416 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 416. Иллюстрированный Пушкин: Песнь о вещем Олеге (худ. В.Лосин)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

416. Иллюстрированный Пушкин: Песнь о вещем Олеге (худ. В.Лосин)

Статья написана 8 мая 2022 г. 18:06

Завершение обзоров иллюстраций к «Вещему Олегу». Первым был обзор иллюстраций В.Васнецова (см.), последним будет обзор иллюстраций В.Лосева. Между этими сюитами, разделёнными несколькими эпохами, существует невероятная дуга напряжения. Много было подражателей у В.Васнецова, а продолжатель только один — В.Лосин.

Худ. В.Лосин: два издания

Два издания сюиты В.Лосина к «Вещему Олегу»: 1978 года от «Малыша» (на фото слева) и 2014 года от «Речи» (на фото справа):

Слева направо: 1978 г. и 2014 г.
Слева направо: 1978 г. и 2014 г.

О новом издании писала Мария Дёмина: https://red-balls.livejournal.com/44261.h... и https://red-balls.livejournal.com/53217.h....

цитата

Вниманию всех букинистов: это не те иллюстрации, которые были в издании 1978 года!!!!

Просьба не сравнивать постранично нашу книгу с книгой «Малыша». Она другая.

Вениамин Николаевич работал над этим произведением очень долгие годы, не закончив все изданием 1978 года, менял характеры, типажи, стиль рисунка, по-разному прорабатывая детали и сюжеты.

Действительно, существенная разница в деталях иллюстраций (это видно уже по изображениям на обложке двух книг). Но помимо того, новая (2014 года) книга отличается оформлением: рамочки, буквицы, орнаментальные заставки и концовки.

Слева направо: 1978 г. и 2014 г.
Слева направо: 1978 г. и 2014 г.

Существенная разница в оформлении страниц с текстом (в новом издании орнамент красивый, хотя, пожалуй, уже немного вычурный).

Слева направо: 1978 г. и 2014 г.
Слева направо: 1978 г. и 2014 г.

Умный сканер на рисунках Лосина впадает в замешательство. На целой странице он легко вычленил мелкую картинку и подал её как объект интереса:

Помимо этого сканер, без труда определяющий ориентацию страницы, в случае с Лосиным часто не мог распознать сюжет в плотной ткани иллюстрации и в отчаянии предлагал рассматривать картинку горизонтально или вверх ногами. Приходилось переворачивать изображение вручную. Это свидетельство близости Лосина к стилю Ар-нуво (с картинками А.Мухи та же беда).

В этом смысле Лосин и является продолжателем русского модерна рубежа XIX-XX вв. Причём иллюстрации Лосина ближе по манере к В.Васнецову (они декоративно-кричащие и, одновременно, реалистичные и трёхмерные). И далеки от манеры Билибина (у которого фигуры подчёркнуто плоские и условные). А вот рамочки и завитушки у Лосина — это точно от Билибина.

Новое издание — это арт-альбом. Макета книги, как это сделал бы сам художник, нет. Есть пышное нагромождение декора. Как это выглядит подряд, все развороты см., например., здесь.

А я вдруг понял, что в новом издании — две книги. Одна — это текст, оформленный рамочками и сопровождаемый бессюжетными иллюстрациями: вот древне-русский князь, вот дружина, вот идол. А вторая книга — это собственно набор роскошных сюжетных иллюстраций, которые надо рассматривать подряд, уже не отвлекаясь на знакомый текст.

Вот так и посмотрим сюиту Лосина.

Худ. В.Лосин: «Вещий Олег» для чтения

Богатое оформление текста случилось только в новом издании. Вот так могла бы выглядеть брошюрка, построенная только на оформительских принципах. Того, что есть, уже хватило бы для долгого рассматривания

2014 г.
2014 г.

2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.

2014 г.
2014 г.

2014 г.
2014 г.

2014 г.
2014 г.

2014 г.
2014 г.

2014 г.
2014 г.
2014 г.
2014 г.

2014 г.
2014 г.

Худ. В.Лосин: две сюиты

Собственно страничные иллюстрации. Здесь уже сравнение двух изданий: 1978 г. и 2014 г. Композицию Лосин нигде не поменял, но иллюстрации перерисовал полностью.

Обрек он мечам и пожарам

Олег только собрался отомстить неразумным хазарам, но за рекой уже стоят пожары (надо полагать это последствия набега хазар). В новом издании было столько материала, что редактор решил эту иллюстрацию из самого начала (как было в издании 1978 г.) разместить ближе к концу — когда князь поехал на берег смотреть кости коня своего. Вроде бы, такую версию поддерживает конский череп, появившийся в новом рисунке на первом плане — но не со всем же войском князь туда поехал! Наверное, черепом Лосин хотел создать закольцованность сюиты: череп в начале — череп в конце (типа кудесник только выразил словами все уже имеющиеся приметы будущего).

1978 г.
1978 г.
2014 г.
2014 г.

На ранней иллюстрации Олег в центре выделяется композиционно — взгляд его находит сразу, а на новой иллюстрации он бы затерялся, пришлось его цветом выделить (одеть в золотые доспехи).

Волхвы не боятся могучих владык

В раннем варианте кудесник вышел из леса растрёпанным, в звериной шкуре и очень вдохновенным. В позднейшем прочтении он стал более респектабельным: солидный волхв для солидных князей.

1978 г.
1978 г.
2014 г.
2014 г.

Предыдущая иллюстрация из новой сюиты была в тонкой рамочке, здесь рамочка потолще. Рамочки пока более скромные, чем для оформления текста на широких полях.

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга

1978 г.
1978 г.
2014 г.
2014 г.

А здесь вычурной рамочки в новой иллюстрации нет, просто граница обозначена.

Пирует с дружиною вещий Олег

Этой композиции в первом издании не было. Существует только в новой сюите.

Типажи у Лосина в иллюстрациях к любому периоду — это простые (очень простые) советские люди. Такие типажи представляются по рассказам Шукшина. Но вот Лосин рисует дружину Олега на пиру. Рядом с Олегом сидят вполне благообразные джентльмены (видимо, замполит и начштаба), но широко представлены и совершенно дикие морды. Варяжская дружина — это, конечно, ближе к банде. Или, учитывая время создания Лосиным новой сюиты — к бригаде братков.

Широкая рамка сочетается с рисунками на полях.

Кудесник, ты лживый, безумный старик!

В первом варианте этот рисунок служил поводом показать ближний круг Олега (он же взял с собой на погост только ближний круг). Сторонники Олега — молодые и пожилые — глядят на него очень внимательно, пожирают глазами, но без подобострастия (он первый среди равных, его первенство обусловлено авторитетом). В позднейшем варианте всё внимание сосредоточено на Олеге, сослуживцы отодвинуты на дальний план, глазеют по сторонам. Наверное, Лосин решил, что во второй сюите образ окружения князя уже был дан в картине пира.

1978 г.
1978 г.
2014 г.
2014 г.

Варианты рамочек для рисунков из новой сюиты продолжают накапливаться. Окончательный выбор художником сделан не был.

Бойцы поминают минувшие дни

Последняя иллюстрация подверглась минимальной правке. Единственное отличие, которое я обнаружил — в центре рисунка. Во втором варианте на красном щите лежит отрубленная голова быка, а в первом — угадывается вся туша с неотделённой головой. Эмоции колоритных персонажей разнообразные: кто-то вспоминает свои дни, кто-то страдает по князю (или с похмелья), а центральный персонаж бандитского вида проявляет тягу к прекрасному: он заслушался переборов гуслей.

1978 г.
1978 г.
2014 г.
2014 г.

Скорее всего, Лосин не перерисовывал эту иллюстрацию — можно посмотреть, как отличается по прорисовке воспроизведение с подлинника по полиграфическим возможностям в 1978 г. и в 2014 г.





488
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение8 мая 2022 г. 21:26
Во второй сюите доспехи реалистичнее стали.
А на иллюстрации «Обрек он мечам и пожарам» — князь одет по византийскому обряду. Видимо её размещение в конце не проделки дизайнера, а авторский замысел. В начале Олег одет богато, но вполне себе в условном варяжском стиле, а, когда едет к черепу коня, то он уже всего достиг и стал равен византийскому кесарю (хотя бы облачением). Жизнь удалась. :)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2022 г. 21:35
С нарядами князя сложно. Два подряд эпизода, разделённые минутой: беседа с кудесником и прощание с конём. Одежда Олега разная (во втором варианте). Не определился художник. По поводу «Обрек он мечам и пожарам» — да, там он в короне (но наступает на череп через минуту в другой одежде). Начинаю думать, что расположение этой картинки в начале в издании 1978 года — что-то вроде фронтисписа: дух эпохи (войско, вороны, пожары, идолы). Может, это он из Царьграда возвращается в модной одежде?


Ссылка на сообщение8 мая 2022 г. 21:42

цитата Zivitas

Может, это он из Царьграда возвращается в модной одежде?

Да, у меня тоже такое ощущение, что пожары за спиной, это дело рук дружины, а не хазар. :)
Получается — картинка просто аллегория — Олег на вершине могущества и череп подле идола, как намёк на скорое падение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2022 г. 22:10
:cool!:


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 10:19
Хммм....

цитата Zivitas

обзор иллюстраций В.Лосева

цитата Zivitas

Худ. В.Лосин: два издания

цитата Zivitas

1978 года от «Малыша» (на фото слева)
Вот это — воспоминание детства. И до сих пор не понимаю, почему конь пегий. Хотя это и ценно, в связи с общей слабостью иппологии в иллюстрации. Были в «Коньке-горбунке» заплетенные гривы?

цитата Zivitas

и концовки
Для «Малыша» лучше — сразу видно, что вороны кружат. А в издании новом небо украла рамочка и полет воронья стал бессмысленными галками. Благодаря ей же, всё висит в воздухе.

цитата Zivitas

Это свидетельство близости Лосина к стилю Ар-нуво
Самая необычная искусствоведческая методика из всех. Респект.

цитата Zivitas

Наверное, черепом Лосин хотел создать закольцованность сюиты
Конь. Пегий. И там и там.

цитата Zivitas

Олег только собрался отомстить неразумным хазарам, но за рекой уже стоят пожары (надо полагать это последствия набега хазар)
Тоже загадка — почему сначала нельзя потушить, а потом мстить.

цитата Zivitas

солидный волхв для солидных князей.
Простоволосый и тощий — не солидно. Впрочем, хоть лес появился, а не коряга-какая-то. Цвет коры немножко напрягает.

цитата Zivitas

сослуживцы отодвинуты на дальний план, глазеют по сторонам
Как и надлежит телохранителям. А на старой иллюстрации нервно за плечом толкутся, словно Олег очередь в винный отдел задерживает.

цитата Zivitas

Эмоции колоритных персонажей разнообразные
Игорь наряжен, как на свадьбу, Ольга не хуже. Сидят по-магометански на коврике. Дружина — вытянув ноги.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 10:44
:-D
 


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 11:45
На русской свадьбе невеста слева от жениха, сторона сердца. Тут — вдова: белый плат и жемчуга.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 12:52
Это ж Ольга — скоро овдовеет
 


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 14:15
О, конечно. Но в любом случае, это не траур.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 15:04
Да, глубоко надо копать художнику.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 16:45
Да художнику-то зачем? Времена Репина, ковырявшего реквизит по коллекционерам, прошли. Издатель взял — ОК.
Но у зрителя есть право на восприятие. И порой иллюстрация рассказывает не вполне ту же историю, что автор иллюстрируемого (пример крайнего — Олейников). Бессмысленно и спрашивать, где цареградская броня и почему вместо поля — опушка. Это игнорируется всеми, тут, видимо, какой-то нюанс.
Но Лосин ощущает что-то крайне свое. Видимо, есть причина, по которой настолько чудны князь с княгиней, а вместо воспоминаний бойцов за круговым ковшом прослушивание гудца (оценили его пятерню землекопа октавы на две? А двумя руками за струны шлемовидных гуслей только марийцы дергают, не просто так отроки на среднем плане шизеют), который, к тому же, устроился спиной к князю. Вместо лошади на тризне по Пушкину —
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!
хорошо обескровленная голова КРС (Олег, что, на нем ездил?) и, опять-таки, башка, но уже вепря из сцены пира. Недоеденная, видимо, и принесенная на холм слугами, чтобы Игорь видел — нет, не украли.
Не то, чтобы Лосин был плох, наоборот, ярок, изобретателен в композиции. С большим удовольствием посмотрел бы на его иллюстрацию «Песни о вещем Олеге» Высоцкого, если бы она была.
Но очень весело получилось.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2022 г. 17:50


⇑ Наверх