.
"I LIBRI dell’ABISSO" di Roberto Volterri ed Bruno Ferrante (Eremon Edizioni, 2014).
Публикация главы №1 из итальянского издания "Книги Бездны":
.
"Некрономикон: возможно, он родился в неисчерпаемой библиотеке..." (2014).
"Necronomicon: in un’inesauribile biblioteca forse nacque…".
.
Автор: Роберто Вольтерри (Roberto Volterri).
.
В исследовательской работе "Книги Бездны" (изд-во "Eremon", 2014), созданной в соавторстве Роберто Вольтерри и Бруно Ферранте, вы найдёте неопубликованные изображения и сведения о книгах, которые никогда не просматривал, не перелистывал и не читал ни один человек. Быть может, потому что... они никогда не существовали, а, возможно, потому что их ещё не нашли. Многие утверждают, что видели их, но никто... не знает, где они находятся на самом деле, к примеру, печально известный "Некрономикон". Нельзя не отнести к числу "книг бездны" и до сих пор неподдающийся переводу "Манускрипт Войнича", определяемый сегодня как "самая загадочная книга в мире", а также таинственную "Книгу Тота" и апокрифический труд "Енохианские Ключи". Страницу за страницей, вы будете открывать "тайны", вот уже столетие витающие вокруг этих крайне странных изданий, вы сможете проследить за авторскими исследованиями, возможно, вы сможете найти другие подсказки, иные "следы", и новые "загадки"...
.
.
____________________________________
* * *
"Некрономикон"... одна из наиболее известных книг, в числе, так называемых, псевдобиблий.
Начнём с обширной библиотеки Уиппла Ван Бюрена Филлипса (1833-1904), деда американского писателя Говарда Филлипса Лавкрафта по материнской линии. Дед Уиппл был масоном, связанным с масонской Ложей, известной как "Храм Гроба Господня", и в своём доме на Энджел-стрит 454, в Провиденсе (штат Род-Айленд) имел личную, хорошо укомплектованную библиотеку, в том числе богатую герметическими эзотерическими текстами, более двух тысяч книг, отдельные из которых, по воспоминаниям, являлись очень старыми. Уиппл Ван Бюрен Филлипс, высокообразованный дед Говарда, предоставил в распоряжение внука все тома — в том числе включая "магические" — из своей богатой библиотеки, в которой будущий писатель провёл долгие годы юности. Возможно ли, что именно там он нашёл материал, впоследствии послуживший вдохновением для создания недоступного "Некрономикона"?
На протяжении многих лет это было самое любимое (и единственное) место... развлечений очень любознательного Лавкрафта, для которого, как он сам писал, "...пожелтевшие книги из семейной библиотеки стали целым миром, одновременно и слугами, и господами".
Известный исследователь Лавкрафтовского творчества Пьетро Гварриелло в своей статье "Тайны Некрономикона" (I segreti del Necronomicon, 2001) подмечает: имена основных божеств и существ, фигурирующих в устрашающем пантеоне Лавкрафта, имеют подозрительно общее окончание, поскольку заканчиваются на ..."thoth" {тот}, например Aza{thoth}, Yog-So{thoth}, Nyarla{thotep}, или Nug-S{oth}, Rhan-Teg{oth}, Shogg{oth}, что возвращает нас к одной из наиболее вероятных гипотез о происхождении загадочного "Некрономикона", к которой мы обязательно вернёмся в следующей статье.
О реальном существовании недостижимого "Некрономикона" написано очень много, ещё больше придумано, а известно крайне мало. Но, как общеизвестно, самое сильное качество Дьявола — это заставлять всех поверить в то, что его не существует. И, вполне вероятно, непревзойдённый Лавкрафт также неукоснительно придерживался двух известных законов эзотерической коммуникации (и не только), с которыми, наверняка, знакомо большинство читателей. Первый из них гласит: «Никогда не говори всего, что знаешь!». Второй же, с другой стороны, вторит... "Всегда соблюдай первый закон!"
Несмотря на хронологию "Некрономикона", составленную самим Лавкрафтом именно для того, чтобы доказать, что безумный араб Абдул аль-Хазред был плодом его воображения, вызванного юношеским чтением знаменитой антологии восточных сказок "Альф лейла ва-лейла", или "Тысяча и одна ночь", и что первоначальный текст под названием "Аль-Азиф", тоже никогда и ни кем не был написан, и его не существует... однако некоторые факты не сходятся.
Мне кажется, за долгое время исследований я прочёл абсолютно всё, что было опубликовано на итальянском языке об "отшельнике из Провиденса", и я испытываю к нему глубочайший интерес, его рассказы восхитительны — за исключением отдельных, сугубо личных недоумений в отношении стилистики — и я не раз их перечитывал, однако меня никогда не убеждали его попытки заставить людей поверить в то, что недостижимая книга Бездны, "Некрономикон", является исключительно плодом его сновидческого опыта и безграничной фантазии.
Нет, уважаемый Говард Филлипс Лавкрафт, вы говорите нам не всю правду!
И различные авторы, и всевозможные издательства, публикующие в последние годы разнообразные тексты, в которых они намереваются поставить точку в бесплодных изысканиях тех, кто, подобно автору статьи стремится выяснить истинный генезис загадочного псевдобиблиума и его возможные источники, из которых Эйч-Пи-Эль (E’ch-Pi-El) — ещё одна Лавкрафтовская причуда с собственными инициалами, с помощью которых писатель часто подписывал свои письма — черпал информацию о древних космогониях и магических ритуалах, всплывающих в "Некрономиконе". По крайней мере, из того, что можно понять, читая его истории...
Рассмотрим несколько примеров.
Некрономикон, Некрономикон... Астрономикон!
По мнению Августа Дерлета, друга и издателя Г.Ф. Лавкрафта, название "Некрономикон" происходит от сочинения "Астрономикон Либри" (Astronomicon Libri) латинского поэта Марка Манилия — древнеримского астролога, жившего в I веке нашей эры, при императорах Октавиане Августе и Тиберии (между 29 годом до нашей эры и 14 годом нашей эры).
"Астрономикон" Марка Манилия — это стихотворная поэма в пяти частях, посвящённая предмету астрономии — говоря о Лавкрафте, давайте вспомним о его интересе к этой науке и огромной массе книг, в которых он ориентировался в юности! — а также астрологической тематике, где автор намеревался "...низвести с небес звёзды, которые, полагаясь на собственный жребий, вершат судьбы людей".
Мы знаем, что Лавкрафт с раннего возраста увлекался химией и астрономией — с жадностью разгребая обширную семейную библиотеку — и был хорошо знаком с "Астрономиконом", который, кроме прочего, также считался оккультным трактатом по магическим и эзотерическим практикам, поскольку он цитировал его в своей статье "Тайны Небес", опубликованной в журнале "Asherville" от 3-го апреля 1914-го года. Это касается гипотезы о названии книги, которая — учитывая созвучие — на первый взгляд, представляется вполне правдоподобной.
Ниже слева: государственная почтовая марка Ирака, изображающая реально существовавшего, видного арабского учёного Абу Юсуфа Аль-Кинди. Его изображение также присутствует на почтовых марках Сирии, Пакистана, Египта, Мали и других стран.
А как же насчёт самого содержания загадочной и недоступной книги "безумного" араба Абдул Аль-Хазреда? По утверждению бывшего редактора эзотерического журнала "Монолит", исследователя Лавкрафта и одного из руководителей возрождённого в Британии в середине 1960-х годов оккультного братства Орден Кубического Камня (OCS) — Роберта Тернера (1944-2013), Лавкрафт вдохновлялся некоторыми средневековыми гримуарами, такими как "Китаб аль-Ухуд" (Kitab Al 'Uhud) средневекового арабского философа, математика и астролога Абу Юсуфа Аль-Кинди (801-873 годы н.э.), и – при наличии мощных инструментов, необходимых для дешифровки – гримуаром "Liber Logaeth", приписываемым известному английскому магу и алхимику Джону Ди, в то время как британский писатель и философ Колин Генри Уилсон (1931-2013) возводит происхождение книги к отцу Говарда, Уинфилду Скотту Лавкрафту (1853-1898), который, предположительно тоже, как и дед Уиппл мог являться адептом Египетского Масонства и, возможно, владеть английским переводом того, что считается — отдельными исследователями — псевдобиблией.
Британский эзотерик Кеннет Грант (1924-2011) – к слову, последователь известного оккультиста Алистера Кроули, в свою очередь, предположительного наставника Сони Хафт Грин... супруги Говарда Лавкрафта в течении трёх лет – также утверждал, что Отшельник из Провиденса был вдохновлён рукописью "Енохианские Ключи" (Enochian Keys by John Dee), которую маг 16-го века Джон Ди и его, пользовавшийся спорной репутацией медиум Эдвард Келли использовали для общения с некими потусторонними силами, с межпространственными мирами и сущностями. В 1581 году доктор Джон Ди упомянул в своём личном дневнике о том, что Господь послал ему "добрых ангелов" для прямого общения с пророками. В 1582 году Ди объединился с медиумом Эдвардом Келли, хотя ранее доктор использовал других провидцев. С помощью Эдварда Келли, Джон Ди намеревался установить стабильный контакт с ангелами, что, среди прочего, в итоге привело к восприятию Енохианского или Ангельского языка. Записанный, таким образом, Ди и Келли текст, позднее был переведён на английский язык известным оккультистом Алистером Кроули.
Справа: британский маг и учёный, доктор Джон Ди.
Немного информации о Джоне Ди. Как известно, Ди был учёным, королевским врачом, великолепным математиком и ярым пропагандистом точных наук, уважаемым астрономом, экспертом в области навигации и мореплавания, а также политическим консультантом и наставником английской королевы Елизаветы I. Одновременно с этими усилиями Джон Ди погрузился в мир магии, алхимии, астрологии и оккультной Герметической философии. Последние тридцать лет своей жизни он много времени и усилий посвятил попыткам общения с высшими сущностями — ангелами, пытаясь овладеть универсальным языком мироздания и добиться до-апокалиптического единства человечества. Ди оседлал миры науки и магии как раз в тот момент, когда они наконец стали различимы. Будучи последователем учения Ренессансного Неоплатонизма, развитого ведущим мыслителем Ранней эпохи Возрождения, религиозным философом-гуманистом, астрологом и первым переводчиком с греческого на латынь собрания трактатов "Корпус Герметикум" — священником Марсилио Фичино (1433-1499), Джон Ди не проводил различий между своими математическими исследованиями и исследованиями Герметической магии, предсказаниями и вызовом ангелов. Вместо этого он считал, что вся его деятельность представляет собой лишь различные грани одного и того же поиска: поиска трансцендентного понимания божественных форм, лежащих в основе видимого мира, которые Ди называл "чистыми истинами". При жизни Джон Ди собрал крупнейшую библиотеку в Англии и одну из самых крупнейших в Европе.
Ниже слева: одно из различных апокрифических (пожалуй, даже слишком апокрифических...) изданий "Некрономикона", приписываемое Джону Ди.
Переходим к следующему эпизоду...
Американский профессор Джордж Т. Ветцель (1921-1983), исследователь Лавкрафтовского творчества, а также истории религий и мифологии – и здесь мы вновь возвращаемся к любопытным окончаниям имён Лавкрафтианского Пантеона – в свою очередь выступал с заявлением о том, что писатель вдохновлялся неуловимой и легендарной древнеегипетской "Книгой Тота" (Libro di Thoth), которая является почти псевдобиблией! По крайней мере, так может показаться, хотя "Книга Тота" всегда упоминалась в Герметизме, поскольку она нашла некоторое подтверждение своего существования в "Папирусе Туриса" (Papiro di Turis), переведённом и опубликованном в Париже в 1868-ом году. (прим., — "Папирус Турис" — древнеегипетский документ, в котором содержится наиболее старое из известных на сегодняшний день упоминаний об этом грозном магическом инструменте — "Книге Тота").
Я написал "является почти псевдобиблией", поскольку фрагменты "Книги Тота" реально существуют, наряду с огромным количеством прочих апокрифических текстов, в последствии слившихся в более доступную древнеегипетскую "Книгу Мёртвых" (Libro dei Morti), использовавшуюся со времён раннего Нового Царства, в период с 1550-х годов до нашей эры и, приблизительно, до 50-х годов до нашей эры. Сборник представляет собой собрание магических заклинаний, призванных помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие в загробной жизни.
"Книга Тота" — пожалуй, один из самых загадочных текстов, когда-либо существовавших в истории. Согласно традиции, эта тёмная и очень могущественная книга содержала описание главного "заключительного ритуала", способного трансформировать (превращать) человека в Царя Мироздания. Таким образом, этот магический фолиант воспринимается как нечто невообразимое и гораздо более мощное, чем любой другой эзотерический текст, написанный в последующие тысячелетия. В неустановленную до-Потопную эпоху, во временном промежутке от 10.000 до 40.000 лет назад, то есть, задолго до появления какой-либо исторически известной цивилизации, древнеегипетский полубог-получеловек ТОТ — бог Луны, мудрости, науки, магии и искусства, которого древние египтяне позднее станут изображать с головой птицы Ибис и, которому будут поклоняться в загадочном городе Гермополь Великий (современный египетский Эль-Ашмунейн), изобрёл письменность с целью составления особого манускрипта, заложенного в основе всех инициатических знаний.
Справа: Бог ТОТ, дважды Великий, второй Гермес, главный советник бога солнца РА. Древние египтяне считали ТОТа автором всех научных, религиозных, философских и магических произведений. Древние греки также утверждали, что он является истинным автором всех работ во всех отраслях знания, человеческого и божественного. Все древнеегипетские писцы повсеместно поклонялись Тоту.
Как повествуется в древнеегипетском документе "Папирус Турис", о котором шла речь выше, за несколько тысячелетий до нашей эры группа верховных сановников решила свергнуть могущественного фараона благодаря мощной магической формуле, содержавшейся в "Книге Тота". Однако, фараону удалось избежать заговора и казнить предателей, после чего он решил уничтожить ужасную книгу. Согласно другому источнику — надписи на магико-астрологической и медицинской стеле Меттерниха, очень ценном археологическом артефакте, подаренном Османским губернатором и фактическим правителем Египта Мухаммадом Али Пашой (1769-1849) канцлеру Австрии Клеменсу фон Меттерниху (1773-1859) и хранящемуся ныне в Нью-Йоркском художественном "Метрополитен-музее", сам божественный Тот хотел уничтожить свою книгу, поскольку она была сочтена им слишком опасной.
По свидетельству другого известного папируса, хранящегося в Каирском Государственном музее, это объясняется ещё и тем, что сама книга, по-видимому, обладала особой непредсказуемой мстительностью, по отношению к своим обладателям. Принц Сети I (1324-1279 до нашей эры), сын фараона Рамзеса II Великого, собирал древние рукописи эзотерического характера, чтобы проникнуть в мир оккультизма. В его коллекции не хватало только самой загадочной "Книги Тота", и он решил во что бы то ни стало, выкрасть её из древней гробницы в окрестностях Мемфиса. Но кража вызвала сильное и страшное проклятие, которое заставило духов разгневаться на Сети и всю его семью. В итоге, принц погиб вместе со своими тринадцатью братьями. Спасся только пятнадцатый, Минептах, впоследствии ставший фараоном. Другие папирусы из Древнего Египта также рассказывают различные истории об этом оккультном тексте, но все они заканчиваются одинаково: опасная "Книга Тота", в конечном счёте, уничтожается.
Однако, действительно ли дела обстояли так? Действительно ли всемогущая Книга Тота была уничтожена? Или, возможно, она пережила египетский период и дошла до нашей цивилизации? Оригинальная "Книга Тота" остаётся недоступной ещё со времён древних египтян, однако память о ней сохранилась нетронутой на протяжении тысячелетий: любопытно почему? Многие исследователи готовы поклясться, что и сегодня некоторые старейшие тайные общества хранят копии этого произведения. Попробуем выяснить правду об этом ужасающем тексте и о том, как ему удалось повлиять на все последующие эзотерические произведения и документы. Попытаемся приоткрыть мрачные двери оккультного мира Древнего Египта.
Когда, начиная с 4 века до нашей эры, греки вступили в контакт с Египтом благодаря Александру Македонскому и династии Птолемеев, произошло слияние философской и религиозной мысли двух культур. Фигура египетского бога Тота, носителя мудрости и знаний, слилась с фигурой аналогичного греческого бога Гермеса (у древних римлян — Меркурия). В итоге, между первым и третьим веками нашей эры, ряд оккультных "герметических" сочинений различных эллинистических учёных, такие работы как: "Core Mondi" (Основной мир), "Поймандр" (Pymander), посвящённый мирозданию и пониманию Разума, и религиозно-философский трактат "Асклепий" (Logos teleios), были приписаны синкретическому божеству Гермесу Трисмегисту, считавшемуся в герметической традиции божественным пророком — автором теософского учения, а затем эти и други рукописи были собраны в так называемый "Корпус Герметикум" (Corpus Hermeticum), труд, позднее переведённый на латынь итальянским религиозным философом Марсилио Фичино и почти полностью сохранившийся до наших дней. Согласно этой "новой книге Тота", которая, по преданию изначально была написана на драгоценной Изумрудной Скрижали, человек — это не единое целое существо, а микрокосм, являющийся частью вселенского макрокосма, где "всё, что находится вверху", неумолимо влияет на "всё, что находится внизу".
Рассмотрим ещё один вопрос: какое отношение имеют к этому древнему эзотерическому тексту загадочные Карты Таро?
В работе французского философа-мистика 16 века Гийома Постеля "Ключ к вещам, сокрытым от Сотворения Мира" (1540), рассказывается, что колода Таро — есть не что иное, как популяризированная версия древней "Книги Тота", первоначально состоявшей из 78-ми скрижалей из чистого золота с иероглифами и символическими рисунками, содержащими все знания о нашем прошлом и будущем. Два столетия спустя французский учёный, масон, оккультист и астролог Антуан Кур де Жебелен (1719-1784) развил этот тезис в своем монументальном произведении "Первобытный мир" (1786).
В 1783 году, другой французский оккультист и исследователь Жан-Батист Альетт (1738-1791), очарованный данной концепцией, опубликовал работу под названием "Способ воссоздать себя с помощью колоды карт, называемой Таро", до сих пор считающуюся классическим справочником по картомантии Таро, а в 1789 году собственноручно разработал колоду карт, точно такую же, какой, по крайней мере в его представлении, должны были быть оригинальные египетские карты. Сообразительный Альетт этим не ограничился, а переименовал карты в "Таро Эттейла" (его имя, написанное наоборот), став в итоге богатым и первым наиболее известным в истории профессиональным предсказателем Таро. С этого момента карты Таро стали использовать для предсказания будущего, а об их игровом применении (до этого они также использовались как игральные карты) практически забыли. И сегодня во всём мире постоянно появляются новые колоды, сознательно и бессознательно предлагающие очередные интерпретации магической "Книги Тота".
В 1925-ом году, в одном из своих фантастических произведений "Книгу Тота" так же упомянул ещё никому неизвестный участник "Круга Лавкрафта" американский писатель Роберт Ирвин Говард, один из гениальных авторов фэнтези-литературы. В своей истории Роберт Говард рассказывает об утраченной первобытной цивилизации, предшествовавшей появлению самих египтян... Говард утверждал, что смог разыскать древние кодексы и манускрипты (многие из которых, как теперь известно, содержались лишь в его безграничном воображении!), где некий царь и маг по имени Тот-Амон властвовал в Царстве Хаоса и поклонялся змееподобному богу Сету. Спустя время он вновь обратился к этой концепции в своём первом произведении о знаменитом киммерийце Конане, но это уже другая история...
Рождённая для того, чтобы заключить в себе и освоить самое высокое и чистое знание, "Книга Тота" была взята на вооружение большинством последующих цивилизаций. Даже эллинистический мир попытался сделать знания из этой книги своими, то же самое можно сказать и о средневековой, а также современной и новейшей эпохах. Неудивительно, что создатель Конана-варвара, писатель Роберт Ирвин Говард попытался создать что-то подобное, вернув "Книгу Тота" в удивительный антураж своих фантастических рассказов.
Вернёмся к Лавкрафтовскому "Некрономикону"...
Несколько других подсказок, оставленных Лавкрафтом в его рассказе "История Некрономикона" (1927), заставляют нас думать, что писатель действительно мог вдохновляться упомянутым текстом, поскольку он сам утверждает, что безумный араб Аль-Хазред (или, быть может, гораздо более реальный учёный Аль-Хазен?) исследовал катакомбы египетского города Мемфиса и — о, воля случая! — "Книга Тота", или то, что от неё осталось, была найдена именно в этом городе. Совпадение, конечно, всего лишь совпадение...
Абу Али ибн аль-Хайсам (965-1039 гг.) — арабский учёный, математик, астроном и физик-оптик, родом из иракской Басры, в средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Аль-Хазен. Был приглашён в Египет, однако из-за отказа выполнить невозможное поручение гениальный учёный впал в немилость мстительного египетского халифа Аль-Хакима Биамриллаха из династии Фатимидов, объявившего себя воплощением Божества, который подверг его моральному унижению, домашнему аресту и конфискации всего имущества. Ради спасения собственной жизни, несчастный и нищий Аль-Хазен около 12-ти лет вынужден был бродяжничать и притворяться сумасшедшим, вплоть до убийства халифа преемниками. После чего учёный получил свободу и в почёте прожил в Каире до самой смерти. Он сыграл настолько важную роль в арабской науке и культуре, что был увековечен на Иракской денежной банкноте в десять динаров.
Можно ли всерьёз исключать, что Лавкрафт с его энциклопедическими познаниями не знал о тех далёких событиях? Можем ли мы исключить, что на создание своего воображаемого "безумного араба" его мог вдохновить реальный "сумасшедший араб", прибегнувший к несуществующему безумию, для того чтобы спасти свою жизнь? Некоторые спонтанные подозрения появляются...
Какой же вывод можно сделать на данный момент? Возможно, смахнув пыль со старых томов, и вставив недостающие кусочки в сложную мозаику гипотез, утверждений и опровержений, созданных вокруг самой известной и противоречивой цитаты Лавкрафта, мы рано или поздно сможем пролить свет на существование или отсутствие самой неуловимой книги, когда-либо цитировавшейся в эзотерической библиографии: "Некрономикона". Может быть, нам удасться отыскать копию – почему бы и нет? – с более точной, достоверной и понятной версией известного двустишия безумного араба Абдул-аль-Хазреда или Аль-Хазена, который действительно существовал? Это могло бы привести нас к первоисточнику.
Речь идёт о двустишии "Пх'нглуи мглв'нафх Ктулху Р'льех вгах'нагл фхтагн" (В своей обители Р'льехе, мёртвый Ктулху ждёт и грезит), которое было переведено (по всей очевидности) самим Говардом Лавкрафтом.
Всем известно, Некрономикон не существует!
Или, ещё точнее, возможно, его не существует под этим названием, может быть, бесполезно искать его в различных библиотеках, где – знаю, знаю, я преувеличиваю! — он мог "жить" под вымышленным именем, возможно, с большим буквенно-цифровым индексным кодом DDC или UDC, или каким-то другим, с которым "некто" поместил его туда. (прим., — DDC — десятичная классификация Дьюи, система классификации книг для публичных библиотек, разработанная в 1873 году американским библиотекарем Мелвилом Дьюи; UDC — универсальная десятичная аналитико-синтезированная система классификации для произведений науки, литературы и искусства, периодической печати, различной документации и картотек, разработанная в 1895 году бельгийскими библиографами Полем Отле и Анри Лафонтеном). Не хватает только кода ISBN, и тогда работа по "дезинформации" была бы завершена полностью!
И всё же, мы совершенно уверены, что где-то, в какой-то пыльной и забытой библиотеке, действительно существует нечто похожее на широко обсуждаемый и "печально известный" Некрономикон. Автор статьи убеждён в этом уже давно, с тех пор как сорок лет назад впервые прочёл произведения странного писателя — великого Говарда Филлипса Лавкрафта, персонажа, что нельзя не учитывать, чрезвычайно сложного, сколь угодно гениального, однако с самого раннего детства страдавшего от бесконечных проблем психологического свойства. Он был подвержен постоянным нервным срывам, по всей видомости по вине матери, считавшей его "уродливым" и не разрешавшей ему выходить из дома, он также страдал от различных физических проблем, не позволявших ему посещать школьные занятия, и постоянных мигреней, вызванных, скорее всего, падением со строительных лесов в подростковом возрасте.
Лавкрафт всегда жил в тени женских фигур, помимо матери представленных двумя его родными тётями, проявлявшими слишком чрезмерную заботу. Единственная женская фигура, появившаяся в его странном существовании — это Соня (Софья) Симоновна Шафиркина-Хафт Грин, с которой он заключил брак в марте 1924-го года. Очень странный брак, возможно даже, полностью "платонический", продлившийся совсем недолго, но, вполне вероятно, повлиявший на его литературную деятельность, поскольку Соня Грин, предположительно могла быть ученицей известного оккультиста Алистера Кроули, Великого Зверя, самого знаменитого "мага" XX века.
Поскольку впервые "Некрономикон" упоминается в сентябре 1922-го года в рассказе "Пёс" (напомним, что Грин познакомилась с Лавкрафтом 12-го марта 1921-го, и даже, написала для него в июне 1922-го основную часть рассказа "Ужасный случай на Мартинз-бич"), было бы вовсе не безосновательно иметь некоторые подозрения в отношении его "музы".
При этом совершенно не исключено, что "Некрономикон" также может происходить от упоминавшегося Лавкрафтом знаменитого трактата "Ключи Соломона" (Clavicula Salomonis) — псевдоэпиграфического гримуара магических заклинаний и формул, приписываемого Царю Соломону, однако, вероятнее всего, относящегося к итальянской Эпохе Возрождения 14-15 века, известного благодаря "Книге чёрной магии и пактов" (1898) влиятельного оккульного британского автора, масона и члена организации "Золотая Заря" писателя Артура Эдварда Уэйта (1857-1942), в том числе "Некрономикон" также может являться производным детищем от гримуара "Цель Мудреца" ("Пикатрикс"; лат. Picatrix), сложного арабского средневекового манускрипта по церемониальной магии, астрологии и талисманам, датируемого 10-11 веком. Но это тоже, уже другая история...
Странная книга, гениально сбивающая всех с толку...
С самого начала появления христианства перед Церковью всегда стояли задачи борьбы с ересью и запрет на чтение текстов, считавшихся опасными для жизни. К примеру, уже во время проведения первого Никейского Собора в 325 году было запрещено чтение произведений греческого христианского теолога Оригена (ок.185 — ок. 253 н.э.) и древнегреческого философа-стоика Ария Дидима (между 1 век до н.э. — 1 век н.э.). Несколько десятилетий спустя римский Папа Иннокентий I перечисляет серию апокрифических книг, чтение которых, скажем так..., категорически "не рекомендуется".
Ниже на фото: титульный лист "Справочника запрещённых книг" выпуска 1564 года, включавшего в себя около двухсот изданий.
В 1559 году, Священная Канцелярия Ватикана опубликовала в Риме "Каталог Еретических книг" (Cathalogus librorum Haereticorum). Как сказано на первой странице другой любопытной книги, выпущенной в 1994 году римским издательством "Фануччи" (Fanucci), в этом средневековом справочнике еретических изданий "...перечислялись тома, чтение которых проклянёт души верующих: среди них был и Некрономикон...".
Рассмотрим книгу от издательства "Фануччи" более внимательно, поскольку она полна необычных "сведений", которые очень сложно проверить. Но все они чрезвычайно интересны, даже если часто, слишком часто, вводят нас в заблуждение:
"...По случаю выхода в 1978 году первого массового американского издания "Некрономикона" (позднее, разумеется, перизданного в Италии тем же самым издательством "Фануччи!") — издатель и все те, кто сотрудничал, принимал участие в издании, продаже и распространении "запрещённой" книги (типографы, складисты, перевозчики), в январе 1980 года были отлучены Ватиканом от Церкви".
Справа: обложка итальянского издания "Некрономикон. Тайная книга Г.Ф. Лавкрафта" (изд-во: "Фануччи", 1979).
Разумеется, этого последнего, крайне невероятного заявления вполне достаточно, чтобы любой читатель, интересующийся происхождением и историей странной псевдобиблии, насторожился! Однако, при внимательном вгляде, книга не случайно названа Некрономикон. "Запретная книга" Говарда Лавкрафта действительно полна подсказок, над которыми стоит поразмыслить. Подсказок, направленных к размышлению над вопросом "Чья выгода?" в первоначальном (относительно), и гениальном, культурологическом введении читателей в заблуждение, осуществлённом "отшельником из Провиденса" в отношении исследуемого нами "Некрономикона", и заканчивая тем, что в дальнейшем, ловко дезориентируя читателя, было вставлено в различные издания от "Фануччи", чтение которых — конечно, не без доли здорового скептицизма! — я всё-таки настоятельно рекомендую любителям Лавкрафтианской литературы.
Автор данной статьи начал заниматься этими странными событиями с 1979 года, и как раз примерно в то же самое время итальянское издательство "Фануччи" выпустило книгу под названием "Некрономикон. Тайная книга Г.Ф. Лавкрафта" (Necronomicon — Il libro segreto di H. P. Lovecraft, Fanucci, Roma) — исследование, рассказывающее о повторном открытии древнего города Куту на юге Ирака и гробницы внутри Храма Молитвы, выявляющей существование прото-Некромикона, который, благодаря переписыванию многими переписчиками, из глубины веков дошёл до наших дней. Издание, которое, разумеется, многие читали перечитывали снова и снова, привлечённые, прежде всего, публикацией в ней эссе американского критика, писателя-фантаста и лауреата более двух десятков Премий "Хьюго" Дэвида Роуленда Лэнгфорда — "Расшифровка рукописи Джона Ди" (1978), рассказывающем о компьютерном подходе к изучению загадочной средневековой рукописи "Liber Logaeth" знаменитого "мага" 16 века. Также известная под названиями "Слово Божие", или "Liber Mysteriosum Sextus et Sanctus" ("Книга Таинств Шестая и Священная").
Ниже слева: обложка английской книги "Некрономикон Джорджа Хэя" 1980 года (2-ое изд. с новой редакцией), выпущенной "Corgi Childrens".
Вернёмся к тексту издания от "Фануччи", опубликованному — как мы читаем на титульном листе — "под редакцией Джорджа Хэя...". Конечно, уважаемый британский автор, редактор, и энтузиаст научной фантастики Джордж Хэй (1922-1997), являлся основателем созданной в 1971 году английской исследовательской Организации Научной Фантастики при Политехническом институте Восточного Лондона, а в 1980 годы стал президентом Общества Герберта Джорджа Уэллса, и аккредитованным историком научной фантастики. Что, однако, мало способствует степени достоверности того, что содержится в этой книге, скажем так, если подходить с "научной" точки зрения.
Кроме того, работая с 1976 года в издательской области литературы о таинственном, автор этой статьи хорошо понимает, что в случаях с подобной литературой нередко необходимо вставлять в текст имена писателей, которые, судя по всему, были должным образом введены в бесконечные лабиринты "эзотерического" знания и знают всё (или во всяком случае многое) о "загадках", спрятанных в закромах истории.
Часто эти авторы присутствуют в реальности, порой они скрываются за псевдонимом, но иногда... их вообще не существует! И это порой заставляет тех, кто проводит исследования в определённом направлении "терять компас" — да и терпение тоже! Это всё равно, как если бы я — Роберто Вольтерри в какой-нибудь своей книге или статье написал: "...всем хорошо известно, что знаменитый профессор Джозеф Тизи Яковелли недавно опубликовал книгу в издательстве "Знак Повеления" (Il Segno del comando), в которой наконец-то раскрыто местонахождение Ковчега Завета...".
Конечно, многие тут же засуетились бы (а кто бы не засуетился?), с целью найти такую исчерпывающую публикацию, обратились бы к своему привычному книготорговцу, обыскались её в Интернете, искали бы по названию издательства, что возвернуло нас к чёрно-белой теледраме многолетней давности — но... так ничего бы и не нашли! Они попробовали бы ещё раз, старательно набрав в "Google" имя профессора Джозефа Тизи Яковелли, однако вновь не получили бы ни мельчайшего результата! Ну, разумеется! Потому как никакого "знаменитого профессора" Джозефа Тизи Яковелли не существует – по правде говоря, это имя моего близкого приятеля, который много лет назад ушёл из жизни... – а издательства с корпоративным названием "Знак Повеления", навеянным одноимённым популярным готическим фэнтези-сериалом 1971 года, снятым по сценарию известного писателя Джузеппе Д'Агаты, увы ещё не создано.
.
.
.
Жёстко говоря, на первый взгляд это можно назвать "дезинформацией". Но кому это выгодно? Какая польза от того, что мы распространяем не обычное, здоровое и конструктивное "сомнение", а вредоносную новость, лишь отнимающую у всех время? Безусловно, никакой. Тем не менее, почти во всех сочинениях, так или иначе связанных с "Некрономиконом", появляются несуществующие имена, даты, тексты, места и события...
Ещё раз вернёмся к изданию "Некрономикон. Тайная книга Г.Ф. Лавкрафта" (1979), опубликованном под редакцией Джорджа Хэя издательством "Фануччи", о которой уже шла речь выше...
На фото справа: отец Говарда — Уинфилд Скотт Лавкрафт.
На странице номер 56, с интересным абзацем от Колина Уилсона — признанного исследователя в области загадочного — в его статье "Введение в Некрономикон", читаем следующее: "...Летом 1976 года я вскользь упомянул о работе над нашим "Лавкрафтовским проектом" своему другу доктору Карлу Тауску из Венского Технологического Института. И он заставил меня расширить глаза, рассеянно заметив, что когда-то слышал о том, что отец Лавкрафта являлся членом организации, практикующей древнеегипетское масонство...".
Очевидно, нет ничего странного в том, что Уинфилд Скотт Лавкрафт, отец Говарда, как и его дед, также мог состоять в какой-то масонской ложе, однако "аномальным" во всём этом выглядит тот факт, что в упомянутом "Венском Технологическом Институте" (на Карлсплатц 13-1040, в столице Австрии) — может быть, именно в этом институте? — нет никаких сведений о том, что доктор Карл Тауск когда-либо там работал. Мне вообще не удалось найти в интернете ни одного Карла Тауска, хотя бы слабо связанного с технологическими исследованиями или тому подобным. По факту, никакого Карла Тауска не существует!
Всё же, если бы он действительно принадлежал к академическому корпусу вышеупомянутого института, то, несомненно, в своё время опубликовал бы какое-то научное исследование, на него бы конкретно ссылались в определённых библиографиях, словом, он бы... действительно существовал!
Идём дальше... Занимаясь классическим "разгребанием" статьи Колина Уилсона о Лавкрафтовской "тайне", на странице 60 читаю: "...Доктор Станислаус Хинтерштойссер — причём на титульном листе он указан как "участник написания книги" — является автором работы по истории финансовой политики последнего десятилетия существования Австро-Венгерской Империи. Доктор Хинтерштойссер родился в Лигнице (Силезия) 23 августа 1896 года, в 1925-ом защитил диссертацию по теории политики в Дрезденском Университете и большую часть жизни прожил в Вене...".
Что ж, теперь попытайтесь, если есть желание, найти в интернете хоть какие-то сведения об этом призрачном персонаже и вы тоже не найдете абсолютно ничего! Точнее, поправлюсь: зато немало информации о Станислаусе Хинтерштойссере, и о Карле Тауске, и других неизвестных незнакомцах, с которыми мы сейчас "познакомились", вы найдёте на всех сайтах, посвящённых "Некрономикону". На любых языках! И всё это происходит по очень простой причине: если копирование из одной книги называется у нас "плагиатом", то копирование из десяти, ста или тысячи книг называется "исследованием библиографии"!
И все почитатели "отшельника из Провиденса" только и делают, что занимаются "библиографическими исследованиями" этой псевдобиблии, цитируя друг друга или приводя отрывки из разных книг, подобных той, что мы сейчас рассматриваем, возможно названной так несправедливо и опубликованной в 1979 году издательством "Фануччи". А издательско-редакционная "вода", в которую десятилетиями погружался "Некрономикон", становится от этого всё более и более мутной!
В мутной воде... рыбу ловить лучше!
Попробуйте, допустим, отыскать в любой поисковой системе работу под названием "Prolegomea zu einer Geschichte der Magie", будто бы написанную тем самым Станислаусом Хинтерштойссером после прочтения им эссе доктора Томсона Джея Хадсона "Закон психических явлений: исследование гипноза, спиритизма, психотерапии и т.д." (1893), одолженного ему ни кем иным, как знаменитым швейцарским психиатром, философом и мистиком Карлом Густавом Юнгом... Во всяком случае, если текст Томсона Хадсона действительно реально существует, то вот работа Хинтерштойссера оказывается совершенно неизвестной даже высокоэффективному поисковику "Google". Как и многие другие "труды", скрупулёзно цитируемые в различных статьях, посвящённых "Некрономикону", названия и тексты, которые ещё предстоит... написать! Короче говоря, "Некрономикон" самая знаменитая "псевдобиблия" из всех "псевдобиблий"!
Однако, нас ещё не закончило удивлять эссе Колина Уилсона!
Так, на странице номер 61 вы можете прочесть следующее: "...В одном из своих писем он формулирует достаточно спорное утверждение о том, что Граф Калиостро после смерти оставил своим последователям некоторые рукописи, включая оригинал Некрономикона...", и далее, на странице 63, добавляет следующее: "...личность "Высокого Кедра" (имя некоего посвящённого адепта), который научил Уинфилда Скотта Лавкрафта — отца ГФЛ — читать Некрономикон... и загадочную историю парижского прокурора Фукье де Тенвиля, с помощью пыток, получившего Некрономикон от последователей Калиостро". Это же настоящая сенсация!
Надо сказать, что государственный обвинитель и видный деятель Великой Французской революции Антуан Квентин Фукье де Тенвиль (1746-1795), отличался особой жестокостью и несправедливостью при вынесении приговоров, и после падения диктатуры Робеспьера был предан суду и казнён на гильотине. По воспоминаниям очевидцев, по дороге на эшафот Фукье де Тенвиль осыпал ликующую толпу особо ужасными предсказаниями будущего. Его имя принадлежит к весьма небольшой категории реально существовавших исторических персонажей, цитируемых в различных очерках, посвящённых исследованию "Некрономикона". Один из немногих!
Справа: одна из картин с изображением Графа Алессандро Калиостро.
Чего нам только ещё не хватало в этом запутанном (я уверен, очень искусно запутанном) деле "Некрономикона", так это появления знаменитого авантюриста, алхимика и мистика Алессандро Калиостро — "Великого Копта", который, несомненно, являлся одним из самых видных масонов 17 века, выступавшим со своей собственной теорией совершенствования и реально разработавшим учение под названием "Египетское Масонство". Он распространял о себе невероятнейшие слухи в обществе (как считают исследователи, с целью политической саморекламы): например, рассказывал о том, как побывал внутри дрених египетских пирамид Мемфиса и встретился с тысячелетними бессмертными мудрецами, хранителями тайных знаний божественного пророка Гермеса Трисмегиста. Надо сказать, что вплоть до середины 18 века фигуру Трисмегиста рассматривали как когда-то реально существовавшее историческое лицо. Вскоре все новые масонские Ложи заявили о своей приверженности "Древнеегипетскому уставу Калиостро".
Слева: изображение французского прокурора Антуана Фукье де Тенвиля, казнённого на Гревской площади в Париже в 1795 году. По слухам, он мог обладать одной из копий запретного "Некрономикона".
.
.
.
Кроме того, вымышленный австрийский доктор Станислаус Хинтерштойссер из Вены, якобы писал о том, что "...Некрономикон — это не труд одного человека — "безумного араба" Аль-Хазреда, а скорее сборник магических материалов из древней Аккадии, Вавилонии, Персии и Иудеи, по всей вероятности, составленный средневековым арабским философом, математиком и астрологом Абу Юсуфом Аль-Кинди..." (мы уже упоминали о нём в начале статьи). В тексте также утверждается, что "...Некрономикон содержит реликвии древней магической традиции, существовавшей ещё до появления человечества". (прим., — в последние годы текст этого письма проходит по литературным базам как рассказ под названием "Письмо доктора Станислауса Хинтерштойссера", написанный, как указывается, Джорджем Хэем).
Справедливости ради, следует отметить, что в библиографических исследованиях, касающихся "Некрономикона", некоторые цитаты порой оказываются правдивыми!
Ниже: члены американской масонской организации "Высокие Кедры Ливана в Северной Америке".
"Кто это, Высокий Кедр?" — поинтересуется какой-нибудь, читающий эссе Колина Уилсона, мандзонианец "дон Аббондио" (прим., — "мандзонианец" — подразумевается известный литературно-языковой "мандзонианский стиль", итальянского писателя и поэта Алессандро Мандзони, 1785-1873). По всей видимости, загадочность здесь объясняется тем, что "Высокие Кедры Ливана в Северной Америке" (Tall Cedars of Lebanon of North America) — одна из многочисленных масонских организаций, реально действующих в США с 1840 года. Таким образом, мы можем предположить, что Уинфилд Скотт Лавкрафт мог "научиться читать Некрономикон" — либо, связанный с ним иной текст или гримуар — посещая эту или подобную масонскую организацию. Если, конечно, то, что пишет Колин Уилсон, является достоверным! Вполне возможно, Уилсон имел в виду именно эту организацию, когда задавался вопросом, кто мог научить отца Говарда Лавкрафта "читать и понимать Некрономикон"...
В своём эссе "Тайна Г.Ф. Лавкрафта" (1978) Колин Уилсон утверждал, что отец Лавкрафта, будучи адептом северо-американского отделения Египетского Масонства, в частности владел англоязычной копией "Некрономикона", переведённого в 15 веке знаменитым британским оккультистом Джоном Ди; поэтому Лавкрафт должен был знать этот текст с детства, а затем мог приписать его собственной выдумке, чтобы не порочить имя и память отца. В свою очередь, в 1979 году Уилсон, исходя из этих предположений, в со-авторстве и под редакцией Джорджа Хэя опубликовал в Англии книгу под названием "Некрономикон: книга мёртвых имён" (её итальянская версия стоила издательству "Фануччи" судебного иска), текст которой, по утверждению Уилсона, является именно версией перевода Джона Ди, точно воспроизведённого с оригинала, хранящегося в Британском музее. На самом деле, как пишут исследователи Джанни Пило и Себастьяно Фуско в предисловии к итальянскому варианту издания: "в своей книге Уилсон воспроизводит все отрывки из Некрономикона, включённые Лавкрафтом в собственные рассказы, помещая этот материал в контекст, образующий трактат по заклинательной магии, смоделированный по структуре древних гримуаров — форм, с помощью которых маги прошлого вызывали духов и демонов всех мастей...". Именно по поводу этого текста в 2001 году один из читателей подал в суд на издательство "Фануччи" за предоставление "недостоверной информации", поскольку издательство решило назвать в честь Лавкрафта текст, который, по всей очевидности, вовсе не являлся "Некрономиконом", а содержал различные эссе о магическом тексте, написанные современными авторами. К слову сказать, издательство "Фануччи" в итоге проиграло дело и было вынуждено сменить обложку с названием книги.
И, это лишь несколько перечисленых примеров того, как вокруг "Некрономикона" — по причинам коммерческого свойства, связанным с издательским бизнесом, или же из-за других обстоятельств, когда "Дьявольский навоз", характерный для большей части эзотерического пространства, возможно, уступает место культурным аспектам — уже давно бушует шквал того, что сегодня называют фейковыми новостями!
К данному пункту исследования мы в ближайшее время вернёмся ещё раз, с другими любопытными примерами, стоившими автору нескольких месяцев расследования, чтобы установить, сколько в них было правды или же насколько сложным и изощрённым являлось искажение...
.
***
.
Autore: © 2014 Roberto Volterri.
Newsletter "IL PUNTO sul MISTERO".
Copyright © 2014-2023 www.ilpuntosulmistero.it
Web fanzine "LA ZONA MORTA".
Copyright © 2007-2023 www.lazonamorta.it
Перевод: © 2023 ZaverLast.
Ссылка-1: http://www.ilpuntosulmistero.it/necronomi...
Ссылка-2: http://www.lazonamorta.it/lazonamorta2/?p...
Ссылка-3: https://www.visionealchemica.com/il-libro...
______________________________________________________ _____________