484 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 484. Иллюстрированный Пушкин: Сказка о золотом петушке (худ. В.Воробьев, худ. И.Вакуров, худ. Н.Орлова).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

484. Иллюстрированный Пушкин: Сказка о золотом петушке (худ. В.Воробьев, худ. И.Вакуров, худ. Н.Орлова).

Статья написана 18 апреля 2023 г. 13:58

Пополнение сведений об иллюстрированных изданиях пушкинской "Сказки о золотом петушке". Две ранне-советские книги, чьи сканы обнаружились в Российской электронной библиотеке, и одна современная, упущенная в своё время, но найденная в букинистике.

Худ. В.Воробьев (1927), худ. И.Вакуров (1937)

Удивительно мало издавали в СССР в 1920-е гг. иллюстрированного Пушкина: каталог-справочник упоминает (если без переизданий) в 1921-1923 гг. по три книжки, в 1924-1925 и в 1927 гг. по одной книжке (в 1926 г. — нуль). За границей издавали красивые (часто даже библиофильские) книги — и эмигранты, и советские граждане (Конашевич, например, в Берлине "Сказку о рыбаке и рыбке" в 1924 году выпустил). В СССР в это время был расцвет детской книжки-картинки, но те прославленные книги отражали современные запросы: Чуковский, Маршак, но не Пушкин.

Так что скромное (даже имя художника не выставили) издание "Сказки о золотом петушке" 1927 года вызывает определённый интерес. Рубленные линии, грубый рисунок, две краски — массовое издание.

Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. В.Воробьев (1927)

Библиографическое описание этого издания (раскрыт инициал художника):

И другая книга — шедевр книгоиздания 1937 года. Это книга издательства Academia из легендарной серии отдельных иллюстрированных сказок Пушкина, сделанных палехскими мастерами. Переплёт простой:

Academia, 1937
Academia, 1937

А уж на многокрасочном фронтисписе — деревья как гигантские травы, горы как кучи строительного мусора. Это Палех (художник — ещё настоящий артельщик-иконописец И.Вакуров).

Худ. И.Вакуров (1937)
Худ. И.Вакуров (1937)

Заманчиво сравнить две несравнимые сюиты.

Петушок с высокой спицы // Стал стеречь его границы

Общее у иллюстраций — множество мелких деталей. Но при двухцветной печати в 1927 году эти детали сливаются, скрывают центральных персонажей, а при полноцветной печати в 1937 году создают роскошный ковёр, будто на миниатюрах в средневековых рукописных книгах. Палехская живопись и есть средневековая по своей технике. Но и навыки живописи XX века получили воплощение: лица на палехской миниатюре с богатой мимикой, направление — сатирическое. Думаю, сами палехские живописцы с удовольствием работали, получив возможность отойти от иконописного канона.

Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. И.Вакуров (1937)
Худ. И.Вакуров (1937)

А?.... Кто там?... беда какая?

Чувствуется композиционное мастерство рядовых современных графиков и ограниченность канона палехских мастеров. Но сравнивать это всё ещё бессмысленно — графика Воробьёва из 1927 года кажется топорной при сравнении с изысками Вакурова из 1937 года.

Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. И.Вакуров (1937)
Худ. И.Вакуров (1937)

Царь к востоку войско шлет

Худ. И.Вакуров (1937)
Худ. И.Вакуров (1937)

Смерть обоих сыновей

Укрупнение фигур сильно улучшило восприятие рисунка 1927 года. Палехская миниатюра 1937 года всё так же очаровывает.

Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. И.Вакуров (1937)
Худ. И.Вакуров (1937)

Околдован, восхищён, // Пировал у ней Дадон

И вот укрупнение фигур на картинке 1927 года перешло в качество — какие яркие образы шамаханской девицы и царя, чистые типажи последних лет НЭПа. А новизна палехских приёмов уже померкла.

Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. И.Вакуров (1937)
Худ. И.Вакуров (1937)

И зачем тебе девица?

Последняя сцена — как первая: рябит в глазах от рисунка 1927 года и отдыхает взгляд на рисунке 1937 года.

Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. В.Воробьев (1927)
Худ. И.Вакуров (1937)
Худ. И.Вакуров (1937)

Грубоватые рисунки Воробьёва 1927 года более отвечают нашим представлениям о революционном авангардизме. А в 1937 году трансформация палехской иконописи в светскую иллюстрацию — это идея при всей революционности формы очень консервативна по содержанию. Предвестник большого сталинского послевоенного стиля. А так-то ведь это и был опыт легализации маргинализированного (в советских условиях) направления.

Худ. Н.Орлова (2016)

Книга с тремя сказками издательства "Абрикобукс" 2016 года. Художница — Н.Орлова, но, конечно, не та Н.Орлова, которая рисовала советские книжки с 1960-х гг. (см.).

Приятный орнамент на переплёте и шмуцтитуле. Хорошая техника, напомнившая мне вынужденный стиль Мавриной конца 1940-х гг.

Приятные портреты главных героев. Характеры не раскрыты и, скорее, даже идеализированы, но кто ж не составил собственного представления об этих характерах?

Представляю себе эти иллюстрации как попытку переосмыслить современный гламурный стиль.





162
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх