fantlab ru

Терри Пратчетт «Творцы заклинаний»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
2421
Моя оценка:
-

подробнее

Творцы заклинаний

Equal Rites

Роман, год; цикл «Плоский мир»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

Плоским Миром правит магия. Магией Плоского Мира правят волшебники. Волшебниками правят их привычки и желания. А если в этом Мире появится первая девочка-волшебник, да еще и ведомая ведьмой-феминисткой? Сможет ли устоять этот мир под напором двух грозных женщин?..

Другая аннотация:

Волшебники — мужчины, а ведьмы — женщины, это всем известно. Но что, если маленькая девочка твердо решила стать настоящим волшебником, вопреки устоям? Для этого у нее есть все необходимое: талант, могущественный посох, острый ум, и главное — непревзойденное упрямство, свойственное всем волшебникам. Остался лишь пустяк — стать первым в истории учеником-девочкой — ученицей! — Незримого Университета, где традиции превыше всего.


Входит в:

— цикл «Плоский мир»  >  цикл «Ведьмы»


Номинации на премии:


номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (Великобритания)

Похожие произведения:

 

 


Творцы заклинаний
1997 г.
Творцы заклинаний
2001 г.
Творцы заклинаний
2006 г.
Творцы заклинаний
2007 г.
Творцы заклинаний
2015 г.
Творцы заклинаний. Вещие сестрички
2016 г.
Творцы заклинаний
2017 г.
Творцы заклинаний
2018 г.
Ведьмы Плоского мира
2019 г.
Творцы заклинаний. Вещие сестрички
2020 г.
Творцы заклинаний
2025 г.

Аудиокниги:

Творцы заклинаний
2013 г.
Творцы заклинаний
2016 г.
Творцы заклинаний
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Equal Rites
1987 г.
(английский)
Equal Rites
1987 г.
(английский)
Equal Rites
2013 г.
(английский)
Equal Rites
2014 г.
(английский)
Право на чари
2017 г.
(украинский)
Igualtat de ritus
2020 г.
(каталанский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно оценивать книгу, являясь фанатом цикла. Часто автор приберегает множество мелочей, так называемых «плюшек для своих», тем самым ориентируя энную часть сериала в первую очередь лишь вернейшим фанатам. С одной стороны, фанаты радуются и получают удовольствие. С другой, вне узконаправленного фэндома такие книги обычно не воспринимаются.

К счастью, большинство произведений Пратчетта о Плоском мире (состоящим на данный момент из около сорока томов), помимо этого «фанатского» направления имеют и второе дно, превращающее его книги из местечковых событий в шедевры современной сатиры.

В предыдущей тираде ключевое слово — «большинство». Роман «Творцы заклинаний» — одно из самых плоских и, простите, скучных произведений о Плоскомирье. Самое интересное, что и фанатам он показан в первую очередь в ознакомительных целях.

Во-первых, хрестоматийный образ матушки Ветровоск, одного из самых любимых читателями персонажей Пратчетта, раскрыт в невероятно странном ключе. Мало того, что Ланкрская ведьма не похожа на себя из последующих томов серии, она даже живет не в Ланкре! Во-вторых, «Творцы заклинаний» — один из первых романов о Плоском мире. Таким образом, еще не сложилась своеобразная мифология этой реальности, не появились и не получили развития знаковые образы, Боги и Герои мира на спинах четырех слонов. Даже Анк-Морпорк какой-то...благопристойный. Самое обидное: нет столь привычных именно для этого цикла нянюшки Ягг с неповторимой песенкой про ежика и её неверного кота Грибо. В общем, «плюшки для своих» еще не изобретены.

Для человека, не знакомого с творчеством сэра Теренса, начинать чтение романов о Плоском мире с этой книги и вовсе не стоит. В нем нет второго, смыслового дна, нет какой-то общей идеи, присущей более поздним работам мастера. В итоге алчущие получить пищу для сердца и ума в равной мере останутся разочарованными.

Все так плохо? Не совсем. Роман прежде всего забавный. Да, над этими шутками хохотать во весь голос не получится и горькую саркастическую ухмылку они вызвать тоже не в состоянии. Однако порция хорошего настроение гарантированна. милые, приятные, хотя несколько однообразные гэги спасают роман.

Итог: И все же от Терри Пратчетта мы вправе ожидать много большего. Идея написать роман о феминизме в Плоском мире сама по себе очень заманчива, но конфетка в итоге не получилась. Читать стоит прежде всего фанатам автора, одолевшим все остальные (или хотя бы большинство) тома серии. Ведь переводят книги Мастера со скоростью черепахи. Сухопутной. С четырьмя слонами и Диском на спине.

Рекомендация: Средняя (Для упертых фанатов, к коим относится и ваш покорный слуга) — достаточная. Начинать знакомство с автором с этой книги категорически не рекомендуется.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Недетские дела

***

Роман «Творцы заклинаний» открывает подцикл Терри Пратчетта «Ведьмы», который, в свою очередь, входит в цикл «Плоский мир». Любопытно, что Пратчетт не стремился завершать циклы, а работал одновременно со всеми.

…Что будет, если известное пророчество о восьмом сыне восьмого сына сбудется вкривь и вкось? Если сила достанется не будущему чудотворцу, представителю (как ни крути) мира волшебства, а всего-то маленькой… девочке? Девочка ведь не может быть волшебником! Ведьма – это пожалуйста. Но волшебником? Даже Волшебником? Нет, что вы, что вы. Быть не может. Или... может..?

«Творцы заклинаний» – очередной представитель коротких книг в «Плоском мире». И снова заметны излюбленные приёмы Терри Пратчетта: условно одна сюжетная линия (с возможными ответвлениями), юмор, поток приключений, порой даже абсурдных. И всё же нет. «Творцы» дают читателю понять, что Пратчетт не будет заниматься только пародией и сатирой. По крайней мере, в неразбавленном виде. Да, «Творцы» – произведение, которое можно читать без бэкграунда. Вам не нужно смотреть «Безумного Макса», не нужно читать про Конана и так далее.

Герои. В романе ровно два центральных персонажа. Матушка Ветровоск – опытная матрона, ведьма 24\7, принципиальная, её лучше не злить. Эскарина (Эск) – невольная не то волшебница, не то ведьма. Маленький фонтан жизнелюбия и бесконечной энергии. Даже семь старших братьев в семье не сделали её изнеженной и избалованной. Оба персонажа ярко контрастируют с Ринсвиндом и его окружением.

Мир. Читатель с первых страниц попадает в Дурной Зад. И тут он понимает, что да, слов из названий не выкинешь, раз Дурной, да ещё и Зад, значит, Дурной Зад. И вот этот читатель окунается (нет, уже не в атмосферу Дурного Зада, как вы могли подумать?!) в мир ведьм. Он отличается от мира Волшебников. Читатель постигает различные приёмчики и обманные манёвры, смотрит, как варятся зелья и так далее. Даже учится Заимствованию.

Заключение: в этой книге Пратчетт отошёл от сатиры и пародии, хотя ирония никуда не делась. От этого роман выглядит и живее, и смешнее. Хотя всё равно книга не выглядит смешной. Контраст волшебников\ведьм получился ярким и показательным. Образы героев оказались интересными и запоминающимися. Вот только Эск всё же не будет больше главным персонажем, что может кого-то расстроить. Хотя Ветровоск ещё оторвётся по полной.

8 ведьм из 10.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ра(в)зные права

«Плоский мир предлагает глазу гораздо более впечатляющие зрелища, нежели те, что можно найти во вселенных, сотворенных Создателями с худшим воображением, но лучшими способностями к механике.»

Мечты должны осуществляться. То есть, когда вы мечтаете о мире во всем мире, это наверняка сбудется лет через двести, если до того человечество не самоуничтожится. О собственном острове и дворце из розового мрамора — тоже, но в следующей жизни (или в одном из миллиарда параллельных вселенных). Если ваша мечта переслушать подряд все книги Терри Пратчета о Ведьмах, а именно такая была у меня последние несколько лет — то это возможно в «здесь и сейчас».

Именно подряд, потому что в первый раз читала эти книги по мере того, как они попадали в руки, вразнобой, и всякий раз это было прекрасно. Но когда выстраивается последовательность и просто имеешь возможность глубокого погружения в историю — это в тыщу раз круче. Именно переслушать, потому что Александр Клюквин, один из лучших исполнителей русскоязычного пространства, и слушаю я с ускорением, стало быть, десятичасовая книга возьмет часов семь, которые. к тому же, можно совместить с транспортом, прогулкой, выполнением рутинной работы. Это долгое вступление к разговору собственно о книге, чтобы объяснить, что некоторые вещи-для-счастья по-прежнему доступны. Невзирая.

Итак, «Творцы заклинаний», третий роман о Плоском мире, летящем сквозь пространство на спине гигантской черепахи А-Туин, и первый, в котором где появляются Ведьмы. Точнее, пока одна, Матушка Ветровоск, совершенно культовая фигура в галерее образов Пратчетта. Самоотверженная, скромная, щепетильная, умеющая довольствоваться малым, умная, саркастичная, абсолютный диктатор, малообразованная, дьявольски гордая. Все это об одной женщине, в которую влюбляешься насмерть с первого ее появления до последнего романа о Плоском мире, в конце которого Матушка умирает вместе с тем, кто привел ее в мир. Но не будем о грустном, до финала еще 38 романов.

История начинается в крохотном королевстве Ланкр, затерянном в Овцепикских горах на краю Диска. В дом Кузнеца приходит умирающий Волшебник, чтобы передать магическую силу младенцу, который должен вот-вот родиться. Магия разлита в воздухе Плоского мира, а восьмой сын восьмого сына просто обязан стать могучим волшебником. Закавыка в том, что дитя, которому гость успел передать дар и посох, рождается девочкой. И с этим надо что-то делать, потому что женщины, наделенные магическими способностями, становятся на Диске ведьмами, и управляются со стихийной магией, в то время, как мужчинам прямая дорога в волшебники, которые обитают в Незримом Университете и работают с теоретической (реже прикладной) магией. Чтобы понятнее: ведьмы как самозанятые лечат людей и скотину в забытых богам углах, волшебники пользуются благами, даруемыми принадлежностью к академическому сообществу, работая на порядок меньше.

Главная проблема с девочкой Эскариной: из нее могла бы получиться отличная ведьма, когда бы не Посох, содержащий концентрированную магию, которая разорвет в клочья носительницу и пару-тройку близлежащих городков, если не дать дару должного развития. Которое возможно только для обученного волшебника. Которое невозможно, потому что женщины волшебниками не бывают. Все эти неразрешимые противоречия заставляют домоседку Матушку Ветровоск отправиться со своей воспитанницей в громадный, грязный, суетный и опасный Анк-Морпорк, влетая попутно во множество неприятностей всех сортов, теряя и снова находя друг друга, и переживая разного рода приключения.

Пратчетт — это процентов на семьдесят пять голос рассказчика: стиль, язык и особый темноватый юмор. Именно в оттенках серого, то неповторимое, отчего в пору первого знакомства тотчас причислила его к своей тройке ныне живущих литературных гениев. Пишущих миллионы, сэр Терренс такой один, был и остается. Именно поэтому цикл о Ведьмах, казалось бы, такой заманчивый для кино, не экранизируют. Сама по себе история хороша, но это лишь одна из тысячи хороших волшебных сказок с выражено феминистским звучанием. То, что делает ее уникальной, голос рассказчика, средствами кинематографа передать невозможно.

Но есть и хорошая новость — он передается аудиокнигой. Перевод Елены Кравцовой и Льва Вольфсона достоин оригинала.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилась следущая книга серии — «Вещие Сестрички», а эта наоборот почти не отбила желение читать цикл Ведьмы.

Тонкого юмора очень мало,доброты и справедливости которая есть в Цвете Волшебства и Вещих Сестричках нет — а есть предсказуемый сюжет и главные герои которые без всяких усилий «одним только взмахом пальцев» расправляются почти с любым врагом а так же наводят страшные беды с помощью магии на почти ни в чем неповинных людей — если те только посмеют не так посмотреть на главных героев.

В книге много зла,нет справедливости и интриги, главные герои слишком сильны а их противники и случайные персонажи слишком слабы

А некоторые сцены вообще очень смахивают на пропаганду педофилии — т.е намикается на брачный союз 7+ летней Эск со взрослым парнем которому далеко за 18

Подлые и высокомерные персонажи здесь вохваляются и героизуруются (Я не имею ввиду под ними Эск и Матушку) а простые невинные люди наоборот поливаются грязью и насмешками. Вообщем далеко не самая лучшая книга Пратчетта

Оценка: 2
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, примерно с пол-книги привыкал к этому новому Пратчетту. И только потом смог расслабиться и получить удовольствие.

Почему привыкал? В «Ринсвинде», если припомните, была оголтелая пародия на все подряд — варвары там оказывались дряхлыми стариками, волшебники не могли сотворить даже простейшего заклинания, а боги играли в странные игры с миром, подчас страшно мухлуя.

Того же я ждал и от «Творцов», но зря. Пародия здесь уже не основная прима, для которой сюжет и все прочее — не более чем декорация. Нет, все куда серьезней. Юмор, конечно, присутствует (это же Пратчетт), но уже далеко не всегда правит балом. Впервые в классификаторе жанров я поставил галочку в пункт «science fantasy». Ибо это там прежде всего — принципы работы магии в Плоском мире. Вокруг этого строится сюжет и на этом поле идет игра. А то, что человек, писавший правила этой игры обладает знатным чувством юмора, идет только на пользу.

Не сразу я проникся этим романом, но когда уже он начал цеплять, оторваться было невозможно...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения данной книги, в мозгу назойливо засела мысль: «А хорошо, что Пратчетта я начал не с этой книги...»

В чем данная книга проигрывает последующим произведения автора? Практически во всем. В чем ее приемущество? В простоте. Если хотите, перед вами предстает эдакая добрая сказка для любого возраста: небольшая, легкая для восприятия, абсолютно не напрягающая, мелодичная и веселая. Всем бы книгам такими быть, но беда в том, что с Пратчеттом я познакомился по другим произведениям, и планка уровня его мастерства была задрана неимоверно. Понимаю, что сужу предвзято, имея за плечами более двух десятков прочитанных книг автора, но от своих ощущений, как ни крути, не отделаешься.

Пораскинув мозгами, решил не судить строго. Для Пратчетта «позднего» книга слабовата, но, если отрешиться от уже прочитанных его книг, не припомню, чтобы какая-нибудь другая книга в подобном антураже настолько плавно и хорошо «шла» для меня. За универсальность и общий талант — мои апплодисменты.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала. Посмеялась. А больше добавить-то и нечего. Это уже третье прочитанное произведение Пратчетта, и оно все так же не прояснило мне ситуацию: почему все вокруг пищат от восторга? Лично у меня сложилось впечатление, что автор пишет исключительно ради самолюбования. Да, гордиться есть чем, слова он складывает гладко. Но ради чего?

Сюжет прост до неприличия. Девочка случайно стала волшебницей, попала в обучение к деревенской знахарке, потом отправилась в Университет, разрулила там сложную ситуацию и всех спасла, ура. Что здесь такого замечательного и гениального? Вот Волшебник Земноморья, с которого слизан сюжет, гениален. А это… Но может быть это пародия? Так что высмеивается? Штампы, свойственные подобной тематике? Слишком натянуто. Чем это точно является, так это комедией положений. Но тут возникает вопрос, насколько уместен этот ситуативный юмор. Ведь события происходят довольно серьезные, но все подается через какие-то хиханьки-хаханьки, и все персонажи ведут себя как психи в дурдоме. Идейного наполнения тоже особого не заметила. Ведь для произведения такого объема, обсасывания одной неоригинальной мысли, насчет равенства мужчин и женщин, маловато. Из множества персонажей, кроме матушки Ветровоск и «глаза-как-сырое-яйцо» Саймона, зацепиться не за кого.

В итоге, делаю для себя вывод: в меру смешная развлекательная пустышка, написанная отличным языком. Для одноразового прочтения. Впрочем, знакомство с творчеством Пратчетта продолжу, в надежде понять-таки его прелесть.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вы когда-нибудь задумывались, как действует магия? Откуда берется эта невероятная сила, чтобы творить удивительные, непредставимые вещи, когда из ничего — из воздуха, воды, земли, огня и игры разума вдруг возникает НЕЧТО? Ну, хотя бы, невероятный Плоский мир, который плывет через Вселенную на спинах слонов и Великой Черепахи.

Вы когда-нибудь задумывались, какие усилия необходимо приложить, чтобы создать самое простенькое заклинание? И что все эти шляпы, посохи, мантии — не дань какой-то чудной моде, а необходимые атрибуты ремесла, без которых ничего бы не получилось?

Вот взять хотя бы черную остроконечную шляпу самой обычной ведьмы. Что в ней такого: шляпа, как шляпа, а вот увидишь — сразу проникнешься невольным уважением и поймешь, что ведьмино волшебство — это нечто особенное, совсем не такое, как у волшебников с их посохами и мантиями. Шляпа эта — как генеральские погоны или королевская корона — сразу говорят о возможностях своего владельца повлиять на твою маленькую жизнь. Это такой символ, устанавливающий двустороннюю связь между владельцем и простым смертным: каждый подпитывает своей верой веру другого. И вот чудо — из этой веры и возникает Магия! Вот так хитро и работает все это волшебство Плоского мира. По крайней мере, так считает маманя Ветровоск, а ей, как Вы понимаете, стоит доверять.

Ах, да, есть еще одна вещь. Великая вещь- традиция, прочная, устойчивая, неизменная. Но, как не крути, даже в Плоском мире рано или поздно наступают новые времена, когда рушатся все запреты. И вот уже волшебник и ведьма объединяют усилия по спасению Плоского мира от страшной опасности и появляется первая девушка-волшебница, претендующая на то, что раньше дозволялось только мужчинам.

Сказка о магии или очередная мудрая история от сэра Пратчетта? Исключительная добрая история о взаимоотношениях людей, доверии и взаимопомощи, поданная с мягким, ненавязчивым юмором. Здесь практически нет привычных уже пародий и насмешек над нашей с Вами действительностью, зато есть очень хорошая и жизнеутверждающая идея. О том, что надо не оглядываться на традиции и обычаи, а всем — мужчинам и женщинам — просто научиться понимать и уважать друг друга. И тогда в мире появится самая настоящая Магия, Магия Любви и Созидания.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

А мне «Творцы заклинаний» понравились. И вполне можно обойтись без комментариев и развернутого обоснования. В самом деле, ну какой смысл в очередной раз повторять, что это первая книга подцикла «Ведьмы». ПЕРВАЯ книга, а потому в ней еще не вырисовались характеры героев, не устаканилась обстановка, не выкристаллизовались традиции и не отточен стиль. Знатокам и любителям Пратчетта она покажется «неправильной», потому что в ней многое непривычно. В ней непривычные волшебники Незримого Университета, в высшей степени непривычная матушка Ветровоск, странная госпожа Герпес, неожиданный Анк-Морпорк и еще куча «иного», «неправильного», «непривычного», «не-пратчеттовского». А все потому, что эта книга чуточку нарушает изложенную в ней же головологию:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Ну ладно, сказала матушка, устраиваясь поудобнее. — Помнишь ту шляпу, что висит на крючке у двери? Пойди принеси её.

Эск послушно прошла в домик и сняла с крючка матушкину шляпу, которая была высокой, остроконечной и, разумеется, черной. Матушка перевернула шляпу и внимательно осмотрела её.

- Внутри этой шляпы, — торжественно объявила она, — скрыт один из секретов ведьмовства. Что ты можешь сказать об этой шляпе?

Эск заглянула в шляпу. Она увидела проволочный каркас, пару шпилек. И всё. Шляпа ничем не выделялась, если не считать того, что другой такой в деревне не было. Но это не делало её магической. Это была типичная ведьмовская шляпа. Матушка всегда надевала её, направляясь в деревню. И просторный черный плащ, который уж точно не был магическим, потому что большую часть зимы служил покрывалом для коз. В мозгу у Эск начал вырисовываться ответ, и ответ этот ей очень не понравился.

- Кажется, я догадалась, — произнесла Эск.

- Выкладывай.

- Секрет состоит вроде как из двух частей.

- Ну?

- Это ведьмовская шляпа, потому что ты её носишь. Но ты — ведьма, потому что носишь эту шляпу. Гм-м.

- И...- подбодрила матушка.

- И, увидев тебя в шляпе и плаще, люди сразу понимают, что ты ведьма. Поэтому твоя магия действует, — закончила Эск.

- Правильно, — похвалила её матушка. — Это называется головология.

Так что читателям, которые еще не подсели на «Плоский мир» Пратчетта, вполне можно начинать чтение романов про ведьм с этой книги. Тогда и впечатление от неё будет более объективное. Мне так кажется. В самом деле, разве можно не отметить:

- легкий и ненавязчивый юмор,

- органично поданные идеи, которые многие читатели оценили как «философствования», но которые вполне естественно вплетаются в повествование и приятно насыщают его,

- забавные приключения и превращения,

- потрясающую легкость изложения (за это дополнительное спасибо — переводчикам!).

Упс... Все-таки не удержался от развернутого обоснования. Зато и у себя в голове разложил эту книгу по полочкам :)

Ризюмэ: четайти и наслаждайтися (с) матушка Ветровоск

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну что ж... Прочитана одна из первых по дате написания книг о Плоском мире. Впечатления о романе двоякие: с одной стороны, это все же Пратчетт, но не 100-процентный (это с другой стороны), стиль автора и герои книги мне очень понравились, но вот полной картины мира я не ощутил. Немного картонно получилось. И сюжет порою неимоверно провисает. Да и сама идея книги слабовата, концовка даже разочаровала. Несомненно, все данные минусы можно списать на раннее творчество Пратчетта, что я и сделаю. Все таки Пратчетт один из моих любимых писателей, и даже в этой книге есть оазисы иронии, порой самоиронии, есть моменты которые заставляют смеяться. Причем, этот смех не совсем обычен, он ... как бы его правильно назвать? «Внутренний» — наиболее близкое определение. В этом весь Пратчетт...

Оценка: 6
– [  -4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начал с Вещих сестричек, потом эту. Хохотал до упаду !

Всего пять книжек прочёл у Пратчетта. (Не знаю, доберусь ли снова). Минус 1 мне за отзыв :)

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и я, начав читать, полагал, что это будет примерно то, что изложено в аннотации — феминистически окрашенная история непримиримой борьбы за право девочек быть мальчиками. Ну, то есть, волшебниками, конечно. Но, как оказалось, Терри Пратчетт способен предложить нечто лучшее. При этом, собственно, первые примерно четыре пятых романа рассказывают именно о том, чего проницательный читатель ожидает чуть ли не с первых страниц. Это действительно история о многотрудной (но не так чтобы слишком) и полной невзгод и опасностей (но вовсе не чрезмерно полной) жизни девочки, которой по наследству от умирающего волшебника досталась та разновидность магии, что в Плоском мире считается изначально мужской. Изложено это все довольно мило, местами забавно и в меру (очень-очень в меру) увлекательно. Читаешь и понимаешь, что что-то подобное ты читал уже если не сотни, то десятки раз. О глупых предрассудках, и том, как печально, когда общество отторгает тебя и не хочет ни в грош ставить твои цели, желания и мечты просто потому что ты женщина (чернокожий, гомосексуалист, слишком любишь сладкое — нужное подчеркнуть). И несмотря на писательское мастерство Пратчетта всё это смотрится суконно, потому что таково оно и есть. А потом случается финал истории и ты с удивлением замечаешь, как акценты смещаются и все эти «равные права» вдруг оказываются не очень-то и важными, борьба за них не такой уж и нужной, и книга оказывается вроде как бы и не об этом. А о чем же? Ну, наверное, о жизни. О том, что любые перемены происходят тогда, когда общество уже готово их принять, и если уж какой-то девчонке достался посох волшебника, значит, для этого созрели объективные условия. Как сказал один из персонажей романа в самом его начале: «...магия знает, что делает». Если вдуматься, то заключительная часть «Творцов заклинаний» представляет собой довольно лютое торжество традиционных ценностей, и я склонен видеть в этой книге иронию над жупелами феминизма и политкорректности — да, очень сдержанную и мягкую, но всё-таки явную.

Ах да, и муравьи — никогда не забывайте о муравьях.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно признаюсь, что для меня цикл о ведьмах никогда не был особенно любимым. Никогда не испытывал к ланкрской троице большой симпатии.

Тем не менее, «Творцы заклинаний» остаётся очень и очень хорошей книгой. Понравилась ирония над ситуацией ведьмы-волшебника, заинтересовала линия с почти что лавкрафтианскими чудищами из иного измерения, да и в целом — действие бодрое и интересное. Не понравилась разве что идеализированная и чересчур хорошая концовка, которая не нашла вообще никакого отражения в последующих книгах, будто бы событий «Творцов» никогда и не происходило.

«Творцы», в отличии от дилогии о туризме в Плоском Мире, уже не просто пародия, а полноценное и самостоятельное произведение. Именно здесь Диск начинает обретать внятные и устойчивые черты и становится полноценным литературным миром.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я начала знакомство с Пратчеттом именно с этой книги — по чистой случайности купила именно ее (еще не имея понятия о том, что она запускает целый цикл). О покупке, равно как и прочтении, не жалею. Хоть в некоторым местах наворочено рассуждений типа «а это не просто мир, это необычный мир», за живое задел юмор — и понеслась любовь к творчеству этого писателя.

Коснусь героев. Точнее, героинь. Девочка, которая обладает магическими способностями, меня почему-то не заинтересовала. А вот персонаж матушки Ветровоск покорил. Возможно, именно на фоне этого колоритного действующего лица персона девочки как-то затерялась. Путешествие этой парочки в Анк-Морпорк и пребывание в нем до посещения Университета вызывало неудержимый смех. А вот отстаивание матушкой и ее спутницей прав на владение магическим талантом – нет. Тут как будто зарыто что-то слишком серьезное (вроде ущемления прав женщин).

Финал немного разочаровал. Уже прочитав последующие книги цикла, я поняла, что он не оставил никакого следа в моей памяти. На мой взгляд, это не есть хорошо.

+8

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда я была намного-намного моложе, чем сейчас, я приходила в восторг от книг о Томе Сойере, и их заглавный герой казался мне необыкновенно привлекательным. Но уже около четверти века прошло, как меня перестали приводить в восторг детские непослушание, дерзость и неблагодарность. Собственно, с тех пор, как перестала быть ребенком и завела своего, моя склонность прощать детям все на свете под лозунгом «это же ребенок» сгинула, как таковая. Уж и налеталась я за ребенком на метле! Куда там матушке Ветровоск! Да и Том Сойер по сравнению с этой Эск – просто чудо тактичности и любви по отношению к тетушке. Главная героиня Пратчетта вообще не думает, какому риску подвергает жизнь наставницы, и сколько та из-за нее пережила. Нет, там даже «прости, пожалуйста» отсутствует. Собственно, это заставило меня понизить оценку на балл.

Ну и конец слегка скомканный получился. С другой стороны, много очень умных мыслей, особенно про сознание животных. Сюжетные повороты местами весьма увлекательны, местами вяловаты. По сравнению с великолепным циклом о страже начало цикла о ведьмах как-то разочаровало. Возможно, еще вернусь к нему, но пока отложу.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх