Из всех охотничьих приключений Мюнхаузена с собакой Чуковский в своём пересказе оставил только историю с восьминогим зайцем. Наверное, это был правильный ход с точки зрения динамичности сюжета. Интересно, что советские художники, даже когда им приходилось иллюстрировать полное издание книги, тоже оставляли без внимания прочие приключения.
Сюжет таков. Мюнхаузен несколько дней гонялся за зайцем. Когда, наконец, собака жертву загнала, охотник понял секрет заячей успешности: у зайца на спине был второй комплект ног, и когда он уставал, то просто переворачивался и продолжал бег на неамортизированных конечностях.
Подобные экземпляры с генетическими отклонениями, конечно, встречались в кунсткамерах любознательным обывателям Века Просвещения. Автор "Приключений Мюнхаузена" попытался представить практическую ценность дополнительных органов.
У меня в детстве любимыми страничками в журналах "Техника-молодёжи" 1970-х гг. был последний разворот, где патентовед Фридрих Малкин показывал всяческие курьёзы, которые были признаны патентоспособными (на Западе, в первую очередь). По-моему, там встречался образец транспортного средства, которое, переворачиваясь на ухабах, могло продолжать движение на дополнительных колёсах. Вполне патентоспособная идея (особенно сейчас — для беспилотных мини-платформ).
Что наши художники?
1) Доре уделяет основное внимание гончей: в полном издании эпизод с зайцем — лишь один фрагмент подвигов любимой суки. Кстати, именно после гонки за этим зайцем она умерла, и Мюнхаузен получил возможность сшить себе куртку, стреляющую пуговицами (см. эпизод 21). Большая собака, шкуры хватило на куртку, длиннополую по тогдашней моде.
2) Майофис фиксирует неразрывную связь с любимой собакой.
В сюжетных иллюстрациях продолжает свою линию галантного Мюнхаузена.
В позднейших вариантах Мюнхаузен лупит по зайцу, стоя на коне. Ловкостью вольтижировки он тоже славился, как это будет показано в дальнейшем.
3) В очередной раз — сходство линеарной черно-белой манеры Майофиса и Гальдяева. Но у Майофиса это было только одно из проявлений, у Гальдяева — общим правилом. Поскольку Майофис всегда искал новые приёмы, не исключено, что лёгкие лаконичные наброски Гальдяева послужили образцом для Майофиса.
4) Верен себе Устинов: фантастического зайца он помещает в эпическое полотно русской псовой охоты. Необыкновенный эффект.
5) Чёткие образы собаки и зайца в имитации сельского художника-самоучки у Фёдорова.
6) Филоненко нарисовал слова сочувствия загнанному зайцу. Мюнхаузен нежно держит его за ушки, а зайчушка счастлив, что его подобрали. Собака слегка ревнует.
7) Двоскина реализует театральный проект: как создать на сцене восьминогого зайца из живых актёров.
8) Белякова наделяет зайца всякими атрибутами, в том числе игральными картами. Отсылка к мартовскому безумному зайцу из "Алисы"?
Картинки становятся всё более психоделическими: летящая босоногая дама ловит восьминогого зайца сачком.
9) Карикатурничает Воронцов.