Мне кажется, успех всему собранию побасенок про Мюнхаузена принёс именно первый эпизод. Любое другое приключение вызвало бы зевоту или недоумение — и всё, книгу бы захлопнули. А здесь — волнующее правдоподобие: про волков на улицах городов к востоку от германских княжеств мы и так все знаем, а вот деталь про глубину снежного покрова любопытная. И главное ведь, хорошая физика, не сказка какая-нибудь, как в большинстве других эпизодов. Достойный рассказ для Века Просвещения.
Пройдёмся по нашим художникам, выстроенным более-менее хронологически.
1) Худ. Г.Доре (1862/2007)
Божественный Доре.
Иллюстрируется подлинная версия для взрослых. Нелепый фрагмент в самом начале, на который Доре тратит рисунок: бог с небес чертыхается, юмор в стиле давно прошедших времён (даже для времён создания книги).
И вот она — классическая лошадь на колокольне. Дело происходит в Польше, так что архитектура вполне католическая.
2) Худ. М.Скобелев и А.Елисеев (1971, 2014)
В 1971 году "Мюнхаузена" иллюстрировал тандем Скобелев-Елисеев, а в 2014 году — один Елисеев. Можно сравнить. Мюнхаузен подан в весёлом карикатурном виде и в первом, и во втором варианте (во втором, где один Елисеев, конечно, карикатурности и забавных деталей поболее).
1) Мюнхаузен в пути. Один и тот же эпизод, один и тот же подход.
2) Мюнхаузен из пистолета перебивает уздечку оказавшегося на колокольне коня. И снова в 2104 году Елисеев повторяет композицию эпизода.
3) Худ. С.Можаева (1976)
Прочерк. Как же без коня на колокольне? Но вот художница обошлась.
4) Худ. М.Майофис (1981, 1988, 2015)
Барочный Майофис. Барочные излишества: коней на заставке целых два.
В двух с половиной вариантах своей сюиты Майофис рисует меленькие фигурки людей и лошади на фоне совершенно фэнтэзийного собора. В разных вариантах даются разные стадии снятие лошадки с креста колокольни.
5) Худ. Ю.Филоненко (1989)
Филоненко, решив быть абстракционистом, даёт страничную иллюстрацию Мюнхаузена в пути: он сидит на лошади боком, согнув ногу в колене, спрятав руки в муфту (холодно ему). В небе — какое-то созвездие, где тоже видна согнутая в колене нога. Может это как-то должно быть связано с чертыхающимся гласом с небес.
Ну а на затёртую тему лошадки на кресте ответ художника один: нет на кресте лошадки.
6) Худ. Ronald Searle (1969)
Иностранный абстракционист. Мюнхаузен с лошадью в фас на фоне редкого ельничка.
Какофония пятен, в которой, приглядевшись, можно обнаружить правдоподобную сцену освобождения лошадки.
7) Худ. В.Бритвин (1988)
Прочерк (или в Интернете не размещены картинки к этому эпизоду).
8) Худ. Н.Белякова (1992)
Женское сострадающее сердце: лошадка хотя бы не висит на одних поводьях, а застряла в окне колокольни. С вороной опять же общается — есть чем убить время, пока хозяин проснётся.
9) Худ. Г.Самойлов (1993)
Прочерк.
10) Худ. С.Алимов (1992)
Узнаваемая алимовская манера и статичная композиция.
11) Худ. В.Гальдяев (2008)
Лошадка не висит, а стоит на шарообразном основании шпиля колокольни.
12) Худ. Н.Устинов (2014)
Ну вот и мастер реалистичного пейзажа Устинов. На заставке — стая ворон (непременная ассоциация с церковными крестами того времени, когда эти кресты были самой высокой точкой поселения).
Роскошная православная церковь, только потом замечаешь фигурки лошади и её хозяина. Лошадь, кстати, вполне правдоподобно сучит копытами, пытаясь удержаться на выступах. Устинов не может по другому.
Дело, со слов Мюнхаузена, происходит в Польше, но ведь врёт он, понятно. У наших художников задета национальная гордость: такие погоды, чтоб вечером привязать лошадь за колышек, а утром обнаружить её болтающейся на кресте колокольни, могут быть только в России.
13) Худ. М.Фёдоров (2018)
Вот Фёдоров, умница, нарисовал этот момент: лошадь привязана за колышек, Мюнхаузен рядом на снегу прикорнул.
Ну и утренняя сцена. Фёдоров пришёлся очень кстати с новым ракурсом (взгляд сверху со стороны шпиля). А то всё же очень однообразные трактовки у художников.
14) Худ. С.Акатьева (2013)
Вот уж книжке-игрушке Акатьевой не откажешь в оригинальности.
а) Сложенная страница:
б) Разложенная страница.
15) Худ. Е.Двоскина (2015)
Двоскина гнёт свою линию: не было никакого Мюнхаузена, это всё выдумки. Это только кукла для представления в самодеятельном детском театре.
Декорации из подручных средств, а лошадку — видите — подвешивают не настоящую, а игрушечную.
Пока не очень весело у художницы получается.
16) Худ. Н.Воронцов (1994)
У Дяди Коли Воронцова гораздо веселее.