РОЗЫ в МАЕ Nowa Fantastyka


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > РОЗЫ в МАЕ (Nowa Fantastyka 3/165 (258) 2004). Часть 8
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

РОЗЫ в МАЕ (Nowa Fantastyka 3/165 (258) 2004). Часть 8

Статья написана 3 июля 2022 г. 00:05

10. К сожалению, вот еще одна запись в списке усопших.

ЕЖИ СКАРЖИНЬСКИЙ (1924—2004)

Jerzy Skarżyński (1924—2004)

ПРОФЕССОР в КАБАРЕ

Profesor w kabarecie

7 января 2004 года Краков распрощался с ЕЖИ СКАРЖИНЬСКИМ – выдающимся живописцем, графиком, сценографом, замечательным педагогом и пионерским в нашей стране творцом и популяризатором комикса. Также – о чем не все в Польше знают – с коренным и разносторонним краковянином, который находил время на то, чтобы, сняв галстук профессора Академии изящных искусств, выступить в кабаре “Piwnica pod Baranami”.

Польские любители фантастики издавна знают и любят Профессора. В 1954 году он иллюстрировал для журнала “Przekrój” «Магелланово облако» Станислава Лема, печатавшееся там по формуле «Продолжение следует».

Десятью годами позже на экраны кинотеатров вышел культовый фильм режиссера Войцеха Хаса «Рукопись, найденная в Сарагоссе» по одноименному роману Яна Потоцкого: сценографию и костюмы для него проектировали ЛИДИЯ и ЕЖИ СКАРЖИНЬСКИЕ.

Прошло еще десять лет, и краковское “Wydawnictwo Literackie” издает (по выбору Станислава Лема) первый в Польше роман Филипа Дика «Убик» — понятное дело, с графикой ЕЖИ СКАРЖИНЬСКОГО.

И каждый раз Профессор входил в земли и для него, и для нас неизведанные и поневоле открывал новые горизонты. Его тогдашние художественные выбор и решения получали ранг канона, и по сей день не утратившего силу эмоционального воздействия.

Великой любовью и миссией Профессора стал комикс. Будучи известным своей провокационной работой о разбойнике Яношике

(или представленной на наших страницах в отрывках чарующей историей о детективе, кукле, художнике и динозавре),

он активно участвовал в деятельности европейского “Association Internationale des Autores de Comics et de Cartoones”. Это профессор СКАРЖИНЬСКИЙ рекомендовал Адаму Холлянеку БОГУСЛАВА ПОЛЬХА, в результате чего в 1982 году в журнале “Fantastyka” стартовала серия комиксов о Фанки Ковале. Это к СКАРЖИНЬСКОМУ, как к гуру конкурса, совершали паломничество молодые художники – в 70-х годах СЛАВОМИР МАГАЛА, в 90-х КАМИЛЬ СМЯЛКОВСКИЙ, ЮРЕК ШИЛАК, ВОЙТЕК БИРЕК. В 90-х годах Профессор, если мог, никогда не отказывал в авторских встречах с участниками осенних краковских конвентов комикса; уже в этом столетии с ним нашли общий язык молодые любители и издатели комиксов Марек и Анджей Рабендовы.

Я дважды брал у Профессора длинные интервью (см. “Nowa Fantastyka” 7/1996 и 3/1997), и они были одними из самых приятных и интересных моих журналистских приключений.

В открытой людям и творчески мыслящей личности слегка демоничного иллюстратора «Трех мушкетеров» Александра Дюма

я нашел также Старшего Брата и Мастера популярного искусства наглядно-образного мышления. Одаренный природным талантом рисовальщика, уходя из сюрреализма в профессию сценографа кукольных театров, ЕЖИ СКАРЖИНЬСКИЙ открывал в молодости язык фантазии как наш первородный язык. Уже как маститый профессор, он очень высоко ценил «не слишком признанное искусство, такое, какое читают в поезде, покупают в киоске, берут со стола, снимают с полки». Замечательный человек, великий художник и странный профессор.

Немного похожий на ленгреновского Филютека, невозмутимого философа-перипатетика из журнала “Przekrój”, и на мудреца Профессора Тутку, созданного Ежи Шанявским.

Мацей Паровский





83
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх