Тела 2023


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «osipdark» > "Тела" (2023)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Тела» (2023)

Статья написана 29 октября 2023 г. 00:08

Путешествие во времени,

в котором время тратится попусту

*возможны (и будут) спойлеры*

В далеком 2018 году, в заметке-рецензии на польский сериал от Netflix, я многословно негодовал о том, как же измельчала антиутопия. Дескать, в литературе господствует оруэлловщина, а за исключением нескольких интересных проектов выстраивание ужасных миров будущего ведется по лекалам квазисоциалистического реализма. Не могу сказать, что я совсем отрекаюсь от своих слов, но реальность вносит коррективы в условия их истинности. В который раз...

Во-первых, сама окружающая действительность стала более оруэлловской. Дабы никого не оскорблять и не нарушать какие-либо правовые скрижали, не буду уточнять этот пункт. Но важнее то самое "во-вторых", которое как раз исходит из положения дел в антиутопиях литературных, киношных и сериальных, а не покрытых плотью материального существования. Ведь, если посмотреть на другой проект, инициированный и реализованный все тем же Netflix, теперь проявилась совершенно иная проблема. То, что заявляется как антиутопия, не преподносится, не показывается и не высказывается как антиутопия. И тут мы проделываем странную (ин/э)волюцию от книжных утопий древности (которые на самом деле были антиутопиями) через также книжные антиутопии прошлого века (которые стали эталонными, как казалось в рецензии на польскую альтернативную историю, даже устаревшими, надоевшими и набившими оскомину) к антиутопиям современным (которые непонятно почему и зачем самоименуются антиутопиями). Но обо всем по порядку.

Мини-сериал "Тела" ("Bodies") преподносится как триллер, детектив и хроноопера в одном флаконе. Тизеры с трейлерами обещали, что такая смесь не станет амальгамой несочетаемого и разнородного, сохранит не просто целостность, но станет оригинальным, в меру сложным и не в меру интригующим проектом, от которого не оторваться на протяжении всех восьми эпизодов. И тут сразу надо напомнить — в первую очередь для самого себя — что тизерно-трейлерный видеоряд давно стал сам по себе искусством, самостоятельным и преследующим одну-единственную цель — завлечь аудиторию к будущим сериалу или фильму. И я, каюсь, завлекся.

Прежде, чем привлечь к критическим суждениям о сериале вопрос неправдоподобности — и невысказанности — антиутопии, вернемся к амальгамному содержанию "Тел". Действительно, детектив, триллер и хроноопера не соединились тут в целое, развалившись на неудобоваримые куски. Детектив в плане интриги почти сразу же аннигилировал сам себя (авторы в первой же серии вводят четвертый временной отрезок — крайнее будущее, 2053 год, а в следующей же серии сразу приводят труп героя, точнее, персонажа, пока еще не перешедшего в статус трупа, и детективная часть на самом старте сериала становится в лучшем случае анти-детективом), триллерное напряжение не появилось вовсе (мы примерно с третьей серии знаем, кто главный злодейский-злодей, который будет делать гадости — так что как-бы-напряженные моменты неудачной реализацией хронооперы заранее становятся предсказуемыми для зрителя), а хроноопера... она как всегда больше опера, чем первый корень (я не буду много высказываться о логичности и/или алогичности темпоральных переходов и событий сериала, т. к. недавно понял, что нуждаюсь в большем изучении самопричинных объектов и иных научных интервенций в эту сторону, чтобы обоснованно разбирать подобное из мира творчества). Но помимо этой куцей амальгамности бросаются в глаза следы других проектов Netflix. Именно из них и слеплен образ "Тел", но вот зачем этот бриколаж вообще потребовался — бог весть. Например, не углядеть "Тьму" как одного из доноров для рассматриваемого франкштейна сложно (наверное, это тот сериал, в котором важнее не сам фантдоп, конфликт героев или сюжет, а идея, даже идеология, а именно идеология антинатализма с прямым цитированием Шопенгауэра — об этом писал немного ранее). Тут и сама идея тройного сюжета с детективной связкой и кровосмесительной подоплекой. Куда и без упомянутого в самом начале "1983" — тоталитарный строй, оформившийся путем мобилизации нации перед организованными врагами взрывами, а также технологическая сложность режима, его общая симпатичность (об этом далее) и даже привлекательность социального порядка. Детективную линию сквозь время для борьбы с правым поворотом, волной насилия и взрывами уже не в Англии, но Штатах можно встретить в фильме от этой же стриминг-платформы — на который я также составлял заметку"В тени Луны". Наверняка тут можно найти и что-то еще, но, в конце концов, нет греха во вдохновении чем-то иным, а тем более своим собственным.

Основная проблема сериала в том, что он выдает себя за одно. а оказывается другим. Практически на первых двух-трех эпизодах все становится кристально ясно с основными интригами, что лишает выявленную триаду выше какой-то ценности. Но на сцену выходит другой жанровый элемент, ранее не заявленный, как из четвертого временного отрезка, в котором только предстоит возникнуть тому самому триединому телу. Это борьба бравых повстанцев с тоталитарным режимом будущего, сформированного вокруг слогана "Know You Are Loved" / "KYAL ("Знай/Помни, Что Ты Любим"). И, пусть тема избитая, зато вечная. Но для подобного конфликта нужен сам конфликт. Уж пусть он не дорастает до сложных антизлодеев и антигероеев из "Пацанов", но хотя бы будут мазки противоположных цветов, контраст и понимание, почему перед нами именно злостный тоталитаризм, требующий низвержения и замены демократией. Но и здесь жанровая составляющая никак не реализована. Непонятно, почему Лондон режима KYAL плох. Нет, безусловно, ужас, кошмар и бесчеловечность, какими путями было основано все это предприятие (атомный взрыв при помощи основателя тоталитарного культа и нескольких десятков убийств до взрыва), но а результат? Вон, на странице фантлаба с "О дивным новым миром" есть много отзывов, доказывающих, что перед нами утопия, в которой хочется жить. Так и здесь есть только упоминание того, что ликвидирована парламентская демократия и выборы (а кто бы сегодня под этим не подписался? Желающих найдется вдоволь). Несогласные с режимом не в подземельях скрываются, а в городских окрестностях, с освещением, водоснабжением и доступом к Сети. А властители этого политического образования настолько то ли тупы, то ли правда сверхгуманитичны, что после завершения цикла временной петли, из-за которой они и существуют, после выполнения этой экзистенциальной задачи, они, например, не убивают персонажа Ширы Хаас, не проверяют ее на всех футуристичных детекторах лжи, выжила ли революционерка, которую играет Амака Окафор, а просто повышают ее по службе и даже не устанавливают постоянное наблюдение... с их-то технологиями, которые позволяют калекам ходить на собственных ногах. Но, повторюсь, самое главное — это неясность того, почему будущее преподносится как антиутопия. У них даже экостаканчики есть, смех и грех прямо. В конце концов, ну раз уж вы заявляется как центральное противоречие в становлении главгада — отсутствие любви и стремление к ней — то режиму KYAL можно было добавить замятинского шарма. Например, секс по талонам. В общем, сделать хоть что-то, что выявило бы в нем его коллективистскую тотальность, кровавую убогость, отсутствие индивидуальной свободы. Я даже не знаю, отчего — может, сами авторы считают, что для зрителей давно просто можно указать словом на то, что это нечто — антиутопия, и все станет на свои места. Настолько это штамп...

И можно проходиться и по другим странным, неудачным и абсурдным сторонам "Тел" (например, о невероятно тупом и наивном плане из последней серии положительных персонажей по поводу того, как порвать петлю), чтобы показать, что никакие жанровые заявления не реализуются в итоговом продукте, входят в конфликт друг с другом, из-за чего эстетической целостности ну никак не выходит. Какая-то какофония отдельных событий, да, порой любопытных персонажей, которым и посопереживать можно, за развитием которых интересно наблюдать (по сути, это один лишь герой Джейкоба Форчуна-Ллойда, еврейского детектива в Великобритании времен нацистских авианалетов, который из ненастоящего детектива с грязными руками становится антигероем с примитивным, но все же моральным компасом), но второй элемент — исключение, нежели чем правило. Смотреть не советую — трата времени бесценного на бесцельное путешествие во времени.





1148
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 02:49
А почему вы считаете ранние утопии — антиутопиями? Просто не нравятся проекты, или вы штрауссианец?))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 09:12
Не, если штрауссианец в этом контексте — принятие идеи сокрытого послания в древних философских трактатах по нормативным для эпохи стиле и форме — то точно нет.) Да и в иных смыслах, думаю, тоже нет (единственная книжка, которую у Лео Штрауса читал, это «Заметки о Лукреции»). Но а по поводу первого вопроса — я много раз уже в колонке делал «камингауты» по поводу своих политических взглядов и утопических предпочтений. И если брать эталонную «Утопию» Мора, то в ней я бы точно не захотел жить — контроль перемещений, рабство, запрет атеизма, войны, неизжитая политическая вертикаль... только частной собственности нет, которая в таких условиях, скорее, дело для обывателя лишь усложнит. В общем, средневековые утопические проекты и для современного обывателя, и для того, кто полагает нынешний мир несовершенным и требующим преобразования, вряд ли согласятся перекроить его по лекалам того же Мора
 


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 12:57
Да, я имел в виду его рассуждения об эзотерическом чтении и т.д. Что «Государство», на материале которого он развивал идеи, это пародия, я не особо верю. А вот при чтении Мора от таких мыслей удержаться сложно, «Утопия» выглядит сознательным пастишем из античных сочинений. Спасибо за развёрнутый ответ!
Сериал начинали смотреть, но бросили — вы правы, скучный до невозможности.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 13:06
цитата борхус120
Сериал начинали смотреть, но бросили — вы правы, скучный до невозможности.

:beer:

цитата борхус120
Что «Государство», на материале которого он развивал идеи, это пародия, я не особо верю

Это не пародия явно, но и вряд ли у нас есть серьезные основания считать, что проект Платона — это именно политический проект реконструкции полиса. Мне ближе те интерпретации в платоноведении, которые больше интерпретируют этот диалог как этический, нежели чем политический («Государство» как диалог о справедливости — много публикаций на эту тему)
 


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 22:24
Да, мы всё лето с друзьями читали по зуму, пришли к тому же выводу: про справедливость и про природу идей.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 22:35
Радует, что добровольные кружки по философии множатся )


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 10:06
Я уже посмотрел:(((...
Точно — мутили воду, мутили и ... слили.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 10:36
hellsing, добро пожаловать в клуб )


Ссылка на сообщение29 октября 2023 г. 12:14
А мне сериал понравился. Мне показалось, что это повествование о «частной временной петле», которую «построил» себе один человек. Несмотря на некоторые моменты, смотрится вполне.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2023 г. 22:58
Ну вот именно обилие этих самых моментов сильно испортило впечатление мне. Тем более что вторичность по отношению к целому ряду проектов все того же Нетфликса чувствуется очень и очень сильно. Но тут уже континент вкусовщины, конечно )


Ссылка на сообщение3 ноября 2023 г. 10:48
К сожалению некоторые моменты и вовсе забили линию...
Линия первая — викторианская. Главный герой — скрытый содомит. Его дружбан журналист — открытый. Повесточка вкрячена, галочка поставлена.
Линия 1941 года. Главный герой (гнида — клеймо ставить негде) и девочка (довольно упитанная шантажистка и явно подрабатывала проституцией) — представители УГНЕТЕННОГО НАЦМЕНЬШИНСТВА. Они — евреи. Повесточка вкрячена, галочка поставлена.
Современность. Темнокожая сильная независимая женщина. Еще мусульманка (которых на родине угнетают). Повесточка вкрячена. Галочка поставлена.
Будущее. Актриса подобрана отлично! Единственная, кому я симпатизировал. Худенькая, болезненная. Играет человека с ограниченными физическими способностями. Повесточка вкрячена. Галочка поставлена.
Всё? Нет!! Главный гад, мерзкий мерз и подлый подл — БЕЛЫЙ (раз), БОГАТЫЙ (два) МУЖЧИНА (три). Харви приветливо машет из тюремного окошка. Кто у нас антисемит? Белый инспектор. Кто травит девочку? Белая мерзкая старуха. Кто гадит независимой сильной темнокожей женщине? Да — гнусный белый мужик.
Тут вообще кроме ШТАМПОВ что-нибудь есть?
И чем они очистили Лондон после ядерного взрыва?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2023 г. 22:57
цитата hellsing
Тут вообще кроме ШТАМПОВ что-нибудь есть?
И чем они очистили Лондон после ядерного взрыва?


Второй вопрос — очередной существенный камень в огород плохо скрепленного фона сериала.
А первый... ну согласен, что повесточка есть — было бы странно, если бы ее там не было, ахах. Но все-таки линия в Лондоне периода ВМВ — самая сильная — по сравнению с остальными — в плане развития героя и т.д. По сути, одна вообще единственная линия, где есть некая драматургия, конфликт, проработанность персонажей
 


Ссылка на сообщение12 ноября 2023 г. 09:57
Проблема не в том, что «повесточка», а в том, что кроме нее и нет ничего. А кроме ВМВ вообще нет как таковых кусков — так, набор телодвижений. Тут штрихи, там штрихи.
Коп из войны действует и живет исключительно ради себя — поэтому все его действия вполне достоверны. Включая то, что не смог шлепнуть девицу. Потому и проработанность персонажей. Шантажистка девица, инспектор, который копает под крысу, начальник... И даже бабка ликвидатор. Одно плохо — на бабке написано «убивца» крупными буквами. Но тут ничего не поделаешь...
Другое дело, что никому и не сочувствуешь...


⇑ Наверх