Шамиль Идиатуллин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Shean» > Шамиль Идиатуллин "Возвращение "Пионера": РЕЧЬ ОБВИНЕНИЯ
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Шамиль Идиатуллин «Возвращение «Пионера»: РЕЧЬ ОБВИНЕНИЯ

Статья написана 28 сентября 2022 г. 03:04

И мы знали, что можно уйти, но забыли дорогу домой.

Путь на родину — это война. Каждый шаг — это выигранный бой.

Если ты не умеешь понять, то попробуй хотя бы поверь:

Мы живые пока мы идём, наша Родина — СССР

(Дм. Аверьянов)


Матерь божия, как я боялась читать эту книгу!

И кстати правильно делала.

Но в конце сентября 2022 года ее читать стало уже почти не страшно.

Поскольку примерно все, кроме меня, «Возвращение «Пионера» уже прочитали, то о сюжете подробно говорить можно и незачем. Структурно это — зеркалочка старого доброго (действительно доброго) американского фильма «Полет навигатора» и, в меньшей степени, не менее старого-доброго романа «Дверь в лето», только без инопланетян и котиков. Некто честный и хороший попадает в будущее, озирается, громко икает и с большими усилиями возвращается обратно с идеей как-нибудь на это будущее, с уже имеющимися данными, повлиять.

Для Идиатуллина с его любовью завернуть сюжет тройным морским узлом — структура вопиюще простая. Центр тяжести не здесь.

Так же без особого внимания, хотя вполне связно и добротно, построено то, что принято называть характерным словечком «фантдоп» — тирьямпампацией могут пользоваться только существа с несформированным половым статусом (aka препубертат), тирьямпампация действует то только в космосе, то хоть прямо из подвала, ну на то она и тирьямпампация, нетипичное движение по оси времени в ходе тирьямпампации задано с самого начала, ну а то, что и вектор тоже может меняться, а что тут такого, хорошая толком неразведанная тирьямпампация затем и нужна, чтобы ее использовать можно было не предусмотренным производителем способом. В общем, фантастический компонент тут демонстративно инструментален, «мы устроим нужные автору события неважно каким образом».

Совершенно очевидно, что ключевой (на первый взгляд) смысл романа – это громовое «ИК!!!», которое издают, за общей неприученностью материться, трое подростков из позднего Советского Союза, оказавшись в постковидной Российской Федерации. Автор совершенно не сдерживается, возя читателя мордой по всем нашим сраным достижениям – Распад страны – Нна! Чеченская война? — Нна!! Разрушение космических программ? – Нна!! — Исчезновение собственной промышленности и ничтожность отечественных брендов – Нна!!! Полицаи, для которых даже слово «менты» уже слишком теплое и дружественное? – Нна!

В принципе, для просто хорошей книги этого было бы достаточно. Должен же был кто-то сказать наконец вслух, в чем мы сидим, без наших ставших привычными психзащит, уверток, уклонений и всего вот этого «давайте без политики в нашем теплом чатике».

Но не был бы Идиатуллин Идиатуллиным, если бы снизу не лежал еще один слой. Пионеры – буквально пионеры, препубертатные дети, которых закинула Родина невесть куда –здесь вовсе не _любые_ пионеры, а пионеры, тщательно отобранные очень квалифицированными людьми. И не надо мне говорить, что это было необходимо по сюжету, Идиатуллин своему сюжету хозяин, захотел бы взять рядовых, _типичных_ школьников – взял бы их и так же железобетонно бы выбор обосновал. Но он, наоборот, очень внимательно прослеживает механизмы отбора юниоров в предполетную группу, и – главное – показывает параметры отсева.

Процесс отбора школьников – страшно важная часть истории. Мы включаемся в тот момент, когда уже отобраны самые сообразительные, самые изобретательные, самые спортивные, самые математически одаренные и метко стреляющие дети, их привозят в условное куда-то и почему-то оставляют почти без присмотра…

Привет, а что это у нас из-под «Полета навигатора» и прочей густой, как бабушкин абрикосовый компот, крапивинщины вдруг выглядывает то ли «Повелитель мух», то ли вообще «Игра в кальмара», эй, это же у нас тип как бы идеальный и великий Советский Союз, а что это кадр у нас плотно задерживается на таких совершенно не крапивинских деточках, как Юля и Сережа? Неожиданно и автор в курсе, и те из его персонажей, что поумнее, тоже в курсе, что в каждый отбор в любую интересную сторону неизбежно попадет какое-то количество расчетливых карьеристов и охотников за халявой. Умненькие школьники знают, от кого полезно вовремя дистанцироваться, а умные взрослые специально задаются целью – как сбросить из уже вроде бы проведенного отсева неизбежных (как все признают) паразитов.

Запомним этот отрезок сюжета.

Хорошенько хлебнув щей образца 2021 года (которые, честно говоря, из второй половины 2022 кажутся еще относительно вегетарианскими), главные герои волей автора имеют некоторое время на то, чтобы приостановиться и задуматься – а как же так получилось-то? Как вышло, что да, именно Юля и Сережа вышли молодцами и удачниками, а другие их, умные, толковые, изобретательные товарищи, не вошедшие в финальный список по демонстративно случайным причинам (отсев на сродство к тирьямпампации) — не очень, хотя ну все же тенденции были? Как можно было попасть из точки А в точку Б без помощи рептилоидов? Проговаривая, задаваясь самим себе вопросами, ударяясь о собственные приоритеты, мыслительные паттерны и фигуры умолчания – просто доросшие до состояния, когда не заметить их и не ужаснуться им невозможно – школьники признают – ВСЕ ЛОГИЧНО. Из той точки, откуда они вышли, прямая линия ведет именно в ту точку, куда они попали. Зараженный страшным количеством паразитов социальный организм превратился в кишащий червями труп – и это произошло вполне последовательно, и в общем без какой-либо сугубой помощи извне – не более, чем обычно. Из того, что внук не может прочесть бабушкино письмо, потому что читает только по-русски – неизбежны национальные конфликты. Из того, что девочка вынуждена скрывать менструацию и не имеет внятных простых слов для того, чтобы попросить себе гигиенических средств – неизбежны гендерная диссоциация и сексуализация любых обстоятельств. Из того, что джинсы и кроссовки – это объект страстей, интриг и демонстрация статуса — неизбежны яхты олигархов и дворцы силовиков. Из отсутствия действующих механизмов противодействия социальным паразитам происходит поглощение паразитами всего доброго и ценного.

Сюрприз! – говорит нам Идиатуллин и переворачивает картинку строго вверх ногами. Из вроде бы славословия Советскому Союзу — в обвинение.

Ядерная вспышка оставляет на изнанке век свое негативное отражение. Нынешняя Россия, негативный отпечаток того Советского Союза, который помнят мои ровесники, тем не менее выламывается из фона в ту же самую фигуру. Что именно было сделано не так там и тогда, когда еще что-то можно было изменить, за считанные месяцы до Чернобыля?

Что можно сделать здесь и сейчас, когда поезд, уже медленно катившийся вниз под горку в конце семидесятых, набрал совсем уж страшную скорость и из него с риском для жизни выпрыгивают те, у кого еще есть надежда приземлиться более или менее мягко – бросая в вагонах родителей, друзей, собак, детство, мечты, надежды и идентичность?

Я не знаю.

Герои «Возвращения «Пионера» тоже не знают.

При всем при том Шамиль Шаукатович нас и героев пожалел, предположив, что невидимо под слоем проссанного пепла где-то в полицайских душах нет-нет да теплятся угли того огня, и один из псов, преследующих героев, может все-таки удариться оземь и обернуться человеком просто осознав, что космос – настоящий. На мой взгляд, такое предположение есть сильная натяжка – разрушение этики штука централизованная, нет там огня, даже если дымит что-то, но оставим эту надежду автору, в конце концов, другой-то нет.





1508
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 20:20
как раз читаю. Вполне легко, как все у Идиатуллина. Первые эмоции — как все ж велик Веркин в описании подростков.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 20:22
А вы считаете, что книга соавторская?
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 20:50
Нет. Но все ж познается в сравнении. Читаю про коммуникации подростков — ну и сравнительно с упомянутым — психология, диалоги, характеры — ох как незатейливым видится.
 


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 22:02
затейливость, вродебы, не самоцель.
И как раз тут задачи не было сложные процессы внутри персонажей показывать, этика тут фактически только у Машовца динамику дает, остальные работают куда работали, внешнего конфликта хватает


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 12:01
Как обычно, вы очень круто читаете тексты.
При этом светлое, доброе, вечное в современной части романа все-таки есть — это социально-ответственный бизнес и камикадзе-борцы за права человека. Именно из-за четкого противопоставления правоборцев и бизнесов властям-упырям у меня было четкое ощущение, что вместо романа я читаю газету «Коммерсантъ», в формате которой ровно такой расклад хороших и плохих. Поэтому текст выглядел как упражнение в Сорокине: буквы из позднесоветского дискурса журнала «Костер» пересыпаются в текущий дискурс газеты «Коммерсантъ» (у которых примерно одна и та же аудитория, только с разницей в 35 лет) и в ужасе пытаются вернуться на родные страницы с помощью хороших букв из Ъ.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 12:18
Для Сорокина говна, секса и людоедства не хватает.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 16:38
это все имеется в иванушкином воображении, просто напрямую в кадр не идет
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 13:19
Про то, что Идиатуллина будут ругать в терминах «читаю газету», я ему где-то в рецензии обещала, но своими глазами впервые вижу!!!


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 12:36
Простите за такой откровенный вопрос, а можно не читать?
Вот у Стругацких мало что попадает в категорию «можно не читать». У Булычева — половина советского творчества и 95% пост-советского. Из творчества, извините, Лукьяненко, можно не читать почти всё, кроме «Звезды — холодные игрушки» и первого Дозора.
Это ведь не определяющая вещь, да?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 12:55
В этом мире вообще можно не читать почти всё. Кроме ПДД и подписываемых договоров.

А так книга хорошая, я её ещё осенью 2021 года прослушал, и перечитал пару раз с тех пор.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 13:22
Имхо читать нужно но не обязательно сейчас.

Суть вот в чем. Нынешний аналитический дискурс СССР и РФ чаще всего противопоставляет., «Было//стало», тип.

Идиатуллин впервые, на мой взгляд, сумел поднять вопрос «откуда ноги растут», не сваливаясь ни в совкодрочерство, ни в охаивание совка. Это ценно.


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 15:34
дочитал. из всех ассоциаций с другими книжками не упоминалась « На следующий год в Москве» Рыбакова. Очень похоже. Ну и последняя фраза в духе того же Рыбакова типа МЫ ОБ ЭТОМ ПОЗАБОТИМСЯ ( «На чужом пиру»).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 15:56
а, я Рыбакова к сожалению, не могу, пару книг осилила для знакомства и нет, я считаю что это плохое, вредное и гадкое чтение.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 16:06
как и Н.Михалков, в ранний период творчества Рыбаков был хорош.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 16:14
да видите ли, у меня же оптика несколько кривая, я могу отметить про себя КАК написано (с КАК у Рыбакова все отлично), но мне еще интересно и ЧТО написано, а пуще того, что автор считает декорациями и подсюжетиками второго третьего плана. И вот тут я с Рыбакова, извините, блюю против ветра, это для меня абсолютно неприемлемая реальность

И вот именно этот промежуточный, на краю поля зрения, слой — то, за что я очень ценю и уважаю Идиатуллина.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 16:24
на вкус и цвет. Дерни за веревочку и Очаг на башне — нервные, эмоциональные ( и написанные хорошо) — были в момент выхода ярким событием.
( От Мохнатой спины, к слову, меня воротит нешутейно)
Книжки Идиатуллина — при всем к нему добром отношении — в моем восприятии разновидность пляжного чтива.
Тут у каждого саои фломастеры.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 16:32
ну вот Дерни за веревочку у меня уже шерсть была дыбом, а в Гравилете Цесаревич, где автор, как нынче принято говорить «раскрылся» в своем описании того, что такое хорошо — у меня все сошлось.
Про Идиатуллина имеет смысл (но не со мной)дискутировать насчет языка — кому что ценно, но с метауровнем у него все как надо.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 16:40
а что такое метауровень, с которым у него все нормально?
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 17:22
общие представления об устройстве реальности. Их лучше всего видно не на основном ходе сюжета, а на фонах
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 18:17
фигасе терминология.
« Общие представления об устройстве реальности». А у Пелевина тогда как с метауровнем? Какие основания полагать, что с общими представлениями хоть у Рыбакова хоть у Улицкой или там у Макса Фрая какие то проблемы?
Ну вкусовщина же голимая в пристрастиях, понятная и всеобщая. Но когда мне автор нравится, а другой нет, но мотивы предпочтений не слог, структура, образность, воображение, а « метауровень» — это чутка смущает, да.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 19:33
вы знаете, я технически могу начать сейчас разъяснять, как это официально называется, но мне лень. Этнометодологию пересказывать своими словами это ж чокнуться можно. Попробую проще.
В любой истории всегда более или менее невидимо есть несущая конструкция- представления автора о норме и обыденности, от которых и отталкивается собственно сюжет, который про не их, а про «пошло не так, как нормально». И сюжет это конечно интересно, язык это конечно важно, но лично я больше всего интересуюсь тем, что имеют в виду люди, когда «все шло как обычно». А как это — как обычно?

Привожу заведомо известный вам пример. Некто Бондарчук снимает кино по Стругацким. Типа Максим говорит с бабушкой по мобиле. Бабушка спрашивает — ты взял без спросу дедовские часы? — Нет! — говорит коммунар Максим, ослепительно лыбится и поправляет часы на запястье.

В этот момент у меня отец встал, поднял маму и они вышли из зала, продолжать не нужно. Этот фильм снят людьми, у которых принципиально другая норма, чем у Стругацких, не о чем вообще смотреть.

Так вот, именно вот эта _норма_ у Рыбакова — меня ужасает и выбешивает. А норма, транслируемая Идиатуллиным, мне вполне подходит, хотя, конечно, и с ним нам есть о чем поспорить (но там вообще есть смысл спорить, общее общо, дискутабельны детали)
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 19:41
воот! О чем и речь. « Норма» одного Вам подходит, другого — нет. Это естественно, у всех так. Естественно, это не делает одного хорошим писателем, а другого плохим.
Джойс с его выкрутасами и завихрениями, пожалуй, позначительней и интересней будет хорошего во всех почти отношениях ( наобум) Бориса Житкова с его здоровыми нормами.
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 22:54
пардон, но социальная норма Джойса великолепна и точна, и кстати от нормы Житкова совсем не далека.

У них большое различие в технике, но не в представлении об устройстве реальности. А вот, ну скажем, писательские приемы Киплинга и Юрия Рытхэу достаточно близки — а представления о норме наоборот.

суть в том, что любой человек кроме того, что он писатель, мясник или там, скажем, судья — еще и человек со своими аттитюдами. И можно быть очень хорошим эээ писателем но не очень хорошим человеком (привет, г-н Крылов), а можно быть достаточно простеньким с технической точки зрения, но давать очень качественный уровень нормы (скажем, привет, Григорий Федосеев)
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 22:57
цитата prouste
Джойс с его выкрутасами и завихрениями, пожалуй, позначительней и интересней будет хорошего во всех почти отношениях ( наобум) Бориса Житкова с его здоровыми нормами.
И как Вам «Виктор Вавич»?
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2022 г. 23:14
показался интересным, но пока не закончу — твердо не скажу. Но читала его достаточно, чтобы об авторе говорить уверенно.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 12:56
Про Рыбакова вы правы: он всегда подстраивается под текущую моду. В 1984 было модно пугать ядерной зимой — пишет киносценарий «Письма мертвого человека», в 1992 модно страдать по монархической России «которую мы потеряли» — вылетает Гравилёт, стало модным горевать о развале страны — пишет «На следующий год в Москве». Чутко и совсем не критично улавливает вибрации из телевизионного мэйнстрима.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 13:21
цитата С.Соболев
он всегда подстраивается под текущую моду


«Человек без принципов», получается? Хотя, боюсь, принципы у него есть, вот только он их очень тщательно скрывает — скажем, за первые 20 лет знакомства я этого так и не понял, почему и был очень сильно удивлён в 2014-м.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 13:29
Последние книги Рыбакова что я читал, лет 10 назад, были в одной струе:
демократия — плохо,
либерализм — плохо,
диктатура — хорошо,
крепкая вертикаль власти — хорошо,
СССР — хорошо.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 13:37
Рыбаков очень сентиментально пишет, прекрасно делает эмоции, великолепно дёргает нужные струнки души читателя. Для читателя суровой технарской научной фантастики прочитать хорошо написанный сентиментальный роман — своего рода открытие и катарсис, новый экспириенс — и это влюбило читателей фантастики в Вячеслава Михайловича. А про подстраивание под читателя ярчайший пример — гостевая книга в разделе писателя, на старом Ватолинском сайте «РУСФ». Рыбаков отвечал на вопросы строго в том же стиле и в той же лексике, как был вопрос задан.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 14:36
Странно, всегда считал Рыбакова одним из немногих наших фантастов, не поменявших убеждения за последние 30 лет. Как был почвенником, так им и остался.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 15:28
Мигрировал в рамках почвенничества от всепланетного гуманизма по-коммунистически к ресентименту на узко-национальном фундаменте. Ярче это видно в его публицистике, он периодически статьи выпускал в Неве, Звезде, и других журналах.
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 20:46
И вот как раз сегодня Фейсбук подсунул мне мой архивный пост на эту самую тему:

Андрей Чертков
4 октябрь 2018 г.
Это видят: Доступно всем
Из старых записей (4 года назад):

-- А ведь я своими глазами наблюдал на протяжении двух десятков лет, как ломались при столкновении с реальной действительностью те вполне искренние поклонники Полдня, которые считали (внутри себя, разумеется, а не публично), что коммунизм — это такое место, где даже самый последний коммунар «имеет не менее трех рабов» (с). При этом они ведь полагали, что уж они-то будут среди этих коммунаров, а не среди тех рабов. Ну, собственно, и к демократии, к либеральному капитализму и к свободному рынку они отнеслись примерно так же, как к плакатному коммунизму, — они думали, что, едва придет свобода, как им за их научные занятия Древним Китаем тут же начнут платить, как ядерному физику при адронном коллайдере или как топ-менеджеру компьютерной корпорации, и при этом не спрашивать за конкретный вещественный результат. И они очень сильно обиделись и на свободу, и на капитализм, когда этого так и не произошло. Разумеется, в их не оправдавшихся надеждах на «более лучшую жизнь» виноваты оказались не реальные номенклатурные феодалы из обкомов-райисполкомов, переделившие власть и собственность с чекистами и уголовниками, а вымышленные «либералы», «демократы», а еще почему-то геи и велосипедисты. А поэтому — даёшь «доброго товарища Сталина», который устроит нам тут опять правильную империю, в которой членкоры Академии наук будут приравнены по статусу к членам Политбюро, а профессора и секретари Союза писателей — к членам ЦК! Или, на худой конец, даёшь самодержавного просвещенного монарха и дворян-аристократов при нём (как, помнится, еще в начале нулевых мне весьма напористо втирал за рюмочкой Лазарчук).
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 21:08
ну у меня на хруст французской булки реакция всегда была абсолютно рабоче-крестьянская, так что не прокатило.
 


Ссылка на сообщение5 октября 2022 г. 15:12
Ну, у меня, в общем, тоже, тем более, что я был еще и провинциал на пограничье двух народов, что в советской империи было как несмываемое клеймо. Но просто априорное уважение к людям постарше меня, да еще и с ярко выраженным литературным талантом, которого сам я был лишён, поначалу перевешивало накапливающееся недоумение и не давало задавать им неприятные вопросы.
 


Ссылка на сообщение5 октября 2022 г. 19:30
Увы, и сейчас это один из факторов коллективной вины. Как ни грустно это признавать
 


Ссылка на сообщение5 октября 2022 г. 20:27
Согласен. И вина всё накапливается и накапливается. А тонны лжи из телеящика постепенно превращаются в килотонны и мегатонны.


Ссылка на сообщение1 октября 2022 г. 15:32
Спасибо за рецензию!
Надо почитать книжку.
Да, в позднем СССРе уже были заложены предпосылки его краха — и экономические, и социальные. И сейчас все подходит к концу. Жаль, что так вышло.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 октября 2022 г. 17:17
Очень жаль. Очень.


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 13:21
Спасибо за обзор.
Всё с книгой и автором понятно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 14:58
Спасибо за комментарий, о проницательнейший!!!
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 15:17
Ловите комплимент обратно.
С Вашими материалами проницательность не заслуга.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 15:18
*где материальчик брали, мадам»?
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 15:30
вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки… Словом, бесподобно! Можно сказать решительно, что ничего еще не было подобного на свете.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 15:37
Глазки и лапки... Косточки, звёздочки, косточки в ряд, трамвай переехал отряд октябрят
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 16:31
цитата Shean
Косточки, звёздочки, косточки в ряд, трамвай переехал отряд октябрят
Трубадуров прославить я рад,
Что поют и не в склад, и не в лад,
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 19:28
извините, народное. Этому стишку больше лет, чем мне)))
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 19:43
Фольклор, конечно, живет вариантами, но подобное дублирование в одной строке
цитата Shean
Косточки, звёздочки, косточки

авторское, однозначно.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 20:30
пардон, вы с какова раена? у нас на Затулинке так пели, ничем не могу помочь)))
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 20:47
цитата Shean
у нас на Затулинке так пели
А, ну вот теперь понятно. Долгим путем, но выяснили, с чего Вам нравится Идиатуллин.
Нет, садистские детские стишки не пелись. Что там петь? Максимум, с выражением произнести, как на уроке.
И, конечно, там были ленточки, бантики, шортики и т.п. «Косточки», да еще с удвоением, разрушили бы весь кайф от перехода ко второй строчке.
 


Ссылка на сообщение2 октября 2022 г. 21:14
*пожимает плечами* версию с бантиками я тоже слыхала, но кого не заставляли петь речевки на линейках — тому не понять...
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 06:27
цитата Shean
заставляли петь речевки
Северное сияние не едят. Им любуются. Речевки на линейках не поют. Их скандируют.
Если у затулинских петь=орать, что поделаешь, такой народ.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 12:51
И орали, и скандировали, и пели, да и просто прикалывались — кто во что горазд. Это от возраста зависит. Уж поверьте бывшему депутату государственной ду... сорри — бывшему советскому школьному учителю, который был классным руководителем с 4-го по 8-й класс, каковой класс он водил на все линейки и на все регулярные смотры строя и песни, причем даже районного уровня.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 13:57
Вот именно.
И орали и пели и притоптывали... А уж вариантов текста, чтобы в хоре тянуть свое незаметно — было как у дурака махорки.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2022 г. 18:27
цитата chert999
И орали, и скандировали, и пели, да и просто прикалывались —
Речь не о принципиальной невозможности.
Можно петь и без слов — вокализы. Можно пропеть таблицу Менделеева, число пи (англ, яп.)
Но садистские стишки не для пения и нормальный школьник — не тот, которого, надеясь на успех, водят на районные смотры учителя — это почувствует.
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 02:29
цитата ааа иии
Но садистские стишки не для пения

Хм. А как же это мы тогда на сборах, оказавшись от отцов-командиров на расстоянии неуверенной слышимости, маршировали преимущественно под «от тайги до Британских морей Красная армия всех сильней», вот только текст слегка отличался? Если конкретней, то припевом прекрасно шло «Недолго мучалась старушка», а на основной текст практически без натяжек ложилось большинство двустиший. И отряд октябрят бы вполне лег. А, ну да, тут же нормальный школьник нужен, чтоб почувствовать всю неуместность...
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 02:40
именно.

Я например никогда и не претендовала на титул «нормальной школьницы», а всегда числилась как «посмотрите, кого родила отличница, наша гордость Олечка Казанская от этого своего Михеева»
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 18:56
цитата i_bystander
как же это мы тогда на сборах,

Сыны Авзонии счастливой
Слегка поют мотив игривый,
Его невольно затвердив,
А мы ревем речитатив

Но малое отношение к предмету обсуждения имеет, испытывали радость здоровенные лбы от возможности смазать серость будней или отвращение от следующей градации сюра.
цитата i_bystander
маршировали преимущественно под
Всё, что влезает в 1-2-3-4, годится для хождения в ногу. И наоборот, в случае кавалерийских маршей.
Но, хотя «старушка» поудобней «Бантики, звездочки» или The Final Countdown — дыхание не так сбивается — значения это никакого не имеет, именно в силу того, что танцы и марши это просто ритмическая физра. Отсюда все эти глухонемые танцоры и проч.
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 19:50
ну объективно про орание речевок и пение всякой хренорги под баян пессенника — это прямо относится к контексту обсуждаемой книги.

у меня брат в армии был в стройбате, научил свой взвод орать «хочу я стать совсем слепым», их хвалили за слаженность пения и бодрый вид
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 20:54
«Я покоряю города
с истошным воплем идиота.
Мне нравится моя работа!
Гори, гори моя звезда!»

Это?
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 21:08
оно!
в слова никто ж не вслушивался, идут ровно, поют бодро, чего еще-то
 


Ссылка на сообщение4 октября 2022 г. 21:20
Вот именно. К счастью, мои малолетние школьники в то время еще не слышали подпольный магнитофонный «Аквариум». И даже я сам, их учитель и матёрый уже альтернативщик в свои 24 года, этот альбом впервые услышал, будучи вхож в Севастопольский рок-клуб, лишь где-то в 1985 году...)))
 


Ссылка на сообщение5 октября 2022 г. 02:20
Ну и под нее тоже маршировали, само собой — но это уже почти за пределами командирского слуха, чисто для собственного удовольствия. Потом, ее действительно учить было надо, «Треугольник» , в отличие от садистских стишков, все же не далеко не у каждого на слуху. А для официального исполнения мы освоили «Я с детства выбрал верный путь» МВ, там докопаться совсем не к чему было, аж сам сомневаться начинаешь — а есть ли она, та фига в том кармане. И орется почему-то не так хорошо.
 


Ссылка на сообщение5 октября 2022 г. 02:33
вот это «то ли фига в кармане есть то ли нет» — гениально пойманное ощущение


⇑ Наверх