9. В рубрике «Кино и фантастика» напечатана статья Конрада Зарембского/Konrad J. Zarębski, которая называется:
Кино любит романы Жюля Верна. Благодаря этим книгам люди полетели в космос, отправились в земные недра, исследовали морское дно. Романы Жюля Верна также дали кино авантюристов, безумных ученых и мизантропов, противопоставлявших себя всему миру.
Ходил ли Жюль Верн в кино? Этого мы не знаем, можно лишь предположить, что, хотя ему было известно об этом изобретении, он им не пользовался, потому что люди его круга сочли бы это неприличным. Биографы Жюля Верна утверждают, что великий фантаст и родоначальник научной фантастики (на пару с Гербертом Уэллсом, которого он, однако, не уважал – из-за нарушения им законов логики и правдоподобия в сочиняемых произведениях) вел мещанскую и настолько не интересную жизнь, что единственным «лекарством» от нее было бегство в фантастические миры. Тем временем кино, воспринимавшееся поначалу как изумительная диковинка, быстро скатилось к уровню дешевого, прямо-таки ярмарочного развлечения, присущего разве что самым низам викторианского общества.
Зато кино приходило к Жюлю Верну много раз. Список кинофильмов, поставленных по сюжетам его прозы, внушает уважение – к настоящему времени в него входят 94 наименования (вместе с анонсированной трехмерной версией «Путешествия к центру Земли»). Каждый из наиболее популярных романов французского классика был несколько (или даже много) раз экранизирован («Путешествие к центру Земли» — 12, «Вокруг света за 80 дней» — 12, «Таинственный остров» — 11, «20 000 лье под водой» — 7), не считая так называемых фильмов «по мотивам», в которых были использованы какие-то наработки мастера – с согласия наследников или без такового. В этом списке числятся несколько фильмов по романам, авторство которых кажется сомнительным (во всяком случае, никто о них ничего не слышал) или таким, которые относятся к классике, но не фантастики, а приключений – с «Михаилом Строговым» во главе (аж 14 экранизаций). При более пристальном взгляде на результаты свиданий Десятой музы с Жюлем Верном можно обнаружить, что кино посещало писателя в нескольких ключевых моментах своего развития.
Первое свидание Жюля Верна, как автора, с кино, а точнее с кинематографом – состоялось еще при жизни писателя, в 1902 году. Инициатором такого свидания был чародей и волшебник кино Жорж Мельес (Georges Méliès), который показал в своем кинотеатре киноленту «Путешествие на Луну» (“Le Voyage dans la Lune”).
Сценарий был создан им по мотивам прозы Жюля Верна и Герберта Уэллса, но режиссер (он же сценарист) использовал скорее саму идею космического полета, чем сюжетные линии, предложенные писателями. Результат сегодня может показаться комическим. Сейчас трудно сказать, в чем причина этого: пародийный подход создателя фильма или технические ограничения киносъёмки.
Так или иначе этот длящийся 14 минут фильм с Мельесом в роли французского профессора, стоящего во главе экспедиции, считается первым произведением научной фантастики в истории кино. Видел ли его Жюль Верн – не известно, но есть нечто бодрящее в том факте, что рождение киножанра связано с именем отца всего культурного направления.
Впервые экранизировал роман «20 000 лье под водой» (“Vingt mille sous les mers”, 1870) также Жорж Мельес – уже в 1907 году,
однако наиболее известная версия фильма была снята спустя почти полвека после смерти писателя.
Причин обретения столь широкой известности было несколько. Во-первых, фильм режиссера Ричарда Флейшера (Richard Fleisher) «20 000 лье под водой» (“20,000 Leagues Under the Sea”, 1954) был действительно хорошим: следовавшим основным сюжетным линиям романа, c интересными визуальными эффектами (премия «Оскар») и великолепной работой художника-постановщика (также «Оскар»), не говоря уже о выдающейся игре Джеймса Мейсона в роли капитана Немо.
Во-вторых, фильм был снят в студии Уолта Диснея и был первым игровым фильмом в его производственной истории. И первым фильмом, прокат которого вела фирма “Buena Vista”. Благодаря доверия зрителей к Диснею, этот не типичный для тогдашнего профиля студии фильм заработал в прокате более 10 миллионов долларов, двукратно перекрыв стоимость продукции.
(Продолжение следует)