371 Иллюстрированные сказки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 371. Иллюстрированные сказки: Царевна-лягушка (худ. Т.Юфа, И. и К. Ершовы, К.Бокарев, Н.Орлова)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

371. Иллюстрированные сказки: Царевна-лягушка (худ. Т.Юфа, И. и К. Ершовы, К.Бокарев, Н.Орлова)

Статья написана 3 октября 2021 г. 21:29

Рассматривая панораму картинок к сказке «Царевна-лягушка», я удивился однообразию композиционных решений. Потом понял, почему эта сказка считается чтением для самых маленьких: она очень спокойная. Вроде, и Баба-Яга с Кащеем есть. Но Баба-Яга не фурия, а помощница. Как её Иван-царевич кроет:

цитата А.Афанасьев

— Ах ты, старая хрычовка! Ты бы прежде меня, доброго мо́лодца, накормила-напоила, в бане выпарила, да тогда б и спрашивала.

И ничего, Баба-Яга его кормит-поит-в бане моет. Секрет Кащея выдаёт. Убийств в сказке нет (Кащей не в счёт, да к тому же устранили его программно-дистанционно, руки Ивана-царевича не в крови). Страстей даже нет: все только печалятся да совершают глупые поступки. Развязка предсказуема: пожалей зверушку, и она тебе добром отплатит.

В общем, из содержания сказки оригинальной концепции не вывести, художники сосредоточились на форме подачи материала. Много причудливо-декоративных иллюстраций в стиле расписных пряников. Это ассоциируется, никуда не денешься, с русским стилем. Посмотрим сегодня подлинный русский стиль и его вариации.

«Царевна-лягушка» с русским духом

Будем сравнивать следующие иллюстрации:

1) «Царевна-лягушка». Набор открыток (М.: Изобразительное искусство, 1987). Художник К.Бокарев (Палех).

2) The Fire-bird (М.: Прогресс, 1981. 3-е изд.). Художники — Игорь Ершов и Ксения Ершова. Первое издание было в 1973 году.

3) «Царевна-лягушка» (М.: Малыш, 1969). Художница Н.Орлова.

4) «Царевна-лягушка» (Петрозаводск: Карелия, 1973). Художница Т.Юфа.

Зачин

1) Палех. 16 открыток позволяют иллюстрировать сказку очень подробно. Бокарев — художник второго, а то и третьего поколения иллюстраторов книги в стиле Палеха. У него уже сглажены первоначальные иконописные приёмы. У мастеров-то, которых в 1930-е гг. подбили на пушкинские сказки, прям тёмные авакуумовские лики на картинках бумагу глазами прожигали. А здесь повеселее картинки.

Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев

2) Ершовы соединяют мультяшность Семидесятых с русскими народными мотивами. А, может, с восточно-украинскими? И дело не только в манере подвязвания платочка у одной из невесток.

Худ. И. и К. Ершовы
Худ. И. и К. Ершовы
Худ. И. и К. Ершовы
Худ. И. и К. Ершовы

3) Совсем «пряничный» стиль у Н.Орловой. Но всё-таки мягче и роднее диснеевского стиля.

Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова

Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова

4) А вот и Т.Юфа. Все пишут, что у неё в иллюстрациях «северный модерн». Может, в карельских сказках это и чувствуется (там одежда персонажей подталкивает к такой идентификации). В этой сказке поначалу никакого модерна не видно. Бесцветные фигуры, контуры и отделка которых, как будто выложенные из бисера, намекают больше на народные мотивы вышивки, причём не обязательно европейской.

Худ. Т.Юфа
Худ. Т.Юфа

Встреча с лягушкой

Такой важный и ожидаемый фрагмент. Но только два художника вступили в состязание с Билибиным.

Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова

Испытания невесток

Зато все художники подробно остановились на выполнении невестками царских заданий. Ключевой фрагмент здесь — танец Василисы Премудрой.

1) Светская палехская живопись. Красиво. Правда, при таком отходе от иконописного канона идёт сближение с какой-нибудь жостовской росписью подносов. Но на этом уровне пока ещё сохраняется баланс между никонианским неистовством и картинками для советских детей.

Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев

2) Мило.

Худ. Худ. И. и К. Ершовы
Худ. Худ. И. и К. Ершовы

3) Мило.

Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова

4) Мило.

Худ. Т.Юфа
Худ. Т.Юфа
Худ. Худ. Т.Юфа
Худ. Худ. Т.Юфа
Худ. Т.Юфа
Худ. Т.Юфа

Побег Василисы Премудрой

Бокарев подробно отображает этот эпизод, Юфа рисует плачущего Ивана-царевича.

Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. Т.Юфа
Худ. Т.Юфа

Иван-царевич в поиске

1-2) И здесь палехская школа даёт насыщенное изложение эпизода, в том числе благодаря старинным приёмам (на одной картинке допускается одновременно присутствие одного персонажа в разное время). У Орловой на этом фоне очень скромно композиция смотрится.

Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова

3) А вот у Юфы динамичный момент: Иван-царевич беседует с изгибающейся щукой. И всё-таки северный модерн пробился через «вышивку«!

Худ. Т.Юфа
Худ. Т.Юфа

Борьба с Кащеем

1) И Баба-Яга, и Кащей на открытках Бокарева. И борьба в виде разновременных эпизодов в одной картинке. А интересно было бы битву со злом посмотреть в исполнении первого поколения палехских иллюстраторов.

Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев

2) Ершовы дают эпизоды битвы за кащееву смерть в виде отдельных картинок в общей рамке: современный приём объединения времён.

Худ. И. и К. Ершовы
Худ. И. и К. Ершовы
Худ. И. и К. Ершовы
Худ. И. и К. Ершовы

3) Неожиданно жуткие Баба-Яга и кащеево логово у милейшей Орловой.

Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова

Конец

Ну как тут не признать торжество палехского русского стиля над имитациями!

Худ. К.Бокарев
Худ. К.Бокарев
Худ. Н.Орлова
Худ. Н.Орлова
Худ. Т.Юфа
Худ. Т.Юфа





522
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 октября 2021 г. 13:53
Н. Орлова черпала вдохновение из Ю. Васнецова. А может, и полемизировала с ним своими рисунками.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 октября 2021 г. 14:40
Да, похоже на это


⇑ Наверх