Владислав Крапивин «Наследники»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Неожиданная встреча оказывается решающей в непростой жизни восьмиклассника Егора. В долгих поисках старой рукописи об экспедиции Крузенштерна он преодолевает не одну опасность и распутывает нить своей собственной судьбы, полной тайн и загадочных совпадений...
Входит в:
— роман-эпопею «Острова и капитаны»
— журнал «Уральский следопыт 1988'12», 1988 г.
— журнал «Уральский следопыт 1989'03», 1989 г.
— журнал «Уральский следопыт 1989'04», 1989 г.
— журнал «Уральский следопыт 1989'05», 1989 г.
— журнал «Уральский следопыт 1989'06», 1989 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 334
Активный словарный запас: средний (2746 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 47 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shtrm, 26 марта 2017 г.
Это наверное самый жесткий с психологической точки зрения роман Командора. История Егора невероятна, да и сам его персонаж самый противоречивый и сложный из всех крапивинских мальчишек. А ведь в начале романа я даже не подозревал, что этот циничный, внешне хладнокровный хулиган станет главным героем и так преобразится по мере развития событий. Но так сложилась судьба, и линии жизни многих людей и историй из первых частей трилогии, связались в «Наследниках» в невероятно сложный узел, распутать который предстоит сыну Толика Нечаева.
В романе есть все, что мы уже не раз встречали в книгах Командора: отстаивание своей правды и чести (с двумя мечами или шпагой), противостояние учителям, одноклассникам и всей школе, конфликты с хулиганами и крепкая дружба, которая может все победить. Но самое интересное заключается в процессе изменения главного героя, изменения его отношения к родителям, брату, к жизни в целом. Крапивин очень достоверно рассказал историю превращения под давлением отчима маленького и еще ничего не соображающего Егорки, в расчетливого, умеющего выкрутится из любой ситуации Кошака.
В те моменты, когда Петров-старший порол ремнем Гошку у меня кровью сердце обливалось и почему-то очень хотелось прибежать домой и обнять уже взрослого сына, которого я никогда так не воспитывал, взлохматить ему волосы, поговорить по душам, помочь с уроками. Я думаю большинство читателей больше всего в этой книге ждали именно обратного превращения Кошака в обычного мальчишку,который как и все персонажи ВК любит корабельную романтику, дорожит дружбой и всегда встанет на защиту слабых. И когда это произошло я даже немного пожалел о том, что мы навсегда
потеряли того Егора, который вечно спорил и боролся с собой и имел свою, особенную точку зрения на этот непростой мир.
Думаю, что «Острова и капитаны» это один из самых значимых циклов автора, отлично продуманный с самого начала на все сорок лет своего действия, наполненный неожиданными поворотами событий, запоминающимися героями и яркими моментами. С удовольствием буду рекомендовать ее к прочтению своим (да и не только) детям.
UnrealQW, 11 июня 2019 г.
Последний том трилогии на голову выше предыдущих двух. Именно здесь появляются взрослые мысли, а не описание незамысловатых детских впечатлений. Герой трансформируется по ходу романа, он постоянно узнает что-то новое о себе и размышляет. Морализаторство хоть и присутствует, но не сильно выпирает наружу.
Читаю Крапивина первый раз. Говорят, у него повороты сюжета (борьба с жестокими и равнодушными учителями и гопниками, любовь к морю) повторяются из книги в книгу, но как самостоятельный роман весьма читабелен. Написан хорошим языком, эмоционален, от начала и до конца держит в напряжении историей главного героя.
Gourmand, 1 апреля 2015 г.
Читал на одном дыхании, не мог оторваться. Почти сутки читал, с утра и до утра. Не знаю, типичный ли это образ для Крапивина или нет, но сразу как-то захватил парнишка. Правда, под конец уже с тоской ждал, когда опять кто-нибудь помрёт. Есть у автора такая манера, гробить и калечить окружающих ГГ персонажей. И когда в финале этот правнук писателя встречается с ГГ, ну, думаю, сейчас либо Султан отомстит за Копчика, либо ещё кто ножом в бок сунет. Да и автор мои тревоги разделял:
В переулке взвизгнули тормоза, и Егор кинулся за угол.
Но, видимо, редактор сказал Крапивину: «Хватит мальчиков убивать-калечить, пусть хоть один доживёт спокойно до задней обложки».
Вообще, сильно написано. Затянуто местами, но в основном просто отличные эпизоды: и героические, и правдоискательские, и тревожные, трагические.
А вот по идее — я ничего не понял. Люди, острова, тянутся ниточки — тривиально. Зачем живём на свете, что после нас останется — банально. Ничего такого нового я не увидел. С другой стороны, если книгу читать в детско-подростковом возрасте, то, наверное, эти мысли будут достаточно интересны. А с третьей стороны, в детском возрасте нужны Герои, Образцы, Кумиры, а тут вроде и нет таких. Ну, не знаю.
Но написано — отлично! Захватывающе.
Enciso, 7 мая 2013 г.
К творчеству Крапивина отношусь достаточно равнодушно: все, что читал в детстве — достаточно однотипно. Главный герой, как правило, начитанный ребенок-интраверт, водящий дружбу со странными взрослыми и сверстниками-изгоями. В любом произведении обязательно будет минимум 3 конфликта — с родителями, гопотой и учителями. Впрочем, закончится все, скорее всего, хорошо. Практически обязательна «морская романтика»: герой обязан мастерить парусники или ходить по морю, или, как минимум, зачитываться книжками на эту тему. Возраст протагониста, как правило, колеблется между 10 и 13 годам, когда уже начинает формироваться характер, но еще нет пагубных наклонностей и тяги к курению, напиткам, женщинам.
Этот романчик в основном сделан по тем же лекалам, но герой не вписывается в стереотипный крапивинский образ. Это 15-летний приблатненный гадёныш «себе на уме», третирующий дохляков и малолеток и не питающий никакого интереса к бригантинам und каравеллам. Есть, впрочем, у него своя «сермяжная правда», но тем не менее, ударными усилиями остальных персонажей к концу книги его превращают в типичного «крапивинского мальчика» и это не выглядит фальшиво. Хорошо описана безысходная атмосфера застойных промзон 80-х, от которой молодежь как ошпаренная шарахается кто в подвалы-«таверны» (Егор), кто во «внутреннюю эмиграцию» (Венька). Отчетливо показано, что есть в стране дети, которым живется многократно хуже, чем главному герою, что они даже порой от этого вешаются.
В целом, достойная книга, хороший слепок с эпохи, в т.ч. и благодаря отходу Крапивина от плакатности творчества.
Oleg_Rubik, 18 сентября 2010 г.
Пожалуй самый сильный роман из всех мною прочитанных Крапивинских! Может не такой красиво-романтичный, не столь поэтичный, но философски, психологически, да и просто приключенчески очень сильный! В чем-то гораздо сильнее первых двух книг трилогии. И безусловно прекрасно завершивший всю трилогию.
tanny, 28 декабря 2012 г.
Замечательная трилогия. Но вот пинки учителям мне не нравятся. Все время они у него горластые тупые злобные тетки. Между прочим, у них хватает сил и терпенья с детьми работать. А такие критиканы что-то в школу не рвутся.