Литературный успех ему принесло фэнтези, но ради своего следующего проекта Терри Пратчетт собирается погрузиться в мир научной фантастики, тем самым, вернувшись к концепции своей первой идеи, мечта о которой, зародилась у него еще 25 лет назад. Он придумал ее вместе с британским писателем-фантастом Стивеном Бакстером.
Пратчетт начал работать над роман о цепи параллельных миров, «Отдаленная Земля» («The Long Earth»), в 1986 году, сразу после завершения «Творцов заклинаний», третьей книги из цикла о Вселенной Плоского мира.
– Я подумал, что Плоский мир это фэнтези, но мне хотелось бы вернуться к своей первой любви, каковой является научная фантастика, – рассказал Пратчетт газете «The Guardian».
Ранее автор уже написал два романа в жанре НФ: в поздних 70-х и ранних 80-х («Темная сторона Солнца» и «Страта»).
Но плоскомирные книги обрели популярность и Пратчетт решил пойти по тропинке фэнтези.
– «Творцы заклинаний» были невероятно успешны, и практически без какого-либо вмешательства с моей стороны. И я обнаружил, что мне нравится писать книги о Плоском мире и «The Long Earth» отошла на второе место, пока второе место не скрылось за горизонтом, – рассказывает Терри.
Роясь в архивах в поисках материала, агент Колин Смит (Colin Smythe) наткнулся на незаконченный роман и 2 рассказа, и тогда Пратчетт начал понимать, что «из этого много что можно сделать».
– Это была идея, которая основывалась на квантовой теории о том, что Земля это одна из множества земель, каждая из которых отличается от другой всего лишь одним электроном. Как и в большинстве фантастикой литературы или, по крайней мере, как в той фантастике, которая интересует меня, это сценарий, из которого, как из отправной точки, мы можем получить множество веселых вещей.
– Путь, чтобы пройти из одного мира в другой обнаруживается практически случайно. Ключевая теория – как сильно наши войны зависят от нехватки земли. Предположим, что если вероятность существования другой земли практические такая же как и этой, то мы также можем сказать, что она, возможно, не заселена людьми. Итак, идем дальше, хотя нет, погодите немного, не будет мобильных телефонов…поэтому появляются очевидные проблемы: метал не очень хорошо проходит через чтобы то ни было, через что вы переступаете, чтобы попасть в другой мир. Вполне возможно, что вам придется начать абсолютно всё заново, поэтому это довольно своеобразная ситуация – люди невероятно редки, но они же – самый большой ресурс, который у вас есть.
Ранее Пратчетт сотрудничал с другими авторами, работал с Нилом Гейманом над «Добрыми предзнаменованиями» и страстно хотел объединиться для командной работы с научным фантастом, чтобы разработать серию «The Long Earth». Бакстер, автор цикла «Destiny’s Children», «Одиссея Времени», обладатель множества наград и призов в области НФ литературы (Philip K. Dick Award, British Science Fiction Award, 2002, Asimov's Readers' Awards, 2001 и проч.), казался правильным выбором.
– Я думаю, Стивен Бакстер – один из наших лучших научных фантастов, и абсолютно лучший автор твердой научной фантастики, — сказал он. – Мне нравится его воображение. Он — человек, который живет в одном доме с триллионами… Самая приятная вещь в нашем сотрудничестве, это каким большим количеством способов он или я можем решить любые возникающие проблемы. Я хронически страдаю от того, что пишу в одиночестве. Писать в соавторстве, значит, иметь рядом с собой зеркало, которое отражает происходящее, и в тоже время быть таким же зеркалом для другого. А кроме того он привык писать твердую научную фантастику.
Пока оба соавтора работают над другими книгами (очередной Плоскомирный роман Пратчетта появится следующей осенью), но они уже перебрасываются идеями и разрабатывают контуры всей серии, первый том которой будет опубликован Doubleday весной 2012.
– У нас весьма волнующие телефонные переговоры, которые дальше станут ожесточенными сражениями, кто пишет какую сцену, – раскрыл некоторые подробности Пратчетт, который в ближайшем будущем отправится к Дакотам в Черные Холмы. – Пока же все идет великолепно, и я надеюсь, что мы продолжим звонить друг другу, и вместе прояснять все туманные моменты.
Так как в серии участвует Терри Пратчетт читатели вправе ожидать юмор. Однако автор предупредил: «Вы не можете просто доложить юмор в книгу. Он должен родиться из ситуации, а не потому что вы думаете, что это хорошее место, чтобы добавить шутку».
Прежде чем начать писать, оба автора пытаются точно разработать законы своего(их) мира(ов).
– Если вы используете научные факты, вы должны быть уверены в них. Одна из проблем выдумок вроде Доктор Who в том, что вы можете делать ее как угодно. Если же вы делаете что-то по правилам, то вы должны определить все закономерности заранее. У вас только один шанс расставить все возможные параметры. Я звоню врачам и другим подобным людям и спрашиваю, может ли работать то или иная вещь. Вы должны найти что-то, что кажется правильным и не противоречит научной точки зрения.
– Если говорить в целом, то правило научной фантастики: позволить одну невозможную вещь. В нашем случае это предположение, что мы можем перешагнуть через дверь следующего мира и так через двери всех миров. И давайте посмотрим, что будут делать люди, столкнувшись с этим. Конечно, будучи писателями, мы можем работать только с тем, что мы действительно знаем о человечестве: попав в абсолютный рай, оно обязательно найдет способ поставить все с ног на голову.
Прочитать оригинал статьи
над переводом мучились трудились: suhan_ilich и WiNchiK