Рагнарек был вчера, или Норманское фентези
Вигрир — Поле битвы, земля павших королевств, место, где сражались и гибли боги. Расколотый на части и возродившийся мир, пропитанный кровью, полный чудовищ и Порченых — потомков мертвых богов. А также жаждущих власти вождей и прочих суровых людей, привыкших убивать и умирать. Зачастую ведомых местью за своих погибших близких.
Именно этой дорогой идет Орка – мать, старающаяся отыскать сына.
Варг – совсем недавно презренный трэлл, а сейчас один из Заклятых кровью, ищущий убийцу сестры.
Лишь дочь ярла Эльвар, избравшая собственную стезю воительницы, не жаждет возмездия, ее прельщает слава.
Пути этих троих: обычных людей, кружащих в кровавом водовороте сражений, убийств и воздаяния, на первый взгляд, не связаны между собой. И вряд ли они смогут изменить мир.
Но что если так только кажется?
Британец Джон Гвинн не первый год занимается созданием фентези. Немудрено, ведь жизнь юного Джона, активно колесившего по миру с отцом-военным, была плотно связана со Страной Фантазией. Первый его роман (он же единственный вышедший донедавна на русском)
увидел свет в 2012 году, и зачинал цикл классического фентези. «Злоба», кстати, отхватила премию Дэвида Геммела за лучший фэнтезийный дебют.
Нашим сегодняшним героем Гвинн открывает следующий цикл, вдохновленный культурой викингов, а также «Беовульфом и Рагнареком».
The Shadow of the Gods оказывается чертовски атмосферным, будто перенося нас во времена суровых норманнов (неудивительно: автор плотно занимается реконструкцией того периода). Правда, в этом мире Рагнарек уже случился. Сей факт вводит в книгу основную порцию магических элементов и фантдопущений.
Здешние небожители три сотни лет назад сошлись в схватке не на жизнь, а на смерть. С привлечением «порченых» потомков и обычных людей. Сошлись до того удачно, что выбили друг дружку под корень (почти). Из-за чего? Да как обычно – ревность и кровная вражда. После Рагнарека старый мир закончился, а в новом мире без богов (почти), обнаружились свеженькие особенности.
В первую очередь – чудища из бездны Везен. Тот еще бестиарий. От шаловливых фенч, любящих зубы теннуров, или ночные вирмов — червей в кинжал длиной, до волков ужаса, никс — подводных тварей русалочьего типа, троллей и огромных морских змеев. Практически все они не прочь отведать человечинки, и доставляют жителям Вигрира немало неприятностей. Зачастую смертельных. Плюс духи деревьев и забавные живые артефакты, как, к примеру, говорящая голова великана.
А как вам останки богов, служащие самой надежной защитой от этих самых везен?
Здешний пантеон включал в себя исключительно зооморфных богов, от Волка до Крысы. Главный – несусветных размеров змей Снака.
А что, очень удобно – заимел скелет экс-небожителя или хотя бы отдельную кость – и живешь припеваючи, на чудищ поплевывая с высокой колокольни. Если костомаху не раздобыл, приходится рунами обходиться, но они послабее будут.
Хит сезона – огромный город, построенный в черепе того самого Снаки. А что – если его скелет растянулся через весь Вигрир, став основой огромного горного кряжа, в черепе такого существа действительно можно строить мегаполис. Жаль, только солнечного света в таком городке маловато – только то, что через глазницы попадает.
Во вторую – обращение гомо сапиенсов с Порчеными. Людьми, в которых течет гнилая кровь мертвых богов. В наличии классические берсерки – потомки бога-медведя Берсера, Порченные с кровью Волка-Ульфира, Гончей-Гундура, Крысы-Ротта и других богов. Если верить сказкам — существуют даже драконнорожденные, ведущие свой род от Драконицы Лик-Рифа. Только вживую их никто не видел. Пока. Порченые в крайних случаях способны к частичному обращению. Славятся скоростью, силой, нюхом – всеми качествами, перенятыми от родителей-богов.
Вот только судьба их в Вигрире незавидна. Ведь они находятся на положении рабов, чья преданность достигается отнюдь не пряником. А с помощью увесистого кнута. Ошейников из осколков цепи, некогда сдерживающей Ульфира. Есть даже специальные дружины, «сшибающие монету» на отлове и продаже Порченых власть имущим, формирующим из тех команды телохранов.
А исландский тут натуральный язык силы. Именно на нем отдаются команды трэллам-Порченым, да и заклинания произносят на нем же.
Магией нас автор не обделил. Ее два вида – в исполнении Гальдурманов, людей, посвятивших годы обучению и шлифованию колдовского мастерства. И ведьм-Сейд, способных к волшбе благодаря крови самого Снаки, Отца богов.
Следующей приятной стороной Тени становится антураж викингов. Социально здешние обитатели делятся на четыре категории. Высший слой – ярлы со своими дренграми – профессиональными воинами-дружинниками. Свободные бойцы-наемники, шныряющие на драккарах туда сюда, занимающиеся отловом Порченых, добычей артефактов, охраной, сражениями, за кого заплатят. Простой свободный люд – торговцы, мастеровые, владельцы ферм. И рабы-трэллы.
В целом картина мира Гвинна списана с северян 8-11 веков. Непременные бражные дома, где от пуза пируют ярлы или хевдинги со своими воинами. Повседневная жизнь на драккаре, быт и отношения в дружине викингов. Молодецкие забавы — танцы на веслах. Морские сундуки для хранения одежды и брони, закупка добра для воина (и это не только оружие). Снаряжение викингов в бой, их приемы сражений. Знаменитая стена щитов. Похороны с оружием в руках. Непреложная традиция забирать доспех и шмотки убитого противника (трофеи-дело святое). Местное вече – альтинг. Хольмганга — поединок для разрешения споров в кругу, осененном прутьями орешника. Кровные долги – работающие в обе стороны, как в смысле мести за убитого родича, так и беспрекословной обязанности спасшему тебе жизнь. Поэтичные сказания скальдов. Похороны с оружием в руках. Клятва на крови, скрепленная рунами и словами силы. Тяжелая доля рабов, их абсолютно бесправное положение. Прям как у норманнов в гостях побывал. За атмосферу Гвинну респект.
Здешний мир до ежиков суров и жесток. Власть имущие традиционно свиньи – жаждут лишь захапать побольше власти, считая всех остальных прахом под ногами (хотя вынуждены держать покер-фейс и «следить за базаром»). Потому что каждый свободный товарищ (а также его жена) вооружен и готов бросить обидчику вызов в круг. Трэллам несладко, но и свободный в любой момент может расстаться с жизнью. Мало вам робяты, различных чудищ, так и человек человеку, по-прежнему – волк. Очень жизненно, знаете ли.
Основных линий в романе три штуки, по числу главных героев. В каждой нас ждут сюрпризы той или иной степени важности.
Орка – женщина-воин, причем из лучших. Та, кому легко убивать, это дело она умеет и любит. Просто поддающаяся ярости, в бою не обращающая внимания на собственную целостность. Мститель, вцепившийся в след врагов с цепкостью бультерьера. Готовая на что угодно, лишь бы вернуть сына и уничтожить всех виновных в его похищении. Типаж мстителя до последнего.
Варг – еще один мститель, но с нюансами. Трэлл, потерявший сестру, ищущий виновного в ее смерти/исчезновении. Ставший одним из отряда наемников, попробовавший на вкус жизнь вольного викинга. Серьезно раздумывающий над тем, как быть дальше – до упора идти по пути возмездия, потеряв новый статус и товарищей, или погодить, не опережая события. Человек, через которого мы знакомимся с путем воина, ведь до поступления в ряды Заклятых кровью Варг не имел дела с серьезным оружием, обходясь кулаками. Он частенько косячит при вхождении в воинский мир, но достаточно быстро учится. Эта линия отправляет героя и читателей в квест на далекую окраину, где нечто убивает людей.
Эльвар – воительница в еще одной наемной команде викингов — Лютая рать. Дочь вождя, сбежавшая из дому, решившая самостоятельно завоевать воинскую славу и имя. В этой арке нас ждет легендарный поход к сказочному великому ясеневому древу. Месту, где жарче всего бушевала битва павших богов и где должно быть немало различных плюшек (и тарашек).
Да, время от времени линии две наемные линии путаются в восприятии, быт и проблемы воинов изрядно схожи. Но с этим «багом» можно смириться.
Как нетрудно догадаться, герои пересекутся, правда, в этой части не все (второй том цикла уже есть на английском, третий в работе).
«Тень богов» в меру динамична, создана в режиме умеренно коротких глав, не дающих позабыть что происходило с другим героем, находящимся сейчас вне поля зрения. К финалу романа ставки повышаются, переводя происходящее из категории частных разборок в разряд судьбоносных событий для всего мира.
Хватает кровищи, поединков, стычек, смертей. Разве что привычных нам по фентези больших сражений мы не увидим. Количество бойцов в здешних битвах исчисляется десятками, а не сотнями или тем паче тысячами. Дык у норманнов особо большие рати чаще всего и не сталкивались. Тут не подкопаешься.
Эрго. Приятное скандинавское фентези с шикарным норманнским антуражем, как бытовым, так и мифологическим.