Охотничьи рассказы Мюнхаузена продолжаются. Подряд следуют два эпизода про диких свиней.
Очень изощрённая схема. В оригинальности не откажешь. Сошлось множество обстоятельств:
а) Свинья была слепая.
б) Свинья передвигалась, держась за хвост своего поросёнка.
в) Мюнхаузен выстрелил, но попал точно в хвост поросёнка.
г) Кончик хвоста остался в зубах свиньи.
д) Мюнхаузен взялся за хвостик.
е) Свинья послушно пошла за ним.
Большинство иллюстраторов не упустили этот фрагмент.
1) Доре, как всегда, близок к тексту. Рисунок носит разъясняющий характер. Такие повествовательные иллюстрации скоро перестанут цениться у снобов.
2) В советском 1971-м году, однако, повторяется концепция Доре. Надо показать, в чём именно заключается полезный народохозяйственный эффект фантазии: решена проблема транспортировки туши.
3) Да и вообще, советские художники часто вдохновлялись сценой вождения свиньи:
— и Майофис...
— и Бритвин...
— и Фёдоров...
— и Воронцов (который ожидаемо обыграл тему окулиста на правой стороне разворота).
4) На этом фоне даже трактовка Двоскиной выглядит оригинально и смешно: детишки изображают огромную свинью в чёрных очках.
При этом Двоскина не забыла и несчастного растерянного поросёнка, отстреленного от матери.
5) А это как раз вторая тема: идиллическая картина свинячьей семьи до нападения Мюнхаузена:
— у Майофиса...
— у Устинова.
6) Пыталась соригинальничать в духе абсурда Белякова. Поросёнок в облике Наполеона. В 1992 году "Скотный двор" у всех на устах. Ну-ну...
В противоположность эпизоду со слепой свиньёй, эпизод с диким кабаном совсем не оригинален — это перепевы европейских народных сказок ("Храбрый портняжка" братьев Гримм вспоминается). Первый, но не последний случай. Ладно уж, это посмотрим, но бóльшую часть второго тома "Приключений Мюнхаузена", где будут воспроизводиться восточные сказки, опустим.
Ну, в общем, кабан погнался за бароном, барон спрятался за дубом, а кабан клыками врезался в дуб и застрял. Интересно, что плодовитый Доре этот эпизод не стал иллюстрировать.
1) В сюите советских времён Скобелев и Елисеев этот фрагмент не иллюстрировали, а в 2014 году Елисеев картинку сделал (в этой книжке новый фантазийный пересказ, поэтому Мюнхаузен тащит застрявшего кабана одной левой вместе с дубом).
2) Можаева красивый ракурс дала.
3) Майофис сделал несколько вариантов.
Интересно, что в цветных вариантах ловля кабана происходит в присутствии приглашённых зрителей: по тексту у Мюнхаузена при этой встрече даже ружья не было — художник справедливо предположил, что дело происходило в парке (в присутствии публики). Скучно без свидетелей подвиги совершать.
4) А вот чёрно-белые линеарные наброски Майофиса уже не в первый раз почти не отличимы от таких же набросков Гальдяева. Одна техника, одна школа: "быстрый карандаш".
5) Многофигурные композиции хорошо у Беляковой получаются за счёт комбинирования цветных пятен: чуть не станковистская иллюстрация художника-абстракциониста.
6) Против знакомых с младенчества гриммовских мотивов и суровая Двоскина ничего не имеет. Забавный кабан, никто его не оплакивает. По тексту Мюнхаузен лично связал кабана и погрузил его на телегу. Возможно, он даже почухал связанного кабана за ушком. Идиллия.
7) Воронцов резвится по-своему. Его кабан — бешеный (отличительный признак — красные сапожки).