Есть в "Приключениях Мюнхаузена" эпизоды, в которых его верхняя одежда оживлена и одухотворена. Правда, один эпизод придуман Чуковским, и о нём знали только советские дети.
Завораживающий эпизод, мотив которого чаще встречается в жанре хоррора. Но в "Приключениях Мюнхаузена" с его духом Века Просвещения эпизод, скорее, выглядит размышлением о вероятности пробуждения жизни в неживой материи.
1) Зимой в городе за Мюнхазеном погналась собака, болеющая бешенством. Собака покусала его шубу ("меховой сюртук" в оригинальной версии).
2) Шуба заразилась бешенством. Наутро болезнь шубы перешла в активную фазу.
3) Слуги управится не смогли.
4) Мюнхаузен применил тогдашнюю эвтаназию. На рисунках всех художников он сражает бешеную шубу весьма элегантно.
5) Шубу повязали.
Вот резюме — цельное и краткое изложение эпопеи от Двоскиной. Художница расслабилась — всё же стрельба по шубе для неё приемлема.
А Белякова продолжает удивлять смелостью интерпретаций. Вот она — перестроечная разнузданность в детской иллюстрации.
В оригинальном тексте "Приключений Мюнхаузена" есть большой раздел про собак Мюнхаузена. Начинается с собаки, которая ночью освещала охотнику путь.
И дальше следует много различных приключений этой и других собак.
В сокращённом переложении Чуковского все собачьи истории (кроме одной — про восьминогого зайца) выбрасываются. Взамен следует эпизод, придуманный самим Чуковским: "Чудесная куртка". Любимая охотничья собака Мюнхаузена умерла на боевом посту. Барон сшил из собачьей шкуры охотничью куртку.
цитатаКогда я приближаюсь к дичи на расстояние выстрела, от куртки отрывается пуговица и, как пуля, летит прямо в зверя! Зверь падает на месте, убитый удивительной пуговицей.
Я как узнал, что это придумал Чуковский, так сразу понял что для XVIII века — времени создания оригинала — этот эпизод был чуждым. История про чудесную куртку — это история не столько про ожившую вещь, сколько про искусственный интеллект и технические достижения. Веку Просвещения такие научные фантазии, которым суждено было по-настоящему сбыться, были не очень интересны. Всё-таки энциклопедисты были гуманитариями, они в технической сфере ничего сложнее гильотины выдумать не могли.
Итак, технические пророчества Чуковского 1920-х гг. Художники, понятно, в большинстве своём изображают момент поражения дичи пуговицами.
В рисунках разных художников может разниться степень восторга от инноваций.
Двоскина в случае с особо жестокими или массовыми убийствами животных включает сублимацию. Так и на этот раз: замещает неприятные эпизоды искусством нашивания пуговиц.