль Верна тоже предостаточно пинали за ненаучность при жизни, хотя бы за Таинственный остров


А Жюлю Верну просто повезло, что во Франции было частное книгоиздание и не было правящей компартии, при которой любой критический чих в газете воспринимался как запрет начальства печатать данного автора в дальнейшем. А вот Беляеву, увы, не повезло.


⇑ Наверх